В Латвии собраны 12 тысяч подписей за проведение референдума в поддержку местных неграждан (сокращенно их иногда называют "неграми") - на плебисцит вынесен вопрос об автоматическом предоставлении им латвийского гражданства. В ближайшее время подписи передадут в Центризбирком. Если комиссия признает действительными не менее 10 тысяч из них, подписи начнут собирать по второму кругу, только займутся этим уже не активисты, а члены ЦИК. Чтобы референдум состоялся, в его поддержку должны высказаться 150 тысяч человек, то есть 10 процентов от общего количества латвийских избирателей, коими неграждане не являются.
Когда в 1991 году Латвия получила независимость, она автоматически предоставила гражданство жителям страны, чьи предки жили еще в первом независимом Латвийском государстве с 1918 по 1940 годы. Те же, кто приехал в республику после Второй мировой войны, а также их дети получили статус неграждан. С таким статусом в Латвии сейчас проживают 319 тысяч человек - 16 процентов от всего населения республики.
Если права граждан прописаны в Конституции, то для неграждан в Латвии существует закон от 12 апреля 1995 года ("О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или иного государства"), который и прописывает их юридически обособленный статус. Помимо того, что неграждане не могут участвовать в выборах и референдумах, они ограничены в профессиональной деятельности - не могут служить в армии, правоохранительных органах, охране тюрем, работать чиновниками, адвокатами, нотариусами, фармацевтами, судебными заседателями, работниками Службы государственных доходов, ЗАГСов и так далее. Также на них действуют ограничения в приобретении недвижимости, в праве ношения оружия и в возможности обучаться в некоторых вузах. От лиц, не имеющих государственной принадлежности, неграждане отличаются тем, что могут рассчитывать на дипломатическую защиту Латвии за рубежом, кроме того, у них есть латвийские паспорта (отличные от тех, которые выдают гражданам).
Юридическая комиссия Сейма Латвии 28 августа 2012 года одобрила ко второму чтению поправки, согласно которым дети неграждан будут получать гражданство одновременно с регистрацией. Процедура будет проводиться с согласия родителей, которые должны будут подтвердить, что помогут ребенку выучить латышский язык и привить уважение и верность Латвии. Планируется, что данные поправки начнут действовать с 1 января 2013 года.
Подавляющее большинство неграждан Латвии русскоязычные. У них есть возможность пройти процедуру натурализации - сдать экзамен по латышскому языку и истории, а также заплатить госпошлину. В среднем, этим правом пользуются около двух тысяч человек в год.
Вопрос об ущемлении прав неграждан неоднократно поднимался в стране на протяжении последних 20 лет. Их (неграждан), в частности, требовали допустить к участию в выборах. По информации общественных активистов, депутаты от национальных меньшинств 37 раз безуспешно пытались отменить соответствующее ограничение. Высказывались также идеи о создании параллельного парламента, который бы представлял интересы данной группы. Самую значительную попытку в этом направлении предприняла левоцентристская партия "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ), представляющая интересы русскоязычных жителей страны. Весной этого года она анонсировала референдум по подготовленным ею же поправкам. Согласно им, с 1 января 2014 года латвийское гражданство (а значит и соответствующие права) получат все неграждане, которые "до 30 ноября 2013 года не подадут в установленном кабинетом министров порядке заявление о сохранении своего статуса".
Сбором подписей в поддержку референдума занялось движение "За равные права". О том, что первый этап подготовки к плебисциту завершен, активисты заявили в конце минувшей недели. За выходные они дополнительно собрали две тысячи подписей, опасаясь, что Центризбирком забракует часть из них при проверке. Лидер движения Юрий Петропавловский 27 августа поблагодарил всех сторонников референдума за активную гражданскую позицию, напомнив, однако, что сбор подписей проходил за счет собственных средств организации. "За равные права", по данным Петропавловского, задолжала нотариусам несколько тысяч латов, из-за чего стала нуждаться в финансовой помощи.
Во сколько именно обошлась движению подготовка к референдуму, Петропавловский не уточнил. Но если учесть, что нотариусы берут за заверение одной подписи чуть больше двух латов (114,5 рубля), процедура эта затратная. По латвийским законам, второй - расширенный - этап сбора подписей в поддержку плебисцита ляжет на плечи государственной казны. В латвийском ЦИКе уже посчитали, что он обойдется в 450 тысяч латов (900 тысяч долларов). Эту цифру 23 августа назвал глава Центральной избирательной комиссии Арнис Цимдарс. Комментировать ее он не стал, ведь практически столько же власти республики потратили на подготовку к февральскому референдуму о повышении статуса русского языка до второго государственного (наравне с латвийским), который в итоге провалился.
На то, что выяснение воли народа требует значительных затрат, не раз обращали внимание депутаты из правящего блока "Единство", которые, кстати, резко отрицательно отнеслись к идее проведения референдума о негражданах. Чтобы решить проблему, они предложили усложнить процедуру подготовки плебисцита, а именно - обязать его инициаторов самостоятельно, а главное, за свой счет собирать необходимые 150 тысяч подписей в поддержку голосования. Один из авторов поправок, депутат от "Единства" Андрей Юдин утверждал, что у парламентариев нет цели ограничить демократию. "У нас есть цель не тратить несоразмерные деньги на то, чтобы протестировать какую-то идею. Для этого есть другие методы - можно ходить на демонстрации и писать статьи", – заявил он Русской службе BBC News. Президент эти поправки пока не подписал.
Помимо финансового вопроса противники референдума активно продвигали мысль о том, что он опасен для "латвийской государственности", а также противоречит Конституции страны (правда, не уточняли, какой именно статье). Министр юстиции республики Янис Борданс в интервью MixTV назвал сбор подписей в поддержку референдума "провокационным", а самому голосованию предрек провал. "Искусственное расширение круга граждан невозможно, поэтому я уверен, граждане Латвии не проголосуют за это. Опять будут впустую потрачены деньги. Но сама установка - изменить круг граждан простым голосованием - пошла бы во вред Латвии, потому что это изменило бы основы и идентичность государства", - подчеркнул он. В свою очередь, спикер Сейма республики Солвита Аболтиня заявила, что референдум о гражданстве организовывают некие силы, цель которых - вызвать недовольство людей. Президент Латвии Андрис Берзиньш ранее также высказался против этой инициативы, заметив, что изменять закон было бы нечестно по отношению к тем негражданам, которые уже успешно прошли процедуру натурализации. Более радикальные заявления звучали от латышских националистов. В частности, экс-депутат Верховного совета республики Велта Чеботаренок утверждала, что неграждане, получив избирательное право (вместе с гражданством), проголосуют "против существования государства, стерев его с лица земли".
Из заявления властей следует, что проблема латвийских неграждан надуманна. Более чем 20-летнее существование подобного статуса руководство страны оправдывает заботой о ее целостности. При этом даже не рассматривается мнение о том, что избавление от огромного числа неграждан, наоборот, послужит делу укрепления республики. Столь резкую реакцию властей можно объяснить также опасениями за свою политическую судьбу. Ведь в случае, если латвийские неграждане, наконец, изменят свой статус, они вряд ли поддержат нынешнюю правящую элиту.
Впрочем, референдум вряд ли изменит нынешнее положение вещей. Даже если он состоится, большинство экспертов предсказывают ему судьбу голосования о статусе русского языка. В лучшем случае, он в очередной раз привлечет внимание к проблеме латвийских "негров".