В середине 2012 года глава Международной федерации шахмат и бывший президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, чье имя в последние два года ассоциировалось исключительно с интеллектуальным спортом и общественной деятельностью, словно вышел из тени. За несколько недель стало известно о трех его инвестиционных проектах, причем все оказались международными. И в бизнесе ему, похоже, помогают и шахматы, и старые связи.
Кирсан Илюмжинов начал заниматься бизнесом еще до своего президентства. После окончания Московского государственного университета международных отношений в 1989 году он выиграл конкурс и стал управляющим совместного советско-японского предприятия "Лико-Радуга". Уже в 1990 году, как писала пресса, Илюмжинов заработал свой первый миллион. В том же году он стал учредителем международной корпорации "Сан" и банка "Степь", а через два года Илюмжинов стал собственником или совладельцем полусотни компаний, предприятий и финансовых структур.
В 1993 году бизнесмен победил на выборах главы Калмыкии, организовав кампанию под лозунгом "Богатый президент - неподкупная власть". Кроме своих управленческих качеств Илюмжинов стал известен тем, что несколько раз оказывался в центре громких скандалов, но ни разу они не привели к каким-либо последствиям для него. Так, он несколько раз менял правительства Калмыкии, при этом в некоторых случаях это совпадало с визитом проверок из Москвы.
В 1998 году президент Калмыкии и вовсе заявил, что республика может выйти из состава России. СМИ связывали это с появлением в регионе контролеров Счетной палаты РФ. Тогда министр финансов России Михаил Задорнов заявил, что в Калмыкии была проведена эмиссия более чем на 200 миллионов рублей, но деньги поступили не на счета Национального банка республики (исполняет функции отделения ЦБ РФ), а на счета клирингового банка. На следующий день Илюмжинов открестился от своих слов, отметив, что высказал свое мнение как частное лицо, и скандал закончился ничем.
В конце 90-х годов по инициативе шахматиста в выжженной солнцем степи на окраине Элисты был построен город шахмат. Комплекс зданий возвели для проведения международных турниров. Город назвали Нью-Васюки в честь нереализованной идеи Остапа Бендера из романа "12 стульев". В 2004 году Илюмжинов заявлял о намерении вложить 2,6 миллиарда долларов в строительство еще одного города шахмат на территории ОАЭ. Как предполагалось, на площади в 64 тысячи квадратных километров должны были появиться 32 здания, архитектура и расположение которых напоминали бы расставленные на шахматной доске фигуры. Тем не менее, дальше заявлений дело не продвинулось.
В октябре 2010 года Кирсан Илюмжинов покинул пост президента Калмыкии, так как вышел срок его полномочий. С тех пор поток новостей о нем почти прекратился. Чаще всего бывший президент упоминался в связи с шахматными турнирами.
Экс-глава Калмыкии также засветился в компании ливийского диктатора Муаммара Каддафи. Во время гражданской войны в Ливии бизнесмен даже сообщал СМИ о том, что происходит с лидером джамахирии.
Внимание общественности привлекло и содействие Илюмжинова доставке мощей Будды в Калмыкию. Что касается бизнеса, то имя бывшего главы республики упоминалось только в связи с крахом компании "Вель", которая занималась литьем из недрагоценных металлов. Илюмжинову в ней принадлежало 18,5 процента акций.
Объединение "Вель" работало с 1989 года. Кроме прочего, компания получала престижные контракты на реконструкцию. Так, "Вель" реставрировала залы Кремлевского дворца, помещения Банка России, ряд станций Московского метрополитена, здания Российской государственной библиотеки, ГУМа, гостиницы "Савой". Но к 2010 году что-то в бизнесе пошло не так, и был запущен процесс банкротства объединения.
Сахар, бензин и англичане
К 2012 году Илюмжинов перестал быть ньюсмейкером для деловых СМИ. Поэтому когда он в июне начал анонсировать один за другим бизнес-проекты в совершенно разных отраслях, это стало неожиданностью. Так, 19 июня стало известно, что предприниматель выкупил 52,5 процента акций крупнейшей сети АЗС Болгарии Petrol. Сделку осуществила принадлежащая Илюмжинову структура Credit Mediterranean.
До этого акции Petrol принадлежали двум другим российским бизнесменам - Денису Ершову (владел 47,5 процента) и Александру Мельнику (5 процентов). Еще 47,5 процента принадлежат болгарскому бизнесмену Митко Сабеву. Сумму сделки СМИ выяснить не удалось. Фактически Petrol является монополистом на топливном рынке Болгарии - компания контролирует 361 АЗС и три нефтеналивных терминала.
Крупнейшим конкурентом Petrol в Болгарии является российский "Лукойл", которому принадлежит в этой стране дочерняя компания со 100 АЗС. Как пишет газета "Коммерсантъ", сам Илюмжинов объясняет успешную сделку, в том числе, и шахматами. По его словам, бизнесмен имеет хорошие отношения с Болгарией с 1993 года, проводил там множество мероприятий, в том числе и турнир по шахматам.
По словам Илюмжинова, Petrol контролирует не только треть всех АЗС Болгарии и все пути доставки нефтепродуктов в страну по морю, но и все 80 имеющихся нефтебаз, несколько гостиниц, платежную систему, футбольный клуб, три стадиона, казино и даже собственный авиапарк в пять самолетов. В то же время, деловые издания отмечают, что долги Petrol превосходят стоимость ее активов и от Илюмжинова потребуются значительные инвестиции.
Groupe Sucres and Denrees ведет свою историю с 1952 года. По собственным данным, холдинг контролирует около 20 процентов продаж сахара, а ее годовой оборот превышает шесть миллиардов евро. На Россию приходится около 10 процентов бизнеса Sucres. Компании принадлежат два сахарных завода в Краснодарском крае, и еще один - в Липецкой области (Добринский завод).
11 июля стало известно, что Кирсан Илюмжинов и президент одного из крупнейших сахарных трейдеров в мире Sucres and Denrees (Sucres) Серж Варсано подписали соглашение о том, что экс-президент Калмыкии войдет в число акционеров глобальной компании. Газета "Ведомости" полагает, что речь идет о доле в российском подразделении; сам Илюмжинов настаивает, что покупает долю в глобальном Sucres.
Как будут поделены ценные бумаги между российским и иностранными акционерами, не известно. Илюмжинов собирается инвестировать в Sucres около 300 миллионов евро. В то же время, по данным издания, соглашение международной группы с экс-президентом Калмыкии - попытка сохранить свой российский бизнес. За две недели до подписания соглашения российское подразделение не смогло оспорить долговые требования в 2,18 миллиарда рублей к одному из трех заводов группы Sucden в России - Добринскому.
Претензии к заводу предъявляет московская "Новая сахарная компания" (НСК). Деловые издания пишут, что стоимость завода сопоставима с суммой долга, а сами представители Sucden заявляют, что речь может идти о рейдерском захвате. Не исключено, что Илюмжинов пришел в бизнес для того, чтобы решать именно такие вопросы.
С лоббированием интересов в российских органах власти может быть связан и альянс Илюмжинова с британской Ashmore Group. 13 июля стало известно, что партнеры создадут инвестиционный фонд объемом до 10 миллиардов долларов. Планируется, что структура будет вкладывать деньги в проекты на территории СНГ, а также в Японии, Малайзии, Сингапуре и Гонконге.
В числе приоритетов фонда будут топливно-энергетический комплекс, металлургия, телекоммуникации и пищевая промышленность. По данным СМИ, не исключено, что фонд примет участие в приватизации государственных активов. Примечательно, что до этого Ashmore, который управляет активами на сумму более чем в 60 миллиардов рублей, не создавал совместных проектов с частными лицами. Поэтому не исключено, что Илюмжинов также необходим англичанам, чтобы их инициативы в России проходили успешно.
О влиянии бывшего президента Калмыкии в российской деловой среде можно судить по недавно произошедшему случаю - бывший совладелец компании "Вимм-Билль-Данн" Давид Якобашвили 12 июля рассказал, что начал платить свои налоги в Калмыкии.
В 2011 году он заплатил около 2,3 миллиарда рублей, что сделало его одним из крупнейших налогоплательщиков в истории России. По словам Якобашвили, сделать это его убедил именно Илюмжинов, с которым они дружат. Видимо, на друзей Илюмжинова именно такого уровня рассчитывают и английские инвесторы, и мировой сахарный трейдер.