Война людей и машин Жителей центра Москвы принуждают платить за парковку автомобилей

С 1 ноября 2012 года в Москве - на Петровке, в Каретном ряду и прилегающих переулках - начнется пилотный проект по введению платной парковки. Эксперимент продлится до весны 2013 года. Если его признают успешным, то распространят и на другие районы Центрального административного округа столицы. Выяснилось, правда, что эксперимент по разгрузке движения оказался еще и экспериментом над местными жителями. С 20:00 до 8:00 они смогут ставить автомобили бесплатно, а в остальное время - как все, за 50 рублей в час. Получается, что каждый автовладелец вынужден будет платить властям 16 тысяч рублей ежемесячно. Местные жители возмутились, за три дня собрали больше 800 подписей с требованием остановить эксперимент и даже добились встречи с начальником департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры правительства Москвы Максимом Ликсутовым. Но тот на компромиссы не пошел. Жильцы собираются митинговать, писать Владимиру Путину и жаловаться в прокуратуру.

Суть эксперимента проста. С 1 ноября парковка на Петровке, в Каретном ряду, на части Страстного бульвара и в прилегающих переулках станет платной: 50 рублей в час. "В мировой практике введение платы за пользование парковкой на улично-дорожной сети является самым эффективным инструментом регулирования транспортных потоков, поскольку позволяет упорядочить парковочное пространство", - говорится в описании проекта. Оплатить парковку можно будет тремя способами. Отправив смс на короткий номер (следует указать госномер автомобиля, а затем - уезжая - отправить еще одно смс с буквой S). В паркоматах, которые к 1 ноября обещают установить в зоне эксперимента. Или же через интернет (можно скачать мобильное приложение для смартфонов). Контролировать оплату парковки будут мобильные комплексы фото и видеофиксации - "парконы". Если они ловят автомобиль, которого нет в базе оплативших парковку, система автоматом выписывает штраф - 2500 рублей. Уведомления о штрафах будут приходить по почте.

В дорожно-транспортном департаменте московского правительства выбор района для пилотного проекта объяснили тем, что он типичен для центра Москвы. Здесь есть и жилые дома, и офисы, и государственные органы (для их автомобилей парковка тоже будет платной). О людях, проживающих в зоне эксперимента, не забыли: им предоставляют льготу - бесплатную парковку с восьми вечера до восьми утра. При этом учитываться автомобили жителей будут по такому принципу: один собственник квартиры - одно льготное парковочное место. Стоянки во дворах по-прежнему останутся бесплатными.

"Вообще-то нам до последнего говорили, что для местных жителей парковка будет бесплатной", - рассказал "Ленте.ру" местный житель Леонид Антонов. Узнав о 50 рублях в час, которые выльются в ежемесячные 16 тысяч, Антонов пошел по соседям, а его соседи - по своим соседям. За три дня они собрали 818 подписей под петицией с требованием приостановить проект или хотя бы обсудить его с жителями. Всего в районе эксперимента живут около двух тысяч семей, то есть подписи поставили почти в каждой второй семье. Параллельно жители организовались в группу на фейсбуке, где принялись ругаться, координировать действия и постить картинки с автомобилем, стоящим на балконе четвертого этажа жилого дома. "Вот наша участь", - гласила подпись к иллюстрации.

После того как петиция была передана властям, с жителями согласился встретиться префект ЦАО Сергей Байдаков. Власть лишний раз показала, что на неполитический протест она реагирует моментально.

Максим Ликсутов. Фото РИА Новости, Рамиль Ситдиков

Максим Ликсутов. Фото РИА Новости, Рамиль Ситдиков

Lenta.ru

На эту встречу, прошедшую в актовом зале здания Моспроекта на 1-й Брестской, удалось попасть и корреспонденту "Ленты.ру". Первое, что выяснилось: статус мероприятия значительно повысился - к протестующим согласился прийти руководитель дорожно-транспортного департамента правительства Москвы Максим Ликсутов. У жильцов появилась слабая надежда, что их услышат.

"У нас в доме 28 квартир, машины есть почти в каждой семье, - рассказывала перед началом встречи одна из протестующих Наталья Бабасян. - Во дворе официально восемь парковочных мест, но набиваются все равно 12 машин. Остальные паркуются на улице перед домом. Напротив нас дом - там вообще двора нет, все их машины на проезжей части". Бабасян работала в консалтинговой компании близ станции метро "Полянка" и на работу ездила на метро. Проще проехать две станции без пересадки, чем стоять в пробках, а потом искать парковку у офиса. Машину она использовала только по выходным - для поездок по магазинам и за город. "Нормальный, чисто европейский тип использования автомобиля, а теперь я буду вынуждена платить за него деньги, причем какими-то изощренными способами", - говорила Бабасян, называя способы оплаты парковки "хипстерским маразмом".

Встреча началась, Максим Ликсутов первым делом сказал, что она не является спонтанной и что он пришел по поручению мэра Сергея Собянина. "Мэр требует, чтобы лично ответственные за проекты чиновники приходили к людям, встречались и объясняли", - сказал он. Дальше он перешел практически к презентации. На экране менялись слайды, а Ликсутов рассказывал, что нередки случаи, когда автомобили пожарных и "скорой помощи" не добирались до места вызова из-за того, что оно было заставлено частным автотранспортом. Обещал увеличить к 2014 году провозную способность общественного транспорта на 360 тысяч человек в час, причем на 100 тысяч - уже к концу 2013 года. Власти работают над тем, чтобы время в пути от дома до работы в среднем по Москве сократилось с 67 минут до 50. В речи главы департамента упоминались 60 тысяч перехватывающих парковок, скоростные трамваи. Словом, речь была увлекательной, но немного не попадала в целевую аудиторию. Та начинала роптать.

Наконец, Ликсутов сказал, что 745 рублей в день (столько в среднем будет стоить парковка в центре Москвы, когда эксперимент охватит весь ЦАО; чиновники исходят из того, что платить придется в рабочее время - от 50 до 100 рублей в час в разных местах за одно "машиноместо") - не так уж и много по сравнению с Лондоном и Токио. Да, дороже, чем в Шанхае, но там люди по два года в очереди на парковочное место стоят. Чиновник заявил, что сейчас в Москве в центре ежедневно паркуется 348 тысяч автомобилей, причем 34,8 тысячи делают это с нарушением правил. "Как только улицы освободятся - пустим легкие автобусы, девять маршрутов минимум", - пообещал Ликсутов.

Слово, наконец, получил Леонид Антонов - организатор сбора подписей под петицией о парковках - и начал перечислять претензии к проекту. Плата за парковку несоразмерна средней зарплате по Москве. Многие люди работают дома или рядом, поэтому их машины днем стоят у зданий. Некоторые местные жители могут заболеть - и для них автомобиль станет дополнительным расходом. "Вы принуждаете нас к отказу от собственности, - говорил Антонов. - Вы дискриминируете нас по месту жительства. Вы моделируете социальный взрыв". Он приводил в пример Берлин, в центре которого парковка у дома для местных жителей стоит 40 евро в год, или Нью-Йорк, где аналогичное разрешение обходится в 100 долларов. "Мы требуем приостановить проект, а после его переработки сделать так, чтобы местные жители могли парковаться бесплатно", - сказал он, и ему хлопали после этого.

Начались вопросы с мест (всего в зале было около ста человек - немало, особенно с поправкой на то, что рабочий день еще не закончился). Звучало: "Коренным москвичам парковаться бесплатно!", "С постоянной пропиской всем разрешить!", а также: "Моя семья живет в Москве с 1820 года, и мы требуем..." Ликсутову указывали, что некоторые владельцы автомобилей - пенсионеры и беременные женщины и они получают меньше тех 16 тысяч, что им предстоит заплатить за парковку. Одна из женщин пожаловалась на дорожно-транспортный департамент: "Я им звоню, говорю: вы что, выжить нас всех из центра Москвы хотите? - а они мне в ответ: наконец-то до вас дошло!" Ликсутова спрашивали, почему мнение жильцов учитывается только постфактум, после принятия решения. Желали ему самому пересесть на общественный транспорт вместе со всем департаментом. "Вы на нас оброк возложили", - говорили Ликсутову. Он все это время что-то записывал, почти не поднимая головы.

Ключевые слова он сказал почти сразу: "Постановление правительства принято, никаких полномочий отменять его у меня нет. Я готов обещать, что по итогам реализации пилотного проекта учту ваши замечания". Некоторые после этих слов встали и ушли, остальные продолжили попытки - заранее обреченные - достучаться до чиновников. Сергей Байдаков, в основном молчавший, сказал, что на небольшом пространстве в районе проведения эксперимента только для местных жителей будет организована бесплатная стоянка на 120 мест. Тут же возник вопрос: "А что делать тем, кому этих мест не хватит?!" Ликсутов, казалось, долго сдерживался, но все же произнес: "Никакой дискриминации нет. Есть такое понятие, как стоимость владения машиной".

"Все понятно. У вас все решено. До свидания!" - прямо в микрофон попрощалась с чиновниками одна из местных жительниц. "У жителей окраин есть выбор: приехать в центр на машине или на общественном транспорте. То есть выбор - платить или нет. Вы нас зачем этого выбора лишаете?" - пытался достучаться до Ликсутова Антонов, но вопрос уже откровенно звучал как риторический.

Столичные власти между тем обещают, что если пилотный проект будет признан удавшимся, то в 2013 году полностью платной станет парковка внутри Бульварного кольца, в 2014 году - в пределах Садового кольца, а в 2015 году - в пределах Третьего транспортного кольца.

"Не до конца ясна концепция данного проекта, особенно в части расширения зоны платных парковок за пределы Бульварного или Садового кольца, - прокомментировал "Ленте.ру" эксперимент столичных властей директор по развитию компании "Автолокатор" Глеб Славутский. - Это заставит автовладельцев искать места в ограниченных дворовых территориях или платить за парковку автомобиля около своего дома. А поскольку бесплатная парковка рассчитана лишь для одной машины на квартиру и только с 20:00 до 8:00, остальное время, видимо, местные жители должны колесить по городу".

"Необходимо разумное совмещение бесплатных и платных парковок. Просто делать платными обочины определенных улиц вряд ли обоснованно, - сказал "Ленте.ру" заместитель председателя коллегии адвокатов "Ваш юридический поверенный" Владислав Капканов. - Кроме того, и прокурор Москвы уже высказывал отрицательное отношение к этой инициативе, говоря, что это противоречит федеральному законодательству и Конституции России. Представляется, что и в судебном порядке данное решение будет можно обжаловать с довольно высокой степенью успеха".

"Будем писать Путину, в Госдуму, в Генпрокуратуру, что нам еще остается", - сказал "Ленте.ру" Антонов после встречи с представителями мэрии. И пообещал, что под этими обращениями будет стоять уже две тысячи подписей, то есть по одной - от каждой семьи, живущей в месте проведения эксперимента. Не исключил Антонов и того, что по поводу парковок в центре могут состояться митинги и пикеты.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше