Столичные власти решили ввести "ценз оседлости" для пенсионеров, чтобы избежать выплаты больших пенсий приезжим. В ответ в Московской области начата кампания по запрету на строительство жилья для тех, кто каждый день ездит работать в столицу. Складывается ощущение, что областные и московские чиновники только и думают, как бы отмежеваться от соседа - соседа, без которого не может жить ни один из этих двух регионов.
"Это единая экономическая система, и вполне возможно говорить об объединении в единый субъект Федерации Москвы и Московской области", - говорил еще в 2006 году бывший мэр Москвы Юрий Лужков, а затем повторял эту мысль еще несколько лет. У федеральной власти идея Лужкова отклика не нашла, но после его отставки изменение территорий Москвы и Подмосковья все-таки состоялось: по предложению тогда еще президента Дмитрия Медведева площадь столицы была увеличена в два с половиной раза за счет расширения на юго-запад.
В "большую Москву" попало 21 муниципальное образование, в том числе города Троицк и Щербинка, а вот с жителями нескольких близлежащих подмосковных городов, например Подольска, случился казус: они остались прописаны в Подмосковье, а вот их дачи стали располагаться... в столице.
О том, почему федеральные чиновники выбрали для расширения Москвы именно юго-западное направление, можно спорить долго - кто-то говорит, что решение пролоббировали девелоперы, кто-то объясняет все личными вкусами высших чиновников. Но можно взглянуть на этот вопрос и по-другому: с расширением Москва получила 148 тысяч гектаров и всего 232 тысяч человек. "Всего" - потому что одни Люберцы или, скажем, уже упоминавшийся Подольск принесли бы Москве почти 200 тысяч новых жителей.
С одной стороны, без новых жителей не обойтись - кто-то же должен осваивать территории. С другой, "новых москвичей" необходимо переводить на столичные стандарты жизни, а для города это означает многомиллиардные траты, ведь всем известно, что пенсии в Москве гораздо выше, чем в среднем по стране, а образование и медицинские услуги - качественнее.
Бюджет Москвы гораздо больше, чем бюджеты других регионов, ориентирован на пресловутую "социальную стабильность". "Лужковские надбавки" раздули статью расходов "Социальная поддержка жителей Москвы" в столичном бюджете до 336 миллиардов рублей (данные за 2011 год), или до 19 процентов от всех его расходов. Для сравнения, в Санкт-Петербурге (данные уже 2012 года) на "социальную политику" потратят всего 43 миллиарда рублей, или 11 процентов от расходов.
Эти самые "лужковские надбавки" в условиях мировой экономической нестабильности платить становится все сложнее, поэтому "лишние" едоки были Москве ни к чему - она хотела только территорию и в итоге ее и получила. Теперь столичным властям нужно сделать так, чтобы заселили ее не приезжие, а переселенцы из "старой Москвы".
О том, что московские чиновники постоянно раздумывают над вопросом, как бы им избежать дальнейшего увеличения социальных расходов, свидетельствуют и их законодательные инициативы. В августе почти незаметно прошла новость о том, что правительство Москвы фактически ввело "ценз оседлости" для пенсионеров - с 1 января 2013 года неработающие пенсионеры, которые прожили в столице меньше 10 лет, будут получать усеченные надбавки к пенсии - до прожиточного минимума пенсионера-москвича (6466 рублей во втором квартале 2012 года), а не до 12 тысяч рублей, как остальные. При этом то, что цены в Москве гораздо выше, чем в том же Подмосковье, столичными властями в расчет, видимо, не принимается.
Не совсем понятно при этом и то, как будет устанавливаться время проживания - по регистрации с места жительства? По трудовой или пенсионной книжке? И тот, и другой варианты кажутся более чем сомнительными.
Ответ из области
Если Юрий Лужков всегда был за объединение Москвы и области, то его коллега и оппонент из Подмосковья Борис Громов также неизменно высказывался против. Помимо личных мотивов (объединяться регионы должны были никак не под флагом области) у чиновника были и вполне объективные опасения: Москва и Подмосковье вместе собрали бы у себя всю несырьевую экономику России, а губернатор этого объединения стал бы по влиятельности сравним если не с президентом, то уж с премьер-министром точно. Вряд ли федеральная власть могла бы на это пойти.
В итоге и Громов, и Лужков оказались на пенсии (кто на почетной - в Совете Федерации, а кто и на обыкновенной), а федеральные руководители сделали из столицы и области "большую Москву" и урезанное, но все еще огромное Подмосковье, призвав "разруливать" ситуацию двух политически проверенных тяжеловесов - Сергея Собянина и Сергея Шойгу.
У Шойгу сейчас проблем по горло. Подмосковье мало того что занимает по площади два Израиля и сопоставимо с территорией Дании и Голландии (без учета земель, отхваченных "большой Москвой"), так еще и само по себе совсем не однородно. Если города типа Люберец обслуживают исключительно Москву, то, например, Серпухов, хоть и чувствует влияние столицы, но все-таки живет своей жизнью. В одних районах Подмосковья преобладают дачники и владельцы коттеджей, которые работают в Москве, в других еще попадаются коренные жители.
Шойгу, едва став руководителем региона, сразу же обратил на себя внимание антимосковской риторикой. Так, он заявил, что столицу хорошо бы перенести куда-нибудь в Сибирь (Сергей Собянин, выходец из Тюменской области, счел это предложение уроженца Тувинской АО шуткой), а также выступил за перераспределение налогов между Москвой и областью. Шойгу считает, что налоги жители должны платить не по месту работы, а по месту жительства (читай: не в Москве, а в Подмосковье), потому что именно по месту жительства они получают медицинское обслуживание, а их дети - ходят в школы и детские сады.
Для такой масштабной реформы, впрочем, потребовались бы силы не только бывшего главы МЧС, но и всего федерального центра, в котором нашлось бы немало противников подобных изменений. Во всяком случае, вряд ли остался бы доволен Минфин: собираемость налогов при этом сильно упала бы - многие россияне по месту регистрации просто не живут.
Власти Подмосковья атакуют не только столицу, но и федеральный центр. Во всяком случае, именно у него команда Шойгу просит компенсации за присоединение части земель к Москве. Речь, по данным деловых СМИ, идет о суммах в несколько десятков миллиардов рублей или о списании долгов на ту же сумму.
В связи с этим правительство Шойгу занялось более локальными, но все равно революционными нововведениями. Так, 27 августа, опять же без лишнего шума, председатель правительства Подмосковья Андрей Шаров заявил, что область решила при выдаче разрешений на жилье исходить из принципа "нет рабочих мест - нет жилья". Иными словами, по мысли чиновника, жилье в области должно строиться только для "подмосквичей", а вот жители столицы должны селиться именно в столице, а не спасаться от непомерных московских цен за пределами МКАД.
"Кому мы строим жилье-то? Те же Люберцы - миллион квадратных метров для кого мы строим? Для тех, кто будет жить в Люберцах, а работать в Москве, платить там налоги? И мы должны будем еще социальную сферу развивать для 50 тысяч человек, загружать трафик?" - бурно негодовал, если верить "Интерфаксу", Шаров.
В своих антисоседских настроениях, надо сказать, московские и подмосковные чиновники не одиноки. Жители Москвы пока так и не научились воспринимать Подмосковье с уважением, думая о нем прежде всего как о месте для дачи или для относительно дешевого отдыха; в области же традиционная враждебность к "зажравшимся москвичам" усиливается тем, что огромный город превращает близлежащие территории в свалку.
И там, и там недовольны приезжими из соседнего региона: в Подмосковье - "быковатыми" и богатыми москвичами, в Москве - гастарбайтерами, активно селящимися за пределами МКАД. Между тем очевидно, что друг без друга они жить не могут: как крупный город не может жить без окраин, так и окраины потеряют всякий смысл, если не будет центра. Так что чиновникам пора научиться извлекать из соседства максимум прибыли, как это уже делают наиболее предприимчивые москвичи и жители Подмосковья, и умерить свой региональный патриотизм. Уроженцам Няксимволя Тюменской области и Чадана Тувинской автономной области этот патриотизм как-то не идет.