Этой осенью правительству предстоит окончательно определиться с концепцией развития пенсионной системы РФ, но ясности в том, какой будет предстоящая реформа, похоже, нет. По данным деловых СМИ, после окончания споров о пенсионном возрасте чиновники разделились на два лагеря по поводу накопительной части пенсий. Этот финансируемый за счет налогов инструмент, непонятный многим россиянам, предлагается отменить.
По словам главы Пенсионного фонда России (ПФР) Антона Дроздова, первый этап пенсионной реформы должен начаться с 1 января 2013 года. Правда, в ПФР не говорят, что конкретно собираются изменить. Нет никакой ясности и в словах представителей других ведомств.
Долгосрочную концепцию развития пенсионной системы России Министерство труда должно подготовить к 15 сентября. В конце июня в ведомстве обещали представить документ на общественное обсуждение в "ближайшее время", но пока он не опубликован. При этом в последнее время в правительстве обсуждалось несколько путей пенсионной реформы.
Долгое время наиболее вероятным вариантом считалось повышение пенсионного возраста. На этом шаге настаивали иностранные эксперты, такие как Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международный валютный фонд, а также отечественные специалисты, например разработчики "Стратегии-2020", и даже ряд ведомств, в частности Минфин и Минэкономразвития.
Несмотря на рост дефицита ПФР, правительство держит курс на повышение пенсий. Так, в июле 2012 года премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что средний размер трудовых пенсий будет повышен с 2015 года не менее чем на 45 процентов. По данным ПФР, в настоящее время размер трудовой пенсии составляет 9,5 тысячи рублей, а социальной - около 6 тысяч рублей. Предполагается, что к 2014 году трудовые пенсии должны увеличиться в среднем до 12 тысяч рублей.
В Министерстве финансов даже существовала концепция постепенного повышения пенсионного возраста россиян до 63 лет к 2030 году. Но в итоге Минфин отказался от этого шага. Не исключено, что причиной стала позиция президента России Владимира Путина, который неоднократно выступал против этой непопулярной меры.
Второй вариант развития пенсионной системы, разработанный Министерством труда, попал в СМИ в конце июня 2012 года. Он подразумевал отмену большей части досрочных пенсий, увеличение трудового стажа, необходимого для полной пенсии, с 5 до 40-45 лет, а также обложение страховыми взносами самозанятого населения и гастарбайтеров.
Увеличение трудового стажа, предлагавшееся Минтруда, сильно напоминало повышение пенсионного возраста. Например, те мужчины, которые начали работать в 20 лет, смогли бы выйти на полную пенсию только в 65 лет (при этом пенсионный возраст составлял бы, как и сейчас, 60 лет). Однако уже через пару дней после публикации плана ведомство назвало его устаревшим.
Сейчас о пенсионной реформе известны только несколько пунктов, которые, безусловно, не дают полной картины. Во-первых, одной из ее целей будет ликвидация или сильное сокращение дефицита ПФР, который по итогам прошлого года составил около триллиона рублей. Это можно сделать двумя путями: за счет повышения налогов или за счет сокращения расходов. Первое практически невозможно, поэтому, скорее всего, второе произойдет в том или ином виде.
Во-вторых, правительство намерено пересмотреть так называемую "пенсионную формулу", то есть порядок формирования пенсий. По словам того же министра труда Максима Топилина, современная система является несовершенной, и у властей возникают трудности, когда им просто нужно объяснить гражданам, как рассчитываются их пенсии. Но по поводу планируемых изменений он может сказать лишь, что чиновники "находятся в поиске".
В-третьих, определенная реформа досрочных пенсий действительно произойдет. По словам заместителя министра финансов РФ Татьяны Нестеренко, часть расходов государства на досрочные пенсии предлагается переложить на плечи работодателей, имеющих вредные производства. В Минфине утверждают, что эти изменения уже одобрены всеми членами правительства.
За счет этого дефицит Пенсионного фонда в 2013 году должен сократиться на 83 миллиарда рублей. Исходя из этой цифры, можно предположить, что изменения коснутся небольшого числа работников. Кроме того, подобный шаг не способен в корне изменить ситуацию с дефицитом ПФР. Поэтому "основной пласт" пенсионной реформы, видимо, по-прежнему не готов.
Лагеря в правительстве
16 июля деловые СМИ сообщили о еще одном варианте пенсионной реформы, который буквально расколол чиновников на два лагеря. Речь идет о возможной отмене или сокращении накопительной части пенсии. Предполагается, что налоги, поступающие в накопительную часть, будут направлены на текущую выплату пенсий, что позволит значительно сократить дефицит ПФР и высвободить для федерального бюджета значительные денежные средства.
В настоящее время финансирование социальных обязательств государства происходит за счет страховых взносов, которые выплачивает работодатель. Общий сбор составляет 30 процентов, начисляемых на фонд оплаты труда (то есть при 10 работниках с начисленной зарплатой в 30 тысяч компании приходится платить страховых взносов на 90 тысяч).
Из 30-процентного налога 5,1 процента уходит на обязательное медицинское страхование (ОМС) - в региональный и федеральный ФОМС. Еще 2,9 процента забирает Фонд социального страхования, который выплачивает пособия по временной утрате работоспособности (например, по больничным листам). Остальные 22 процента забирает ПФР. Из этих 22-х шесть процентов являются накопительной частью, а остальные средства Пенсионный фонд использует для своих нужд, прежде всего для текущих выплат пенсионерам.
Своими шестью процентами граждане распоряжаются сами, но на руки забрать их не могут. Налогоплательщики вправе перевести деньги со своих пенсионных счетов в любой интересующий их негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или управляющую компанию. Деньгами тех, кто этого не сделал (так называемых "молчунов"), управляет государственный ВЭБ.
При этом негосударственные фонды регулярно жалуются, что, несмотря на общий рост популярности НПФ, многие россияне по-прежнему пренебрегают своим пенсионным будущим, оставаясь "молчунами". Так, по итогам 2011 года только каждый пятый россиянин перевел свои пенсионные накопления в НПФ. В настоящее время негосударственные фонды обслуживают всего 15,44 миллиона человек, в то время как "молчунами" остаются 58,45 миллиона.
Не удивительно, что в правительстве задумались об отмене этого не очень популярного среди россиян инструмента. По подсчетам Министерства труда, если накопительные шесть процентов страховых взносов пустить на текущие нужды, то к 2016 году можно будет ликвидировать дефицит Пенсионного фонда РФ. 26 июля газета "Ведомости" со ссылкой на неназванные источники написала, что уже готов план по сокращению накопительной части пенсии.
Автором варианта реформы издание называет вице-премьера Ольгу Голодец, курирующую в правительстве социальный блок. Предполагается, что накопительный компонент сократят до двух процентов, а остальные четыре направят на текущие выплаты пенсионерам. По данным источников газеты, эта мера только в следующем году даст ПФР 270 миллиардов рублей, при этом сумма будет расти с каждым годом. Оставшихся двух процентов будет достаточно, чтобы развивать рынок управления пенсионными накоплениями.
Аргументы сторонников реформы просты: государству нужно решить насущные проблемы. Кроме того, существующая система накопительных пенсий явно не представляет из себя того, чего от нее ожидают. Большую часть пенсионных средств ВЭБ инвестирует в государственные долговые бумаги - то есть государство само себе одалживает деньги, полученные из налогов граждан.
В идеале накопительные пенсии должны формироваться по инициативе самих граждан и их работодателей и вкладываться в фондовый рынок. Так система работает, например, в США: там накопительный компонент не закреплен законодательно, а бизнес отчисляет взносы в НПФ на добровольной основе. При этом добровольными пенсионными программами охвачена большая часть населения.
По данным деловых СМИ, сейчас в правительстве, кроме Голодец, за отмену накопительного компонента выступает глава Минтруда Максим Топилин. Этот лагерь также поддерживают председатель Центрального банка Сергей Игнатьев и помощники президента РФ Татьяна Голикова и Эльвира Набиуллина.
За сохранение накопительного компонента пенсий выступают первый вице-премьер Игорь Шувалов, министр экономического развития Андрей Белоусов и министр финансов Антон Силуанов. Кроме того, сохранение накопительной части поддерживают сами НПФ.
По информации Finam.ru, позиция Минфина сводится к следующему: отмена накопительной части пенсии является лишь временным решением проблемы дефицита ПФР. Крупнейшие НПФ считают, что таким образом нельзя снизить дефицит, а можно только не допустить его прямого увеличения. При этом без накопительной части государство не сможет обеспечить гражданам, родившимся после 1966 года (только они являются участниками накопительных программ), достойную старость.
Пока премьер-министр России Дмитрий Медведев или президент Владимир Путин не высказывались по поводу отмены накопительной части. Следовательно, решение еще не принято. Но можно с уверенностью утверждать, что именно этот вариант из всех предложенных пока является для власти наиболее выгодным с точки зрения ее собственного рейтинга.
И повышение пенсионного возраста, и рост налогов, и массовая отмена досрочных пенсий для работников вредных производств являются непопулярными мерами. А вот сокращения накопительного компонента большинство, скорее всего, даже не заметит - сумма налогов ведь не изменится. При этом уже имеющиеся накопления не пострадают, поэтому "обижаться" на государство будет не за что.
Что касается достойной старости для будущих поколений, которую якобы нельзя обеспечить без накопительной части пенсии, то участники накопительных программ начнут выходить на пенсии только через десять лет (женщины в 2021 году, а мужчины - в 2026-м). До того времени, пока этот слой пенсионеров станет многочисленным и потребует серьезных денег из бюджета, пройдет еще 5-10 лет. А к тому времени, как говорится, "или с ослом что-нибудь произойдет, или с эмиром".