Обсуждение выхода Греции из еврозоны продолжается не первый месяц, однако в мае ситуация кардинально изменилась. В стране начали набирать популярность левые партии, которые, придя к власти, могут отказаться от мер экономии, что неизбежно приведет к дефолту страны. Такой сценарий прогнозировался и раньше, но только сейчас потенциальный отказ Греции от евро перестал быть запретной темой не только для экономистов, но и для чиновников.
Спекуляции на тему выхода Греции из еврозоны начались еще до предоставления стране первого пакета кредитной поддержки в 2010 году. Тем не менее возврат страны к драхме обсуждали в основном финансисты; политики в один голос говорили о том, что развал еврозоны невозможен.
Тем не менее события этой весны спровоцировали небывалый ажиотаж. Ключевой темой являются парламентские выборы, где ни одна партия не смогла набрать большинство, которое дает возможность самостоятельно сформировать правительство. Политикам пришлось договариваться о коалиции, однако они так и не пришли к общему соглашению. В итоге в Афинах сформировали временное правительство и назначили досрочные выборы. Если на них победят левые партии, они, скорее всего, откажутся от мер государственной экономии. В таком случае ЕС, МВФ и ЕЦБ закроют кредитную линию, и Афины будут вынуждены объявить дефолт.
Масла в огонь подлили МВФ, отказавшийся сотрудничать с временным правительством Греции, и агентство Fitch, которое понизило кредитный рейтинг страны в связи с возросшей вероятностью ее выхода из еврозоны.
Кроме этого отказ Афин от евро перестал быть табу для высокопоставленных еврочиновников и политиков. Так, министр финансов Франции Франсуа Баруэн (покидает пост в связи с формированием нового правительства) оценил убытки своей страны от выхода Греции из еврозоны в 50 миллиардов евро; по его словам, сумма является "приемлемой". Отказ Афин от евро допустили также министр финансов Нидерландов Ян Кеес де Ягер (Jan Kees de Jager), член управляющего совета ЕЦБ и глава ЦБ Бельгии Люк Коэн (Luc Coene), глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и директор МВФ Кристин Лагард. Европейский комиссар по торговле Карел де Гюхт (Karel De Gucht) 18 мая рассказал бельгийской De Standaard, что в Еврокомиссии и ЕЦБ уже разрабатываются экстренные сценарии на случай отказа Афин от евро.
Такие откровения спровоцировали активность экспертов и аналитиков, которые пытаются представить наиболее реалистичные, по их мнению, сценарии выхода Греции из еврозоны и даже краха евро. Также приводятся оценки убытков на случай позитивного развития событий и крайне негативного сценария.
Без боли
Наиболее благоприятный вариант отказа Греции от евро описал, как ни странно, известный экономист Нуриель Рубини, один из экспертов, предсказавших кризис 2008 года. По его мнению, еврозону от развала спасут сильная Германия и достаточно сдержанная денежно-кредитная политика ЕЦБ. Рубини считает, что после добровольного выхода из еврозоны Греция вернется к драхме и сможет ее девальвировать, что поможет экономике восстановить конкурентоспособность и вернуться к росту.
Конечно, оговаривается экономист, последствия будут серьезными: в один момент долговые обязательства страны, ее банков и компаний, номинированные в евро, существенно вырастут из-за девальвации (по самым скромным подсчетам - на 15 процентов). На этом этапе в действие должны вступить стабилизационные фонды EFSF и ESM, которые с помощью вливаний капитала в греческие банки спасут финансовый сектор страны и всей еврозоны от коллапса.
Тройке кредиторов - ЕС, МВФ и ЕЦБ - придется реструктуризировать внешний долг Греции, сократив его объем и увеличив срок погашения. Здесь, само собой, понадобятся новые сокращения социальных выплат.
Что касается распространения кризиса, Рубини считает, что отказ Греции от евро не ухудшит конкурентоспособность и кредитоспособность других обремененных долгами стран еврозоны, поскольку у них по этим показателям и без того все плохо. По его мнению, Португалии, Испании и Италии понадобится помощь ЕС вне зависимости от того, как сложится ситуация в Греции.
Такой сценарий вряд ли можно назвать слишком оптимистичным, но остальные экономисты прогнозируют куда более масштабный кризис.
Негативный сценарий
После отказа Греции от евро новая нацвалюта может обесцениться на 75 процентов, пишет The Wall Street Journal. В итоге один доллар будет стоить около 1050 драхм, тогда как в 2000 году при включении страны в еврозону курс составлял 263 драхмы к доллару. При этом девальвация может и не оказать столь позитивного эффекта, который предсказывают многие экономисты, поскольку обесценившаяся валюта удешевляет экспорт, делая его более конкурентоспособным за рубежом. Профессор Европейского университетского института (European University Institute) Эви Паппа (Evi Pappa) напоминает, что Греция мало экспортирует, поэтому девальвация навряд ли спасет страну.
Паппа сомневается также и в том, что подешевевшие активы тут же раскупят зарубежные инвесторы, поскольку страна неизбежно погрузится в социальную нестабильность. Как ранее заявлял министр защиты граждан Михалис Хрисохоидис (Michalis Chrisochoidis), выход Греции из еврозоны может вообще закончиться гражданской войной.
Также непростым будет переход к драхме. Похоже, пока никто точно не представляет, как будет организована техническая сторона этого мероприятия, поскольку валюту придется создавать с нуля. Процесс может занять от нескольких недель до месяцев.
Возможность краха европейской банковской системы также нельзя недооценивать. Как заявил BBC член управляющего совета ЕЦБ Бенуа Кере (Benoit Coeure), банки еврозоны уже были на грани коллапса осенью прошлого года, когда нестабильность на фондовых рынках была вызвана только слухами о выходе Греции из еврозоны. Что случится с финорганизациями, если Афины на самом деле откажутся от евро, остается только предполагать.
Вопрос цены
Легче всего подсчитать прямые убытки, которые придется зафиксировать держателям греческих гособлигаций в случае дефолта страны. В настоящий момент, после списания частными кредиторами 107 миллиардов евро, внешний долг Греции составляет около 250 миллиардов евро.
Навряд ли потери ограничатся только суммой внешнего долга. По подсчетам британского Центра исследований экономики и бизнеса (The Centre for Economics and Business Research, CEBR), убытки могут составить до триллиона долларов (780 миллиардов евро).
Германии как крупнейшей экономике ЕС отказ Афин от евро может обойтись в 100 миллиардов евро, подсчитали в Бундесбанке. По оценке французской бизнес-школы IESEG School of Management, ФРГ потеряет 90 миллиардов евро, а Франция - чуть более 66 миллиардов евро. В UBS полагают, что затраты непосредственно налогоплательщиков еврозоны на помощь Греции составят 60 миллиардов евро. Если Афины откажутся от евро, сумма вырастет до 155 миллиардов евро.
Мир не рухнет после дефолта Греции, какими бы ни были последствия, а вот существование валютного союза все же окажется под угрозой: есть вероятность, что и другие страны, страдающие от долгового бремени, задумаются о жизни без евро, но зато с лирами, песетами и эскудо.