С момента выхода Diablo II прошло 12 лет, но, когда 15 марта Blizzard объявила дату релиза третьей части, оказалось, что 12 лет ожидания - это примерно то же самое, что два месяца, так долго эти месяцы тянулись. Diablo III не обещала никакой революции, богатых диалогов и свободы выбора: все поклонники серии более или менее знали, что их ждет. Интриги, то есть, не было, но почему-то ни одну игру не ждали так, как эту.
По мере приближения даты релиза ожидания пользователей сначала переросли в экзальтацию, а потом в истерию: на форумах Battle.Net поклонники бесновались, измеряя время до релиза в секундах, перечисляя игры, с которыми они попрощаются после выхода Diablo III, и ругая постоянную необходимость подключения к интернету. В первые часы после релиза истерия только усилилась: опасения по части онлайн-режима оправдались, и в игру было невозможно попасть из-за перегруженности серверов.
Когда серверы заработали относительно стабильно и поток жалоб стих, на Diablo III наконец удалось взглянуть в спокойной обстановке, проще говоря, в нее просто удалось поиграть без дисконнектов и непрестанных попыток пробиться на сервер. И что вы думаете? "Диабла" осталась прежней "диаблой"! Ваш герой так же сотнями убивает монстров, исполняя некое условное предназначение, и так же вознаграждается на пути к цели артефактами и золотом.
Все, кто играл в предыдущие части Diablo, знают, как это происходит: присел поиграть на 10 минут, пришел в себя через четыре часа. Клик-клик-клик-клик. Механика игры предельно проста и по сравнению с тем, что было раньше, не изменилась, по крайней мере принципиально. Увеличилось только количество способов, которыми можно убивать, и сам процесс убийства стал куда красивее и разнообразнее. Декорации также стали полноценной частью игры, они не только создают атмосферу, но иногда тоже служат орудием убийства.
В начале игры вы можете выбрать одного из пяти доступных персонажей: варвара, монаха, волшебника, охотника на демонов или шамана. Так же, как и в предыдущей части, ваш герой может взять себе в пару наемника. В битве его роль по большому счету декоративная, но зато он изрядно развлекает вашего персонажа разговорами, которые, как ни странно, не надоедают.
Blizzard вообще проделали блестящую работу со звуком. Все ваши персонажи разговаривают характерными голосами, и диалоги, в зависимости от героя и даже от его пола, отличаются (более того, для каждого героя сделаны свои внутриигровые видеовставки). Несмотря на то что диалоги в Diablo III служат только для украшения, каждый из важных второстепенных персонажей тоже озвучен с любовью, и за их голосами к концу игры вырастают характеры, что довольно редко удается даже разработчикам более зависимых от диалогов игр.
Сюжет в Diablo III присутствует лишь как необходимая данность. Но сюжет, как и навыки, квесты и достижения, - это лишь контуры игровой реальности Diablo III; ее истинное содержание - это ваш герой и его предметы. Это одна долгая битва, в которой в поисках лучшего снаряжения вы снова и снова проходите игру, выбивая из монстров вещи, делающие вас сильнее. Этот процесс по продолжительности стремится к бесконечности, и в конечном счете это и есть суть игры.
Как и во второй части, пройдя игру, вы получаете возможность сделать это заново, но уже на повышенной сложности, где вас ждут еще более крепкая броня и еще более изысканные мечи. Всего таких сложностей четыре, причем последняя, Inferno, сделана для тех игроков, кому всегда мало достигнутого. На этой сложности уровень всех монстров выше вашего (а к тому моменту ваш герой достигает максимального 60-го уровня). С момента выхода Diablo III прошло уже три дня, но еще никто не прошел игру на Inferno.
Во многом Diablo III совсем не похожа на предыдущую часть, но понимаешь это не сразу. Одна из самых разительных скрытых перемен состоит в том, что игровые предметы - как редкие, так и уникальные, сильно потеряли в индивидуальности, превратились по сути в цифры, в чистый урон. Это связано с тем, что теперь ваш герой, кто бы он ни был, почти всегда атакует, используя навыки, а не оружие как таковое, поэтому вид оружия часто неважен, важен только урон от него. Классовое оружие есть, но при этом маг, например, отлично чувствует себя с топором, а монах, например, с мечом, хотя дерется он все равно руками.
Однако, и это можно повторять снова и снова, "диабла" это все равно "диабла". Прежде всего это ощущение, которое возникает, когда варвар прыгает в кучу врагов и разбрасывает их в разные стороны, или маг в последний момент телепортируется из-под удара, или монах эффектной серией ударов уничтожает толпу монстров. Это то самое не очень уловимое и слегка проникнутое ностальгией ощущение, которое так и не удалось воссоздать ни одному клону Diablo. Именно благодаря ему от этой игры получаешь настоящее удовольствие.
Кому-то может показаться, что это слишком просто, что нельзя сделать бесконечную погоню за вещами настолько привлекательной, чтобы люди тратили на нее десятки часов игрового времени. Если так кажется вам, поиграйте в Diablo III.
P. S. Рецензию на Diablo III читайте на "Ленте.ру" в ближайшее время.