Дикие люди

Оливер Стоун выпускает в прокат новую режиссерскую работу

Кадр из фильма "Дикари" ("Особо опасны")

В июле в прокат в США вышла новая лента Оливера Стоуна "Savages" ("Дикари"). В РФ фильм планируют выпустить на экраны только в сентябре (причем почему-то под заголовком "Особо опасны"). Кого-то из зрителей дополнительное ожидание может расстроить - "Дикари" все-таки позиционируются как возвращение Стоуна в форму после "Уолл-Стрит: Деньги не спят" и других режиссерских проектов 2000-х. Впрочем, особых поводов для расстройства нет: при том что Стоун, кажется, пустил в дело весь арсенал фирменных приемов, фильм получился довольно скучным.

Картина основана на романе Дона Уинслоу. Книга была опубликована в 2010 году и сразу же стала бестселлером. И в книге, и в романе речь идет о странной троице молодых людей из Калифорнии. Чон (Тейлор Китч) и Бен (Аарон Джонсон) - друзья со школы. Первый - бывший военнослужащий-наемник, служивший в горячих точках. Второй - хиппи-буддист, получивший две ученых степени. Вместе они выращивают самую лучшую марихуану - причем не только в Калифорнии или, скажем, в США, но и во всем мире. При этом Сон и Бен - предприятие эксклюзивное и независимое, действующее вне каких-либо крупных наркокартелей.

С друзьями живет (во всех смыслах) девушка по имени О (Блейк Лайвли). Про нее известно, что она любит ходить по магазинам, курит план с восьмого класса и что-то слышала о Шекспире - в самом начале картины она уточняет, что ее вообще-то зовут Офелия, как героиню какой-то там трагедии. Когда у Бена и Чона возникают разногласия с мексиканским картелем, управляемым Еленой (Сальма Хайек), жертвой в первую очередь становится именно О. Молодые люди планируют спрятаться в Индонезии, но не успевают. Злобные мексиканцы под предводительством Ладо (Бенисио дель Торо) похищают девушку, чтобы надавить на друзей.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Дикари" ("Особо опасны")

Чон практически сразу заявляет, что готов вышибить мозги хоть себе, хоть кому-то еще, чтобы вернуть сожительницу (и любовь всей его жизни). Бен сначала сомневается - все-таки он буддист, но потом тоже бросается в бой.

Забавно, что Бен с Чоном считают парней из наркокартеля дикарями - и у них для этого есть все основания. Елена же в свою очередь тоже заявляет, что калифорнийская парочка (да и вообще гринго) - дикие люди, и даже приводит вполне убедительные аргументы. В связи с этим вдвойне странно, что в РФ название фильма решили поменять - видимо, отечественных прокатчиков интересует в первую очередь не осмысленность заголовка, а отсылка к Бекмамбетову и его известной голливудской работе.

Впрочем, ни о каком противостоянии культур в фильме Стоуна речи не идет. Режиссера, кажется, вообще не волнует драма - все более-менее интересные линии быстро заминаются. Вот, например, Елена рассказывает О о своей дочери, которая стесняется матери - эта беседа никуда не ведет. Вот сама героиня Лайвли рассказывает о том, как Бен и Чон безумно ее любят - а она, в свою очередь, любит их. Но зрителям остается только догадываться, откуда выросло это чувство - видимо, его культивировали под лампами вместе с кустами марихуаны.

Стоун в первую очередь обращает внимание не на человеческие отношения, а на то, как можно решить конфликт с помощью бензопилы, пистолета или взрывчатки. Все знают, что режиссер любит показывать насилие крупным планом - вспомним хотя бы "Прирожденных убийц" 1994 года. В "Дикарях" он это делает с удовольствием и в избытке. Правда, в упомянутых "Прирожденных убийцах" был определенный социальный подтекст. Речь там шла, в частности, о роли СМИ в романтизации насилия. В "Дикарях" нет вообще никакого подтекста - ну, в самом деле, как можно пытаться найти что-то серьезное в истории о трех влюбленных друг в друга стоунерах? (То есть, наверно, пытаться-то можно, но это определенно не тот случай.) Новый фильм Стоуна - это аттракцион в чистом виде, лишенное смысла попкорновое кино, правда, рассчитанное на любителя. Участникам этого аттракциона отпиливают головы и вышибают глазные яблоки.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Дикари" ("Особо опасны")

При этом надо признать, что "Дикари" хорошо сняты и лихо смонтированы. Стоун красиво показывает морские волны и луну, играет с картинкой - кадр выглядит то как старая черно-белая фотография, то как страница из комикса. По идее, благодаря этому зритель не должен заскучать, но не тут-то было. Хронометраж фильма - более двух часов, и за это время одномерные персонажи, их не слишком логичные действия и избыток бессмысленного насилия успевают надоесть настолько, что уже никакие фокусы с картинкой не помогают. Хуже того, Стоун снабдил "Дикарей" аж двумя финалами. Когда кажется, что по экрану вот-вот наконец-то поползут титры, внезапно включается обратная перемотка, и зрителям впаривают еще один эпилог. (Важная деталь: обе концовки кажутся одинаково нелепыми.)

Профессионализм Стоуна оспаривать бессмысленно - но и с тем, что "Дикари" получились одним из самых утомительных фильмов года, спорить довольно глупо. Режиссеру, наверно, стоило бы решиться на что-нибудь радикальное: например, снять экранизацию, максимально далекую от литературного первоисточника. Позволить Чону, Бену и О сбежать в Индонезию на 30-й минуте фильма. Все - и герои, и зрители - были бы только счастливы.

Обсудить  

Другие материалы рубрики