В России 25 июня создана ассоциация аэропортов, которая планирует объединить 90 процентов рынка и включить в свой состав активы в СНГ. Структуру учредили правительство и бизнесмены. Консолидация аэропортов происходит в интересах трех структур - "Реновы" Виктора Вексельберга, "Базэла" Олега Дерипаски и "Новапорта" Романа Троценко.
Представители столичного аэропорта "Внуково", новосибирского "Толмачево" и екатеринбургского "Кольцово" 25 июня подписали соглашение о создании международной ассоциации аэропортов (МАА). Позже к ним присоединится московский "Шереметьево", также учредители рассчитывают, что в ассоциацию вступит "Домодедово", аэропорт Красноярска, часть других авиаузлов России и СНГ. В целом ассоциация планирует объединить до 90 процентов отечественного рынка.
По сути, в перспективе структура станет главным лоббистом аэропортового бизнеса: она будет защищать интересы своих членов и участвовать в разработке законов. "Появился новый игрок, который будет отстаивать интересы всех аэропортов. Наша отрасль очень зарегламентирована, к сожалению, все эти регламенты писались очень давно, когда и технологии были другие, и самолетный парк был другой, и требования к безопасности. Все это необходимо оптимизировать, для чего требуется консолидация усилий всех игроков отрасли", - пояснял гендиректор "Кольцово" Евгений Чудновский.
Ассоциация планирует стать саморегулируемой организацией (СРО). Как известно, основная задача СРО - забрать у государства надзорные функции и представить отрасли возможность заниматься самоконтролем. Положительная сторона СРО в том, что управление переходит от чиновников к профессионалам, ограничивая таким образом монополистические амбиции государства. Но только не в России: в аэропортовой СРО, судя по всему, ведущую роль будет играть все же правительство, на худой конец - бизнесмены, не уличенные в оппозиции действующей власти.
Столичный "кластер"
"Домодедово"
По итогам 2011 года выручка аэропорта могла составить до 31,2 миллиарда рублей (по данным "Коммерсанта", компания DME не раскрывает все показатели деятельности). Что касается чистой прибыли, то больше всего заработал пассажирский терминал - 3,9 миллиарда рублей при выручке в 8,8 миллиарда рублей. Прибыль топливо-заправочного комплекса, выручка которого составила 11,9 миллиарда рублей, сократилась до 500 миллионов рублей (2,5 миллиарда рублей было выплачено акционерам в виде дивидендов).
"Шереметьево"
В прошлом году хаб выручил 9,1 миллиарда рублей; чистая прибыль составила 2,3 миллиарда рублей (без учета ТЗК).
"Внуково"
По итогам 2011 года выручка аэропорта составила 2,5 миллиарда рублей; чистый убыток вырос в 4 раза до 2,6 миллиарда рублей.
Государство не скрывает своих амбиций: уже давно известно о намерении властей объединить ключевые аэропорты Москвы в один столичный авиаузел. В конце мая этого года Министерство транспорта определилось со схемой консолидации. Как писал "Коммерсантъ", предусматривается создание госкомпании, в которую будут внесены госдоли "Внуково" (74,7 процента акций), "Шереметьево" (83,04 процента акций), а также взлетно-посадочные полосы этих хабов и частного "Домодедово".
Что касается последнего, то власти могут включить в новую компанию его ВПП, которые изначально принадлежали государству, но не саму управляющую компанию DME Limited. Ее акционеры не горят желанием ни сотрудничать с правительством, ни избавляться от актива. Тем не менее на рынке уже больше года ходят слухи о возможной продаже "Домодедово". В числе возможных претендентов на аэропорт в разное время назывались бывший министр энергетики Игорь Юсуфов, глава Gunvor Геннадий Тимченко, совладелец "Внуково" Виталий Ванцев, владелец "Суммы" Зиявудин Магомедов, бизнесмены Сулейман Керимов, Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг.
Ситуация вокруг "Домодедово" не ограничивается слухами о возврате актива под госконтроль: с 2004 года правительство предъявляет разного рода претензии к аэропорту. После взрыва в конце января 2011 года власти пытались возложить вину за теракт на акционеров, однако пока так и не смогли выяснить конечных собственников DME Limited. Последние уже явно подустали от особенностей бизнеса в России, и лучше бы им, как кажется со стороны, действительно продать аэропорт, но возможные претенденты в лучших традициях государственного капитализма пытаются выбить существенную скидку. Борьба за контроль над крупнейшим российским аэропортом продолжается, а лояльные властям бизнесмены тем временем консолидируют активы в регионах.
Кому объединяем?
Как стало известно 22 июня, группа "Ренова" Вексельберга решила объединить принадлежащие ей екатеринбургский "Кольцово", самарский "Курумоч" и хаб Нижнего Новгорода в единый холдинг "Аэропорты региона". В результате будет создана крупнейшая в России частная компания по управлению аэропортами. Структура планирует занять 35-40 процентов регионального рынка. Кроме того, "Ренова" в очередной раз подтвердила заинтересованность в столичных активах (читай: "Домодедово").
Не менее амбициозные планы в отношении аэропортового бизнеса у одного из конкурентов "Реновы" - группы "Базовый элемент" Олега Дерипаски, под контролем которой находятся аэропорты Краснодарского края. Причем Вексельберг и глава "Базэла" являются не только конкурентами: партнеры неприкрыто враждуют из-за разных взглядов на развитие совместного "Русала" (тем не менее, о конфликтах бизнесменов в аэропортовом бизнесе пока не сообщалось). На Санкт-Петербургском экономическом форуме "Базэл" подписал соглашение о создании СП со Сбербанком и сингапурской Changi Airports International. Как сообщалось в октябре прошлого года, когда стороны договорились о сотрудничестве, Сбербанк вложит в СП 120 миллионов долларов, Changi Airports - 200 миллионов долларов, "Базэл" внесет активы общей стоимостью более 500 миллионов долларов.
В начале февраля деловые СМИ писали, что Дерипаска и сингапурцы начали переговоры о покупке аэропортов в Уфе, Перми, Красноярске, Иркутске и Калининграде. В прессе сообщалось, что на все эти активы претендовали также "Ренова" и "Новапорт" (владеет новосибирским "Толмачево") Романа Троценко, главы Объединенной судостроительной компании. На данный момент из всех вышеперечисленных активов только калининградский хаб перешел в частные руки. Как стало известно 26 июня, "Храброво" не достанется ни одному из трех квазиконкурентов: покупателем актива станет подконтрольный главе Кабардино-Балкарии Арсену Канокову холдинг "Синдика". Компания кроме этого планирует стать совладельцем ставропольского аэропорта "Минеральные воды", который принадлежит региональным властям.
Структуры Канокова хотя и являются частными, но играют на поле государства, как "Ренова", "Базэл" и "Новапорт": они конкурируют только между собой, не пуская на рынок случайных инвесторов. Создание отраслевой ассоциации и саморегулируемой организации, безусловно, поможет владельцам аэропортов эффективнее отстаивать свои интересы. Например, такие вопросы как повышение тарифов на взлет и посадку на 50 процентов, будут решаться гораздо проще.