На выборах президента Нагорного Карабаха победил действующий глава непризнанной республики Бако Саакян. По данным Центризбиркома за него проголосовали 66,7 процента избирателей. Саакян возглавляет Арцах (армянское название НКР), начиная с 2007 года. Несмотря на его убедительную победу, нынешние выборы показали, что в Нагорном Карабахе впервые более чем за 20 лет появилась организованная оппозиция.
Помимо действующего президента на пост главы самопровозглашенной республики претендовали депутат парламента, генерал-майор Армии обороны НКР Виталий Баласанян и проректор Степанакертского филиала Государственного аграрного университета Армении по научно-учебной части Аркадий Согомонян. Еще один претендент – безработный пенсионер Валерий Хачатрян снял свою кандидатуру из-за "отсутствия уверенности в победе".
Армянское издание "Iragir" объявило, что победитель нынешних выборов впервые, начиная с 1991 года, не смог покорить планку в "80 процентов голосов". Треть избирателей удалось "перетянуть" основному сопернику действующего президента - Виталию Баласаняну. Генерал-майор Армии обороны НКР является одним из 20 героев Арцаха. Эксперты обращали внимание на то, что он пользуется большим авторитетом среди военных. Во время карабахской войны Баласанян командовал силами ополчения в Аскеранском районе, с 1999 по 2005 годы был заместителем министра обороны непризнанной республики. Во время предыдущих выборов Баласанян поддержал кандидатуру Саакяна и был назначен советником президента, но через три года покинул этот пост, заявив, что глава республики "игнорировал его советы". Работа в президентской команде дала Баласаняну возможность позже заявить, что он "изнутри знаком с неэффективностью и недееспособностью системы и что власти оказались слишком далеки от провозглашенных ими же принципов и программ".
Генерал-майор АО НКР строил свою предвыборную программу на критике действующего президента. Баласанян, в частности, обвинял Саакяна в распространении коррупции и невыполнении обязательств по созданию рабочих мест. 21 июня на встрече с избирателями Баласанян представил собственные инициативы по сокращению "ненужных" расходов бюджета и возрождению сельского хозяйства. Возможно, социальная программа в какой-то мере определила его успех на выборах. В пользу этой версии свидетельствуют данные опроса, которые в интервью "Независимой газете" привел председатель Комитета по защите свободы слова Ашот Меликян. По его словам, 75 процентов граждан Карабаха от будущего президента ожидали в первую очередь решения социально-экономических проблем, и только 9 процентов населения - урегулирования карабахской проблемы.
Этой проблеме в избирательной программе кандидата также было отведено значительное место. "Самая крупная наша ошибка была 12 мая 1994 года, когда мы согласились на режим прекращения огня. Вторая уступка - то, что отказались от идеи воссоединения с Арменией", - утверждал политик.
В то же время, избранный президент Саакян ранее неоднократно заявлял, что Нагорный Карабах должен быть признан в существующих границах. На предвыборные обещания Саакян, мягко говоря, поскупился, сообщив лишь, что на руководящем посту намерен продолжить начатые пять лет назад программы.
Оба кандидата заявляли о необходимости равноправного участии НКР в процессе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта (в настоящее время интересы непризнанной республики на переговорах представляет Армения). Оба также выступили против передачи Азербайджану семи районов, находящихся за пределами заявленных в 1991 году границ непризнанной республики, которые контролируются сейчас Армией обороны Нагорного Карабаха. Речь идет о так называемом "поясе безопасности" - территории, перешедшей под контроль НКР в ходе Карабахской войны. На эту тему, кстати, успело высказаться сетевое издание karabakh-open.info (позиционирующее себя как независимая электронная газета). Оно предположило, что Ереван может потребовать от действующего президента НКР неких территориальных уступок, в частности, возврата "одного-двух "оккупированных" азербайджанских районов из пояса безопасности", что поможет сдвинуть с мертвой точки урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта. Впрочем, в то, что Саакян пойдет на это (нарушив тем самым предвыборные обещания), верится с трудом.
Поддержка со стороны Армении, определенно, стала решающим фактором в победе действующего главы НКР. Однако говорить о том, что Ереван контролировал ход голосования или же "фильтровал" кандидатов, как это делал, например, Кремль в ходе выборов главы Южной Осетии, нельзя. 20 июля министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян заявил, что в Нагорном Карабахе состоялись "свободные, справедливые и конкурентные президентские выборы, которые свидетельствуют о приверженности властей и народа Арцаха к демократии и верховенству закона".
"Не думаю, что какая-либо демократическая страна может оспаривать необходимость и важность формирования властей посредством демократических выборов", - подчеркнул он.
Официальная позиция Баку по этому вопросу была озвучена еще до начала голосования. Азербайджан, считающий всю территорию Нагорного Карабаха "оккупированной", заявил, что выборы президента самопровозглашенной республики нелегитимны. В азербайджанском МИДе подчеркнули, что они станут серьезным препятствием на пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Наблюдателей за ходом голосования - всего более 80 человек из США, России, Франции, Германии, Израиля и других стран - решено было внести в список нежелательных для Азербайджана лиц. Стоит отметить, что у наблюдателей, в том числе и российских, организация выборов в Нагорном Карабахе никаких нареканий не вызвала.
С заявлением, осуждающим карабахские выборы, выступил также МИД Турции, на что от своих армянских коллег получил предложение "вывести войска из Северного Кипра". Кроме того, проведение выборов в НКР осудили Евросоюз и НАТО. Верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон заявила, что это голосование подрывает международные усилия по определению статуса Нагорного Карабаха.
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ, возглавляющей процесс мирного разрешения Нагорно-Карабахского конфликта, выпустили невнятное коммюнике в котором сказано, что посредники, Россия, США и Франция (три сопредседателя Минской группы), как и другие государства, не признают Нагорный Карабах в качестве независимого и суверенного государства, но понимают необходимость организации де-факто властями самопровозглашенной республики демократического уклада жизни населения посредством голосования.
Стоит отметить, что предыдущие выборы в Нагорном Карабахе стали причиной обострения конфликта между Арменией и Азербайджаном. В июне этого года количество вооруженных инцидентов на армяно-азербайджанской границе и на линии соприкосновения азербайджанских и карабахских войск также значительно возросло. Однако это обострение связали с приездом в регион госсекретаря США Хиллари Клинтон, а не предстоящим голосованием в НКР. По мнению ряда армянских политологов, нынешнее голосование не должно привести к эскалации конфликта, так как обе его стороны (Нагорный Карабах не принимает участия в переговорах) не заинтересованы в начале полномасштабной войны.
Резкая реакция Азербайджана и мирового сообщества, отказавшихся признать выборы в НКР, была предсказуема. Главу непризнанной республики избирали в пятый раз с момента провозглашения независимости в 1991 году, так что подобные заявления звучали не в первый раз. В самой республике голосование удостоилось определений "свободное и демократичное". С рядом оговорок, но это признал и проигравший кандидат-оппозиционер Баласанян. Он объявил о намерении в скором времени создать собственную политическую структуру, которая будет представлять интересы поддержавших его жителей Нагорного Карабаха.