"Панк-молебен" Pussy Riot в Храме Христа Спасителя и последовавший за ним арест предполагаемых участниц перформанса спровоцировали акции солидарности среди вполне успешных и зачастую далеких от политики музыкантов по всему миру. В середине июля, аккурат после продления ареста девушек из Pussy Riot на полгода, в число их сторонников записались рок-звезды Red Hot Chili Peppers и Franz Ferdinand.
Зеленая майка с надписью Pussy Riot, в которой вокалист "перцев" Энтони Кидис появился на концерте в Петербурге 20 июля, спустя несколько часов после продления ареста Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич до 13 января 2013 года, стала наиболее ярким символом того, что мировое музыкальное сообщество не осталось безразличным к судьбе девушек. Спустя два дня в Москве Кидис выступил ровно в таком же наряде (только в майке другого цвета), образ его дополняла, как и на многих концертах в туре Red Hot Chili Peppers, бейсболка с логотипом хардкор-супергруппы OFF! За день до московского концерта RHCP вполне себе аполитичная, зато никогда не скрывавшая интереса к России группа Franz Ferdinand посвятила Pussy Riot финальную песню своего сэта на "Пикнике Афиши" в Коломенском. Посвящение вышло довольно скомканным и не сказать, чтобы вызвало живой интерес у собравшейся публики, но тем не менее.
Музыканты в поддержку Pussy Riot высказывались неоднократно и ранее, а Майк Паттон на московском концерте в июне так и вовсе уступил сцену группе девушек в разноцветных балаклавах, которые продекламировали текст песни "Путин зассал", исполненной "бунтарщицами" на Лобном месте 20 января. После этого лидер Faith No More сам нарядился в балаклаву и спел легендарную и подходящую к моменту "We Care A Lot". Как рассказывает промоутер Александр Чепарухин, Паттон сам просил, чтобы Pussy Riot выступили на разогреве у Faith No More, и искренне удивился, узнав, что они сидят под стражей.
История с ними [Pussy Riot] беспокоит среднего западного деятеля культуры гораздо больше, чем все российское протестное движение вместе взятое.
Причем только гастролями в России многие музыканты не ограничивались. Недавно воссоединившаяся новаторская хардкор-группа Refused во время выступления на немецком фестивале Rock Am Ring нанесла лозунг "Free Pussy Riot!!!" на барабанную установку, а остросоциальные Anti-Flag и вовсе записали англоязычную (и, надо сказать, крайне удачную) версию "панк-молебна" "Богородица, Путина прогони", за исполнение которого Толоконникова, Алехина и Самуцевич и оказались в СИЗО. Сколько раз о Pussy Riot говорили музыканты разного калибра во время клубных концертов по всему миру, подсчитать не представляется возможным. В частности, именно на таком мероприятии за диджейский пульт 12 июня в нью-йоркском клубе Death by Audio встал Адам Хоровитс (Ad Rock) из Beastie Boys. Судя по афише на сайте freepussyriot.org, концерты в их поддержку регулярно проходят по всему миру.
Объяснить такое внимание музыкантов к Pussy Riot нетрудно. На них прекрасно работает ярлык панк-группы - в этой среде принято своих в беде не бросать, и различные акции солидарности не являются для панка и родственного ему хардкора чем-то из ряда вон выходящим. "Панк-рок - это больше, чем футболка, звук, альбом или группа, он не знает границ и национальностей. Панк-рок - это одна семья, которая охватывает весь мир", - говорится в посвященной Pussy Riot записи на сайте Anti-Flag (кстати, в конце июля группа устраивает благотворительный концерт в Берлине в поддержку оставленных судом в СИЗО девушек).
В иноязычной прессе тема акции в ХХС в основном подается под соусом репрессий против музыкантов, к которым вообще-то Pussy Riot причислить сложно. Как рассказал "Ленте.ру" участник записи одной из песен Pussy Riot, девушки в студии ограничились пением, а за аранжировкой обратились к знакомым музыкантам, в качестве ориентиров назвав безумных электронщиков-леворадикалов Atari Teenage Riot. Впрочем, согласно идеологии Pussy Riot, любой, кто помогает им, автоматически становится частью Pussy Riot, а в записях фонограмм принимали участие люди, которым ценности панка и хардкора не чужды. Сид Вишес, в конце концов, тоже был не самым талантливым на свете басистом.
Долгое время тему панк-феминисток, которым где-то там в России не вполне понятно за что грозит до семи лет тюрьмы, поднимали лишь те музыканты, от которых этого и можно было ожидать - те же Refused и Anti-Flag никогда не гнушались политической тематики. Несмотря на позиции хедлайнеров на европейских и американских фестивалях, эти группы сложно назвать популярными и влиятельными у нас. Акция на концерте Faith No More была довольно громкой, но и Паттон в России - не суперзвезда. А вот и Энтони Кидис из RHCP, и Алекс Капранос из Franz Ferdinand как раз такие, хорошо всем известные персонажи, да и площадки, с которых они публично в той или иной форме поддержали Pussy Riot, охватывали в общей сложности, наверное, под сто тысяч человек.
Пока смешивать концертную деятельность и политику в России решаются только заезжие звезды. Например, Борис Гребенщиков, выдавший чудесный концерт на "Пикнике Афиши" незадолго до Franz Ferdinand, резонансную тему не упомянул, хотя и числится среди подписантов открытого письма деятелей культуры с требованием освободить Pussy Riot.
В начале июля, когда обвиняемым в хулиганстве на территории ХХС сократили срок на ознакомление дела, ходили слухи, будто бы рассмотрение дела будет ускорено, чтобы как можно быстрее осудить девушек и закрыть тему для разговоров. Сейчас становится очевидно, что разговоров меньше не будет. 7 и 9 августа в Москве и Петербурге выступит Мадонна, уже пообещавшая питерским чиновникам веселый концерт за принятие закона о запрете пропаганды гомосексуализма, и она-то наверняка еще раз напомнит о судьбе Толоконниковой, Самуцевич и Алехиной.