Компании "Трансстрой" удалось сохранить за собой позицию генподрядчика строительства нового стадиона "Зенита" в Санкт-Петербурге. Добиться этого "Трансстрой" смог благодаря активной позиции своего владельца Олега Дерипаски, который лично договорился о продлении контракта с губернатором Петербурга Георгием Полтавченко. Также Дерипаске удалось выбить из губернатора очередное увеличение сметы - на 10,5 миллиарда рублей.
Если обновленную смету утвердит Главгосэкспертиза, новая арена "Зенита" вплотную приблизится к первому месту в мире по стоимости постройки. Сейчас с точки зрения планируемых расходов "Зенит-Арена" уступает только операции по сносу старого и строительству нового стадиона "Уэмбли" в Лондоне. В долларах стоимость питерской арены приблизилась к 1,4 миллиарда, тогда как "Уэмбли" стоил примерно полтора. Для сравнения, новая арена лондонского "Арсенала" - "Эмирейтс", на которой какое-то время удавалось блистать воспитаннику "Зенита" Андрею Аршавину, обошлась примерно в два раза дешевле - 770 миллионов долларов.
Контракт с "Трансстроем" продлен несмотря на то, что владелец самого богатого футбольного клуба России "Газпром" выступал против продолжения сотрудничества с компанией Дерипаски. Накопившееся от долгостроя раздражение газовиков усиливается тем, что представители городской администрации все чаще намекают им на необходимость помочь строительству деньгами. "Город уже получил финансовые средства на десяток самых современных стадионов", - констатировал в сентябре 2012 года Алексей Миллер. Примерно тогда же стройку посетил премьер-министр Дмитрий Медведев и заявил, что она "выглядит позорно".
После публичного разноса, устроенного (или, по крайней мере, обозначенного) Медведевым, питерские власти заявили, что будут оптимизировать смету. Также по стопам премьера проверку строительства начала Счетная палата РФ, однако выводов своих пока не опубликовала.
"Мы хотим проверить, куда уже ушли 16 миллиардов рублей и откуда взялась баснословная цена стадиона - почти 43 миллиарда рублей", - 26 октября анонсировал проверку глава СП Сергей Степашин. Впрочем, новейшая история российского околоспорта знает примеры, когда результаты проверки Счетной палаты вышестоящими инстанциями интеллигентно замалчивались, например, отчет по финансированию олимпийской сборной на провальных играх в Ванкувере.
История постройки новой арены для "Зенита" на месте стадиона имени Кирова началась в 2005 году - принципиальное решение было принято тогдашним губернатором Валентиной Матвиенко и главой "Газпрома" Миллером. По первоначальному плану, стадион должен был быть достроен к концу 2008 года. Цена вопроса составила 6,7 миллиарда рублей. Очень скромненько, с учетом болотистого грунта и прочих неприятных особенностей местности.
Позже, правда, выяснилось, что разработавшее первый вариант проекта японское архитектурное бюро Кисе Курокавы российские реалии недооценило - видимо, по незнанию. В ноябре 2008 года стоимость работ была оценена более чем в 18 миллиардов рублей, а сроки окончания стройки отодвинуты на 2010 год.
Справедливости ради надо отметить, что выигравшая осенью 2008 года конкурс на продолжение строительства стадиона компания Дерипаски "Трансстрой" первоначально сократила бюджет строительства до 13 миллиардов рублей. Но в течение следующих двух лет генподрядчик упущенное наверстал. Губернатор Матвиенко при этом заявляла, что "средств будет выделено столько, сколько сможет освоить подрядчик, но общая сумма должна строго соответствовать заключенному контракту".
Зимой 2010 года было принято решение о ряде перепроектировок - увеличении бизнес-зон и общей вместительности стадиона, а также расширении проходов для зрителей. Весной свои коррективы в проект внесли пожарные, но, тем не менее, летом 2010 года власти Петербурга все еще оптимистично обещали закончить строительство в 2011-м.
Оптимизм, похоже, улетучился осенью 2010 года, когда генерального директора компании "Трансстрой" Ивана Кузнецова уволили за растрату и незаконный вывод денежных средств объемом в "сотни миллионов рублей". Конечно, "Трансстрой" работал не только в Питере, но и в Сочи, где в ожидании Игр-2014 стоят особенно темные ночи, но болельщикам "Зенита" от этого не легче. Растратчика Кузнецова уволили и даже завели на него дело, но генподрядчик питерской стройки века остался прежним. Не удивительно, что темпы и методы - тоже.
Губернатор Матвиенко обратилась было за поддержкой в федеральный бюджет, сославшись на то, что новая арена сгодится не только "Зениту", но и для чемпионата мира по футболу - 2018. Однако в федеральном правительстве нашлись разумные люди, указавшие на то, что как-то странно финансировать проект, бюджет которого постоянно меняется, причем отнюдь не в сторону уменьшения. За несколько месяцев до этого отказа стало известно, что смета выросла до 33 миллиардов рублей - уже тогда дороже "Зенит-Арены" был только новый "Уэмбли".
Осенью 2011 года, когда Матвиенко перестала быть губернатором и стала сенатором, было принято решение об очередной перепроектировке - комитет по строительству правительства Санкт-Петербурга решил, что у стадиона должна быть другая крыша (в самом буквальном, а вовсе не переносном смысле). Примерно в это же время был озвучен и новый крайний срок - 2013 год.
Валентине Матвиенко в некоторой степени повезло - после ее ухода в Федеральное собрание ситуацию с самым дорогим в России долгостроем пришлось разруливать уже новому губернатору Георгию Полтавченко, который начал разбираться в непростой ситуации при поддержке вице-премьера Дмитрия Козака. Из-за смены городского руководства строительство опять было заморожено на неопределенный срок.
Трудно сказать, насколько Полтавченко преуспел в решении проблемы "Зенит-Арены" на деле, но на словах губернатор скорее оконфузился. "Оснований полагать, что что-то украдено, у меня лично нет. Не исключено, что город может обратиться к жителям Петербурга с просьбой принять участие в достройке объекта на добровольных началах. В первую очередь такой призыв может быть обращен к болельщикам", - заявил он примерно год спустя после вступления в должность в телеэфире.
Свой ответ Полтавченко болельщики громогласно высказали на домашнем матче "Зенита" против "Кубани". "Продай дачу! Построй стадион!" - перекрикивались между собой сектора "Петровского". Кроме того, сине-бело-голубые под бой барабанов спели о том, что "губернатор жлоб".
Если первая реакция питерских властей на сентябрьский втык от Медведева - обещание оптимизировать смету, а также увольнение главы комитета по строительству Санкт-Петербурга Вячеслава Семененко - хотя бы формально свидетельствовала о возможных сдвигах, то последняя новость о продлении контракта с сомнительно зарекомендовавшим себя "Трансстроем" вызвала лишь горькую усмешку. Уговаривая Полтавченко продлить контракт, Дерипаска пенял на многочисленные перепланировки, из-за которых, дескать, и затянулась стройка. При желании, из причастных к строительству "Зенит-Арены" чиновников и бизнесменов, жаловавшихся на то же самое, уже можно собрать отдельный футбольный клуб. Правда, потолок зарплат в нем будет очень высокий, а вот болельщиков найдется не много.
"У людей запросы повышаются - что ж тут поделаешь, - описал ситуацию в прошлогоднем (а с тех пор в общем-то ничего и не поменялось) интервью украинскому "Спорт-Экспрессу" самый красноречивый игрок "Зенита" Роман Широков. - Не знаю, каким словом это вообще можно охарактеризовать. Вот были мы недавно на 'Донбасс Арене' - шикарный стадион, и построили его всего за полтора или два года. Примерно такая же ситуация должна быть и у нас. Может, чуть подольше, но не до такой же степени... Цена всех поражает. Уже весь мир, кажется, смеется".
Увы, история российского футбола знает довольно мало прецедентов быстрого строительства стадионов. Ну, разве что "Локомотив" в Москве, да новые амбициозные арены в финансово-благополучных регионах - Татарстане и Чечне. Там, правда, налицо свои региональные особенности: в Казани спортивным объектам в целом уделяется беспрецедентное внимание, что во многом обеспечило успех местным "Рубину", "Ак Барсу" и "Униксу", а в Грозном затянуть строительство чего-либо, кроме шуток, смерти подобно.
Постройка же новых стадионов для столичных "Спартака" и ЦСКА давно стала притчей во языцех, затягивается и реконструкция стадиона "Динамо" в Петровском парке. Но история с ареной "Зенита" выделяется даже из этой тягомотной череды - прежде всего, феноменальным бюджетом.
С другой стороны, это далеко не первая неприятная история, которая возникает у руководства питерского клуба из-за огромных денег, крутящихся вокруг него, - чего стоит хотя бы сентябрьский зарплатный демарш Кержакова и Денисова. Пригласив в "Зенит" на завышенные зарплаты дорогих легионеров, а до этого натурально скупив лидеров других российских клубов, "Газпром" поставил себя в положение, когда буквально все по умолчанию ждут от него щедрых денежных вливаний и совсем не ждут отказов.
Поэтому и весьма спорные заявления депутатов питерского заксобрания о том, что новый стадион городу вообще не нужен, если за него не заплатит "Газпром", наверняка упадут на благодатную почву народного понимания. С точки зрения простых петербуржцев (и не только их), газовая госкорпорация при желании может заплатить за все. Считайте меня завистливым москалем и к тому же "мясным", но, похоже, это плоды кармы. Которую "Газпром" и волею судеб принадлежащий ему "Зенит" (под неизменным покровительством первых лиц государства) создали себе за последние годы сами.