Территориальный спор Китая и Японии о принадлежности островов в Восточно-Китайском море, длящийся уже несколько десятилетий, теперь постепенно перерастает в экономический. Две страны-партнера, товарооборот между которыми составляет сотни миллиардов долларов, вряд ли всерьез намереваются разорвать многолетние бизнес-связи, однако "островные" разногласия уже принесли сторонам убытки, и, по предварительной оценке, немалые.
Яблоко раздора
Спорные острова в Японии называют Сенкаку, в Китае - Дяоюйтай. Гряда из пяти небольших островов и трех рифов общей площадью шесть квадратных километров расположена в 190 километрах к северо-востоку от Тайваня и в 175 километрах от японского архипелага Рюкю. При этом и в Токио, и в Пекине считают гряду своей территорией, хотя фактически острова принадлежат японскому бизнесмену Хироюки Курихара, который сдавал их в аренду Японии.
Еще в 1969 году ООН предположила, что на шельфе островов могут находиться месторождения нефти и газа. При этом, как напоминает AFP, в организации никогда не назывались конкретные объемы запасов на этих участках. Тем не менее, в 1970-х годах в СМИ стали муссироваться слухи, что на шельфе островов может обнаружиться до 100 миллиардов баррелей нефти. С такой же вероятностью, впрочем, острова могут оказаться бесплодными скалами.
Конфликт двух стран из-за островов обострился в 2012 году. В августе на спорные клочки земли высадилась группа активистов из Китая и установила там китайский флаг. Японские власти задержали их и депортировали на родину, после чего в Китае начались массовые антияпонские протесты, закончившиеся погромами.
Напряженность в японо-китайских отношениях усилилась в сентябре, после того как правительство Японии решило выкупить у семьи Курихара три спорных острова из пяти за 2,1 миллиарда иен (26 миллионов долларов). В результате 15-16 сентября в десятках городов Китая вновь прошли многочисленные антияпонские акции и погромы.
Сентябрьские грабежи и выступления против японцев стали более ожесточенными, чем в августе. Так, The Japan Daily Press, ссылаясь на сообщения в китайской соцсети Weibo, написала, что в одном из городов провинции Шэньси студента убили только за то, что он управлял автомобилем Toyota Corolla, а позднее другого водителя машины той же марки избили до потери сознания.
В результате официальный Токио обратился к Пекину с просьбой обеспечить безопасность своих граждан на территории КНР. Многие японские компании вынуждены были закрыть или приостановить свою деятельность в Китае. Сообщалось, что к такой мере прибегли, среди прочих, Canon, Panasonic, Honda, Toyota, Nissan, а также сеть одежды Uniqlo.
Дорогие друзья
Китай и Япония занимают второе и третье места среди крупнейших экономик мира после США. Торговый оборот между азиатскими государствами в 2011 году вырос на 14,3 процента до рекордных 345 миллиардов долларов.
Япония для Китая - второй по величине внешнеторговый партнер (после США); на долю японской стороны приходится девять процентов всего китайского экспорта (как указывает The Wall Street Journal, это больше, чем экспорт Китая в Бразилию, Индию, Россию, ЮАР и Великобританию вместе взятые). Китай для Японии - крупнейший партнер по внешней торговле с долей в 21 процент.
В прошлом году Китай привлек из Японии 6,3 миллиарда долларов прямых инвестиций (с 1996 года этот показатель достиг 69 миллиардов долларов). Для сравнения, в Японию китайская сторона вкладывается мало: в 2011 году прямые инвестиции со стороны Пекина составили 560 миллионов долларов.
На фоне акций протеста китайцев против всего, связанного с Японией, в китайских СМИ появились сообщения, что власти КНР могут ввести экономические санкции в отношении Токио. О каких санкциях раздумывают в Пекине, не уточнялось. Однако почти сразу СМИ вспомнили о том, что Китай является фактическим монополистом на мировом рынке редкоземельных металлов, которые применяются в высокотехнологичной промышленности, так что санкции могут затронуть именно эту сферу.
В газете China Daily отмечалось: анализ торговых отношений двух государств показывает, что японская экономика серьезно пострадает, если Китай применит к Токио санкции, а на китайскую сторону конфликт особо не повлияет. В то же время в китайском министерстве торговли подчеркнули, что именно Япония несет полную ответственность за убытки, связанные с нарушением торговых отношений между странами.
В рейтинговом агентстве Moody's, напротив, заявили, что антияпонские протесты в Китае окажут лишь кратковременный и ограниченный эффект на компании из Японии. Японский премьер-министр Ёсихико Нода призвал обе страны к спокойствию. Японские СМИ со ссылкой на источники сообщили, что Нода планирует поднять вопрос о спорных островах на заседании Генеральной ассамблеи ООН в сентябре.
Бизнесмены из обеих стран пока только начали подсчитывать ущерб от обострения "островного" спора, и уже понятно, что он будет немалым. Только японские автопроизводители, в том числе Toyota, Honda и Nissan, 20 сентября оценили свои потери из-за китайских акций протеста в 250 миллионов долларов. Снижение акций японских компаний в четверг оказалось самым масштабным за три недели. В частности, бумаги Canon подешевели более чем на три процента.
Однако антияпонские выступления дорого обошлись и китайскому бизнесу. 17 сентября акции местных компаний, у которых имеются совместные предприятия с партнерами из Японии, резко упали. Так, бумаги Guangzhou Automobile Group, управляющей СП с Toyota и Honda, подешевели более чем на шесть процентов, а Hefei Rongshida (СП с Sanyo Electric) - более чем на три. 20 сентября обвал продолжился: рынки в Китае упали до минимума с февраля 2009 года.
Таким образом, обе стороны не заинтересованы расширять политический спор до жестких экономических ограничений. Лишним свидетельством тому стала вышедшая 20 сентября на "Синьхуа" статья с заголовком "Неразумных, жестоких антияпонских протестов следует избегать".