В течение одной недели, с разницей лишь в двое суток, открылись два СМИ, которые могут оказаться в числе самых интересных проектов в российском интернете. Сначала, 16 июля, стартовал портал Colta, созданный бывшей редакцией Openspace, а через два дня на самом Openspace свой проект представил бывший главный редактор "Коммерсантъ-Власти" Максим Ковальский. Премьеры получились очень разные.
Наверное, должно пройти немало времени, прежде чем читатели Colta и Openspace перестанут воспринимать их в паре. Слишком уж плотно связаны истории двух сайтов - Ковальский охотно развивает метафору о том, что он чувствует себя на портале, как новый квартиросъемщик, в Colta все еще рефлексируют по поводу потери одной площадки и переезда на другую. Почти одновременный запуск только добавляет желания сравнивать получившиеся проекты, пусть тематика Colta и обновленного OpenSpace очень мало похожи друг на друга.
Внешний вид
Портал Colta вызвал в социальных сетях волну непонимания - вполне обычную для любого редизайна любимого сайта. В Colta отказались от рубрикатора, существовавшего на Openspace (возможно, временно) - сейчас посмотреть все статьи в разделах "Медиа", "Общество" или "Театр" можно только в два клика: сначала в ленте статей нужно выбрать любой материал, а из него уже - попасть в рубрику.
Некоторые читатели старого Openspace были недовольны "высоколобым" названием Colta - редакция отсылками к итальянскому слову, у которого, к тому же, есть несколько значений, как бы подчеркнула, что является сайтом не для всех. Скрытые реминисценции можно найти и в самом дизайне сайта - во всяком случае, блогеры уже обратили внимание на схожесть дизайна с рекламным постером сериала про маньяка-убийцу "Декстер". Colta в таком случае по звучанию похожа не на какие-то итальянские слова, а на "кольт".
Зато на главной странице появилась большая ссылка на объяснение, как помочь проекту деньгами, и на список тех, кто это уже сделал. Особое раздражение у медиа-сообщества вызвало разделение списка на две части: тех, кто оказывал информационную поддержку (читай: знаменитостей), и тех, кто просто давал деньги (читай: плебеев). В Colta сначала пытались объясниться, а к 19 июля два списка превратились в один.
Значительно урезанными в Colta оказались новости. Этот формат и раньше не был самой сильной стороной Openspace, а теперь новостные заметки, как стихи в некоторых толстых журналах, просто закрывают дырку в верстке. На Colta новости называются "Шум", но шум этот совсем негромкий: за 18 июля порталу достойными упоминания показались три новости, за 17-е - две, за 16-е - аж четыре.
Длинные тексты на Colta решили не делить, как на старом Openspace, на несколько частей (там это делалось, по всей видимости, для увеличения количества кликов), а давать единым полотном, которое визуально разбивается коллажами или фотографиями. Кажется, что читать статьи стало удобнее из-за расположения текста во всю длину страницы - во всяком случае, нет сомнений, что если это кому-то не нравится, то он в скором времени привыкнет.
Привыкнуть к новому Openspace значительно сложнее. Почему-то дизайн проекта Максима Ковальского выполнен исключительно в черно-белых цветах, из-за чего кажется, что ничего радостного на этом портале появиться не может: как будто кого-то хоронят. Новости и статьи открываются не в новой странице, а поверх старой, при обращении к фотогалереям приходится долго разбираться, как ими пользоваться - на Openspace нельзя, как на других сайтах, просто кликнуть на уже просмотренную фотографию, чтобы перейти к следующей. Чем-то новый Openspace напоминает дочерний молодежный проект W-O-S, который устроен так, что найти какой-то конкретный материал на нем практически невозможно.
Рубрикатора на новом Openspace также нет: с любой страницы можно попасть либо на главную, либо на главное за неделю, либо в фотопоток. Учитывая,что в левом верхнем углу есть еще одна ссылка на главную страницу, смотрится это по крайней мере странно, особенно при том, что пока что все опубликованное на первой странице Openspace сильно пересекается с главным за неделю.
Наконец, у Openspace на главной странице оказались пустые места - возможно, в будущем они чем-то заполнятся, но сейчас верстка выглядит недодуманной. Баннер для рекламы на видном месте есть и у Openspace, и у Colta, причем у проекта Ковальского уже даже появились рекламодатели; на Colta пока откручиваются ссылки на свои же статьи.
Содержание
В первый день работы Colta на сайте появилось сразу несколько "бомб" - материалов, которые будут обсуждаться еще очень долго. 16 июля на портале появился мощный (как всегда) текст Светланы Рейтер, колонка главреда Марии Степановой о ближайшем будущем проекта и последнее интервью Земфиры накануне, как утверждает певица, ожидающего ее периода долгого молчания.
Но на этом Colta не остановилась и 17 июля начала с публикации ранее не издававшегося цикла стихотворений Дмитрия Пригова и программной статьи Екатерины Деготь о праве на левое искусство. На этом фоне даже опрос политологов о Навальном, материалы из архива Всеволода Гаккеля и колонка Леонида Бершидского выглядят несколько блекло, хотя, по большому счету, их с удовольствием согласилось бы поставить к себе любое приличное издание.
Ничего похожего на Openspace Максима Ковальского не обнаружилось. Фотографии последствий наводнения в Пакистане авторства Дэниела Берехулака хороши, но это не бомба (особенно учитывая перенасыщенность СМИ снимками из Крымска), развлекательная статья про то, о чем говорят в московских пробках, именно что развлекательная. Ставка на серьезные статьи проверенных по "Коммерсанту" журналистов (например, Ольги Алленовой) понятна, но пока они не вызывают мгновенного желания обсудить их с друзьями в социальных сетях. Возможно, что-то мощное Ковальский приготовил на следующие после запуска дни, но к середине дня 19 июля Openspace не обновился вообще: видимо, предполагается, что это сайт для вечернего чтения.
Раскрутка
Если предположить, что и у Openspace, и у Colta были специальные стратегии своего продвижения, то бывшая редакция Openspace "сделала" нынешнюю по всем статьям. Прежде всего, Colta смогла выйти на два дня раньше и обеспечила себе мощный поток обсуждений в социальных сетях. Openspace в соцсетях вообще не обсуждают, а ведь во многом именно через них планируют развиваться оба сайта - плашки Фейсбука, Твиттера и Вконтакте представлены что на Colta, что на Openspace.
Дополнительную раскрутку Colta обеспечила себе за счет эпатажных материалов. Статья Екатерины Деготь, опубликованная на портале, называется "Почему я не буду работать на COLTA.RU" - как на это можно не кликнуть? 18 июля, в день выхода обновленного Openspace, Colta опубликовала интервью с Ковальским, и вот уже все обсуждают не стартап, а интервью о стартапе. Увидев, что материал Деготь о левом искусстве привлек массу читателей, редакция на следующий же день запустила краткий курс левого движения - чтобы тема получила свое продолжение.
Openspace пока эпатирует разве что тестовыми статьями в закрытом доступе - по какому-то недосмотру их видно по прямым ссылкам. Эта, например, вызывает ассоциации с причиной увольнения Ковальского из "Власти", эта просто сообщает читателю, что тут должен быть "текст как текст".
Сайт Ковальского до запуска поставил на главную страницу заглушку, на которой была изображена знаменитая тюбетейка самого Ковальского. Пока что эта тюбетейка, а точнее, символизируемый ею авторитет главного редактора - единственное, что есть в активе у сайта Openspace: уверенность в том, что Ковальский точно придумает что-то интересное, не ослабевает.