Конфликт узбекской "дочки" российского сотового оператора МТС - компании "Уздунробита" - и властей Узбекистана набирает обороты. В середине июля действие лицензии "Уздунробиты" было приостановлено, а в конце месяца в СМИ появились неожиданные слухи о том, что спецслужбы Китая могли прослушивать телефоны узбекских чиновников с помощью оборудования МТС. В свою очередь, в МТС обвинили силовые структуры Узбекистана в давлении на российского инвестора, а жена одного из задержанных сотрудников "Уздунробиты", гражданина РФ, попросила помощи у президента России Владимира Путина.
Ход Узбекистана
Впервые о претензиях со стороны узбекских властей к "Уздунробите" стало известно в середине июня, когда местные издания со ссылкой на источники сообщили о бегстве из республики генерального директора фирмы Бекзода Ахмедова. Это произошло после проверки в МТС-Узбекистан, в ходе которой якобы были обнаружены серьезные нарушения.
В конце июня в Генпрокуратуре Узбекистана подтвердили, что "Уздунробита" нарушала законодательство. В частности, в ведомстве объявили, что компания уклонялась от уплаты налогов, нарушала правила торговли и занималась отмыванием средств. Власти Узбекистана выдали санкцию на арест Ахмедова; также были задержаны несколько менеджеров "дочки" МТС, в том числе финансовый директор Темирмалик Алимов и временно исполняющий обязанности гендиректора Радик Даутов (как сообщалось позже, гражданин России).
В июле давление на "Уздунробиту" со стороны правоохранительных органов усилилось. 16 июля в Генпрокуратуре санкционировали арест трех высокопоставленных сотрудников компании: директора по корпоративному развитию Азизилло Мирзамойдинова, директора департамента роуминга Бахрома Иргашева, а также замдиректора "дочки" самой "Уздунробиты" Рахима Иргашева. Все они они были объявлены в розыск, так как их местонахождение было неизвестно.
За несколько дней до выдачи санкции на арест в Генпрокуратуре сообщили, что выявили дополнительные нарушения законодательства в "Уздунробите". По данным ведомства, Мирзамойдинов и Ахмедов состояли в сговоре с целью извлечения "неконтролируемой прибыли". Для этого, как утверждают в прокуратуре, они "заключали фиктивные договоры на приобретение оборудования, увеличивая расходы предприятия и занижая его прибыль".
В свою очередь, Рахим Иргашев и его сын Бахром Иргашев, как указали в прокуратуре, "также являлись членами организованной преступной группы под руководством их зятя - Ахмедова Б.". Обоих Иргашевых подозревают в том, что они искусственно занижали численность персонала, "чтобы воспользоваться льготами, предоставляемыми малым предприятиям".
На середину июля в Генпрокуратуре оценивали ущерб, нанесенный преступной группой, "захватившей ключевые должности" в "Уздунробите", более чем в 500 миллиардов сумов (264 миллиона долларов).
Задержанием и санкциями на арест узбекские власти не ограничились. На следующий день после сообщения прокуратуры о преступной группе в "Уздунробите" на сайте Узбекского агентства связи и информатизации (УзАСИ) сообщили, что лицензия "дочки" МТС приостановлена на десять дней "за неоднократные и систематические грубые нарушения, невыполнение предписаний контролирующего органа".
День спустя "Уздунробита" вновь навлекла на себя недовольство узбекских властей: на сей раз за то, что прекратила работу "неправильно": вместо положенных трех дней, в течение которых должно было проходить поэтапное отключение связи, компания, якобы "не приняв надлежащих мер", отключила телекоммуникационную инфраструктуру "в нарушение вышеуказанного регламента".
При этом источник агентства "Фергана" рассказал, что отключать связь поэтапно "Уздунробита" технически все равно не смогла бы, так как "Узбектелеком" 17 июля перекрыл все наземные магистральные каналы связи. Абоненты "Уздунробиты", оставшись без связи, в результате поспешили уйти к конкурентам, что повлекло за собой неразбериху и панику, а также привело к продаже бесплатных ранее номеров по 10 тысяч сумов (5,2 доллара).
19 июля в "Уздунробите" пожаловались, что Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана заблокировал счета сотового оператора, фактически остановив ее работу на территории республики.
А 20 июля в Uzmetronom появилась весьма оригинальная версия о том, почему узбекские власти преследуют "Уздунробиту". Как сообщили "независимые эксперты", сотовый оператор использовал оборудование компании Huawei, "полные возможности которого (нередко известные лишь производителю) теоретически позволяют спецслужбам КНР осуществлять негласный тотальный контроль над телефонными разговорами представителей узбекской власти всех эшелонов, а также держать в поле зрения любые действия министерств Узбекистана, осуществляемые через Интернет". А услугами МТС-Узбекистан, как указывает Uzmetronom, "пользовались все ключевые фигуры страны самого высокого ранга".
Ответ МТС
Российский сотовый оператор, ставший владельцем "Уздунробиты" в 2004 году, методично "отбивает" все обвинения узбекских властей с конца июня, считая их "давлением на российского инвестора" и "необоснованными атаками" на бизнес.
В МТС подчеркнули, что после последней проверки "Уздунробиты" (за 2007-2010 годы) налоговые органы уже доначислили компании налоги на сумму 2,4 миллиарда сумов (1,27 миллиона долларов). Эту налоговую задолженность "дочка" МТС добровольно и в полном объеме выплатила в бюджет Узбекистана 6 марта текущего года, а "других нарушений выявлено не было".
Кроме того, как указывают в МТС, заявления Генпрокуратуры Узбекистана о якобы "фиктивных" соглашениях по уклонению от уплаты налогов "беспочвенны и не имеют реальных экономических обоснований". Как пояснили в пресс-службе оператора, "МТС-Узбекистан" "закупает оборудование по рыночным ценам в национальной валюте, кроме того, капитальные затраты компании не финансируются из прибыли и, следовательно, никак не влияют на налогооблагаемую базу".
Как указывает Regnum, объявленный в розыск гендиректор "Уздунробиты" Бекзод Ахмедов известен как близкий знакомый Гульнары Каримовой, дочери президента Узбекистана Ислама Каримова. Как передает информагентство, Ахмедов "часто посещал различные мероприятия, организованные ею в сфере моды и искусств".
В МТС также не раз отмечали, что задержания сотрудников "Уздунробиты" проведены с нарушением процессуальных норм. В компании также считают, что публичные обвинения сотрудников "Уздунробиты", не подтвержденные судом, "нарушают презумпцию невиновности и противоречат нормам действующего в стране права".
В свою очередь, Тамара Даутова, жена задержанного 27 июня Радика Даутова (временно исполнявшего обязанности гендиректора "Уздунробиты"), вечером 20 июля обратилась с открытым письмом к президенту России Владимиру Путину, попросив у него защиты для своего супруга - гражданина РФ.
Как пишет Даутова, сейчас у нее нет никакой связи с мужем и сведений о его состоянии, а выдвинутые против него обвинения абсурдны. "Мой супруг фактически лишен правовой защиты. По имеющейся у меня информации, в нарушение всех этических и законодательных норм допросы арестованных сотрудников МТС проводятся в ночное время, со стороны следственных органов допускаются многочисленные нарушения, оказывается моральное и физическое давление для получения необходимых показаний", - говорится в письме. Как считает Даутова, "в условиях продолжающихся атак со стороны государственных структур Узбекистана на бизнес российской компании я считаю, что Радик и все арестованные сотрудники 'Уздунробиты' являются заложниками организаторов экономической и политической атаки на 'МТС-Узбекистан'".
В то же время в Генпрокуратуре Узбекистана 20 июля сообщили, что в ходе расследования дела в отношении топ-менеджеров "Уздунробиты" "в полной мере соблюдаются требования уголовно-процессуального законодательства". Что касается следственных действий с участием Радика Даутова, они "проводятся при участии представителей российского посольства", а само посольство регулярно информируется о ходе следствия.
В прокуратуре также обвинили МТС в том, что компания "предпринимает целенаправленные действия по искусственному нагнетанию обстановки и политизации данного уголовного дела". Как считают в ведомстве, такая позиция МТС "демонстрирует незаинтересованность руководства компании в установлении истины по делу".
Что это было
Одной из наиболее обсуждаемых в СМИ версий о причинах преследования "Уздунробиты" со стороны властей является, конечно, захват бизнеса. Сейчас ситуация с МТС в Узбекистане начала напоминать, в частности, историю с местными активами "Вимм-Билль-Данна" (ВБД), одного из крупнейших российских производителей молочной продукции.
Два года назад узбекские власти национализировали активы компании "Вимм-Билль-Данн Ташкент", одновременно прекратив уголовное дело в отношении топ-менеджеров предприятия. Сотрудники узбекской "дочки" ВБД обвинялись в нарушении налогового и таможенного законодательства, правил торговли, а также выпуске недоброкачественной продукции.
По некоторым оценкам, возможные потери МТС от приостановки бизнеса в Узбекистане могут составить миллиард долларов. И это не говоря уже о потенциальной потере актива вообще. Прибыли же конкурентов МТС на узбекском рынке никто не считал.
Тем не менее, пока о судебных исках МТС в отношении властей Узбекистана ничего не сообщалось. И хотя неизвестно, чем закончится противостояние сторон, одно ясно уже сейчас: абонентам "Уздунробиты" (9,5 миллиона человек, или почти треть населения республики) ничего хорошего не светит.