Снизили дикость Адвокаты Pussy Riot и Рамзана Кадырова комментируют дело Лебедева

Районный суд Вельска 8 августа снизил экс-главе "Менатепа" Платону Лебедеву срок наказания на три года и четыре месяца. Теперь Лебедеву предстоит выйти на свободу уже в феврале 2013 года. "Лента.ру" попросила прокомментировать это исключительное событие известных российских юристов. Защитник Михаила Ходорковского Юрий Шмидт считает, что власть решением по Лебедеву хочет снять обвинения в политизированности процесса над Pussy Riot и Болотного дела. Адвокат Pussy Riot Марк Фейгин предполагает, что Лебедев серьезно болен и власти не рискнули оставлять его в колонии умирать. А защитник Рамзана Кадырова Андрей Красненков опасается, что либерализация законов, благодаря которой и был снижен срок наказания Лебедеву, совершенно неоправданна.

Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского

Если на минутку отвлечься от политики, то это связано с прямым указанием закона. Поскольку весной прошлого года было значительное смягчение наказания по статьям, по которым осуждены Лебедев и Ходорковский, то закон должен получить обратную силу, то есть применяться уже к рассмотренным делам. В этом смысле ничего удивительного в решении суда нет. Субъективным был только момент, насколько будет снижен срок - как просил прокурор, как просили защитники (до отбытого реально) или просто взять и снизить на шесть месяцев. Это если допустить, что суд вообще что-то решает в этих делах сам.

То, что произошло в Вельске, не исключает нашей позиции о том, что приговор незаконен по своей сути и должен быть отменен. Наша генеральная линия остается прежней, поэтому сейчас, испытывая человеческое удовлетворение от того, что суд снизил наказание Платону Леонидовичу, мы нисколько не склонны издавать какие-то восторги по поводу этого.

Юрий Шмидт.  Фото ИТАР-ТАСС, Валерий Шарифулин

Юрий Шмидт. Фото ИТАР-ТАСС, Валерий Шарифулин

Lenta.ru

Какое решение примет Михаил Борисович, я сказать не могу. Ему, конечно, было известно об обращении защиты Лебедева в Вельский суд по специальной процедуре в порядке исполнения вступившего в законную силу приговора. Но он в тот период времени говорил, что мы должны дождаться решения по нашей главной жалобе. Изменит ли он свое отношение и захочет ли пройти тем же путем, что и Лебедев, я пока сказать не могу. Адвокат к концу рабочего дня будет у Ходорковского, и его мнение мы будем знать завтра.

Я абсолютно убежден, что на фоне значительного усиления репрессий и позиционирования властью себя именно в этом направлении нужно было сделать какой-то шаг, чтобы снять обвинение в том, что дело Навального, Pussy Riot, Болотное дело и другие имеют политическую основу. То есть как бы создать видимость того, что у нас есть объективный суд, который может строгое решение смягчить. И при этом начать проводить более серьезные репрессии под маркой борьбы с экстремизмом. Я уже давно говорил, что жду позитивных изменений в судьбе наших подзащитных.

Получится ли у власти улучшить свой имидж, будет зависеть от восприятия [изменения приговора Лебедеву] общественным мнением. У нас и в мире умные люди должны будут понять и сделать правильные выводы из этого, но поскольку немало людей наивных, которые готовы слепо верить тому, что говорит и делает власть, то какая-то часть будет обманута.

Андрей Красненков, адвокат Рамзана Кадырова

Я могу руководствоваться только тем, что об этом читал в прессе. Знаю, что это произошло за счет либерализации уголовного наказания по поводу экономических преступлений. У нас есть такая практика - если происходит смягчение законодательства, то пересматриваются сроки тех, кто уже отбывает наказание по этим преступлениям. Я думаю, что Ходорковскому тоже в связи с этим будет смягчено наказание. Могут смягчить, конечно. К моему большому сожалению.

Гуманизация законодательства по экономическим преступлениям, которую инициировал предыдущий президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, совершенно неоправданна. Подавляющее большинство преступлений происходит с целью наживы, нажива - это основной мотив самых страшных преступлений. Ходорковский в США получил бы 50 лет тюрьмы, как минимум. Я даже читал на американских сайтах, когда у нас была развернута кампания в поддержку Ходорковского, что Ходорковский там бы получил десятки лет. Люди у нас воруют миллиардами, просто миллиардами. Мои знакомые следователи хватаются за голову и готовятся уходить, потому что просто не видят результата. За счет чего страна будет развиваться? Там хищения, тут хищения, а громких дел почему-то не видно. Так что меры, которые предпринял президент Медведев, ошибочны и наносят ущерб экономике и безопасности России. И будут продолжать наносить, если не будут скорректированы президентом Владимиром Владимировичем Путиным.

Марк Фейгин, адвокат Pussy Riot

Говорят, что у него развивается какая-то раковая болезнь. Если он не в терминальной стадии, то для власти оставлять его умирать в колонии было бы не очень выгодно. Особенно если учесть связанный с репрессиями фон, то можно представить, что власть пошла на такой маневр.

Кроме того, раньше выход Лебедева рассматривался как размен, его могли отпустить к инаугурации Путина в мае, тогда говорили, что это теоретически возможно. Раз выпустили Лебедева, то это показывает, что всегда возможно изменение ситуации по ходу. Мол, вы вот там попросите о помиловании, либо об УДО, и всегда шансы есть. Но сам Лебедев никогда не менял своей позиции по обоим делам, и я думаю, что решающую роль сыграло именно состояние его здоровья.

Что касается Ходорковского, то он является центральной фигурой по делу ЮКОСа и его освобождение несет в себе массу рисков, ведь на воле появляется человек с такой волей, харизмой и репутацией. Последствия в условиях политической турбулентности, которая существует с декабря [2011-го], непредсказуемы. Сам Путин на это не пойдет, только вынужденно под давлением международного сообщества, каких-то исков.

Связь дела Лебедева и дела Pussy Riot можно представить только умозрительно. Трудно представить, что творится в головах Путина и его окружения. Это может быть связано, но что из этого проистекает - мы не можем предсказать. Это форма демонстрации, что мы отпустили Лебедева, а Pussy Riot накажем - или, что мы и тут, и там отыграем мягко, а по Болотному делу будем плющить? Невозможно предвосхитить какое-то поведение власти.

Pussy Riot тяжело разменивать, так как это совсем другая история в силу ее международного масштаба. Кого на Западе убедит освобождение Лебедева? Как это снимет подписи Мадонны или членов бундестага? Если отпустить хоть 20 лебедевых, то для них проблема не снимется, и посадка Pussy Riot на годы все равно будет восприниматься как расправа.

Генри Резник, президент Адвокатской палаты Москвы

Генри Резник. Фото ИТАР-ТАСС,  Сергей Карпов

Генри Резник. Фото ИТАР-ТАСС, Сергей Карпов

Lenta.ru

Действительно, изменилась редакция закона [об отмывании денежных средств] - это тот случай, когда законодатели вняли здравому смыслу. Совершенно дикая была мера наказания по этому отмыванию, и когда Ходорковского судили, то верхняя планка по этому закону составляла 15 лет. Абсолютная дикость. Затем ее снизили более чем вдвое, теперь максимальная планка составляет семь лет. Вообще, закон имеет обратную силу - по этой причине суд обязан был снизить это наказание. Прокуратура говорила, что не надо снижать, но это прямое нарушение Конституции, так что суд был обречен на снижение наказания. Суд по Ходорковскому [теперь] тоже обречен на то, чтобы снизить меру наказания. Так что здесь нет никаких глубин. И, собственно говоря, никакого здесь нет особого подвига. Суд применил норму, которую не мог не применить.

Денис Дворников, инициатор "Письма 55-ти"

Я приветствую это решение, раз оно вынесено судом. Вы думаете, я такой кровожадный и хочу, чтобы они сидели до конца времен? Я вообще хочу, чтобы они вышли завтра, например. Не люблю, когда люди в тюрьмах сидят. Правосудие должно независимо осуществляться, это да. Можно порадоваться за Лебедева, что есть скорая дата, когда он сможет воссоединиться с семьей. Такая вот у меня идея в этом плане.

Думаю, что могли открыться какие-то новые обстоятельства. Это дело очень сложное, и безумно сложно разобраться в переплетениях этих отношений, контрактов - туда нефть, туда деньги, здесь качаем, здесь не качаем. Не знаю, связано ли это с политической атмосферой, хотя косвенно возможно и это. Может, стали больше прислушиваться к внешним экспертам, которые своим мнением и позицией могли повлиять на то, как распутывается это дело. Более широкий круг экспертов в политической жизни страны стал учитываться, расширилась поляна и сдвинулась в сторону тех, кого раньше было принято называть несистемной оппозицией. Это все очень здорово.

Сергей Пашин, федеральный судья в отставке

Думаю, что свою роль сыграло давление международного сообщества и постановление председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева о пересмотре дела. Сокращение срока Лебедеву может быть хорошим компромиссом, когда человека выпускают на волю, но не прекращают дела. Происходят некоторые изменения, которые заставляют власть двигаться в сторону правосудия.

Давление на Россию будет нарастать. Ведь иски по поводу законности осуждения Ходорковского и Лебедева еще не рассмотрены в ЕСПЧ. Россия может попасть в неприятное положение, ведь дело не так хорошо решено, и в нем многое шито белыми нитками. Видимо, что-то случилось, и Путину выглядеть плохо уже не хочется, особенно в области правосудия. Если правителю отказывают в справедливости, то это влияет на его рейтинг. Вообще, Россия - интересная страна, народ терпит голодуху, а несправедливость терпеть не любит.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше