С 1 ноября 2012 года в Москве - на Петровке, в Каретном ряду и прилегающих переулках - начнется пилотный проект по введению платной парковки. Эксперимент продлится до весны 2013 года. Если его признают успешным, то распространят и на другие районы Центрального административного округа столицы. Выяснилось, правда, что эксперимент по разгрузке движения оказался еще и экспериментом над местными жителями. С 20:00 до 8:00 они смогут ставить автомобили бесплатно, а в остальное время - как все, за 50 рублей в час. Получается, что каждый автовладелец вынужден будет платить властям 16 тысяч рублей ежемесячно. Местные жители возмутились, за три дня собрали больше 800 подписей с требованием остановить эксперимент и даже добились встречи с начальником департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры правительства Москвы Максимом Ликсутовым. Но тот на компромиссы не пошел. Жильцы собираются митинговать, писать Владимиру Путину и жаловаться в прокуратуру.
Суть эксперимента проста. С 1 ноября парковка на Петровке, в Каретном ряду, на части Страстного бульвара и в прилегающих переулках станет платной: 50 рублей в час. "В мировой практике введение платы за пользование парковкой на улично-дорожной сети является самым эффективным инструментом регулирования транспортных потоков, поскольку позволяет упорядочить парковочное пространство", - говорится в описании проекта. Оплатить парковку можно будет тремя способами. Отправив смс на короткий номер (следует указать госномер автомобиля, а затем - уезжая - отправить еще одно смс с буквой S). В паркоматах, которые к 1 ноября обещают установить в зоне эксперимента. Или же через интернет (можно скачать мобильное приложение для смартфонов). Контролировать оплату парковки будут мобильные комплексы фото и видеофиксации - "парконы". Если они ловят автомобиль, которого нет в базе оплативших парковку, система автоматом выписывает штраф - 2500 рублей. Уведомления о штрафах будут приходить по почте.
В дорожно-транспортном департаменте московского правительства выбор района для пилотного проекта объяснили тем, что он типичен для центра Москвы. Здесь есть и жилые дома, и офисы, и государственные органы (для их автомобилей парковка тоже будет платной). О людях, проживающих в зоне эксперимента, не забыли: им предоставляют льготу - бесплатную парковку с восьми вечера до восьми утра. При этом учитываться автомобили жителей будут по такому принципу: один собственник квартиры - одно льготное парковочное место. Стоянки во дворах по-прежнему останутся бесплатными.
"Вообще-то нам до последнего говорили, что для местных жителей парковка будет бесплатной", - рассказал "Ленте.ру" местный житель Леонид Антонов. Узнав о 50 рублях в час, которые выльются в ежемесячные 16 тысяч, Антонов пошел по соседям, а его соседи - по своим соседям. За три дня они собрали 818 подписей под петицией с требованием приостановить проект или хотя бы обсудить его с жителями. Всего в районе эксперимента живут около двух тысяч семей, то есть подписи поставили почти в каждой второй семье. Параллельно жители организовались в группу на фейсбуке, где принялись ругаться, координировать действия и постить картинки с автомобилем, стоящим на балконе четвертого этажа жилого дома. "Вот наша участь", - гласила подпись к иллюстрации.
После того как петиция была передана властям, с жителями согласился встретиться префект ЦАО Сергей Байдаков. Власть лишний раз показала, что на неполитический протест она реагирует моментально.
На эту встречу, прошедшую в актовом зале здания Моспроекта на 1-й Брестской, удалось попасть и корреспонденту "Ленты.ру". Первое, что выяснилось: статус мероприятия значительно повысился - к протестующим согласился прийти руководитель дорожно-транспортного департамента правительства Москвы Максим Ликсутов. У жильцов появилась слабая надежда, что их услышат.
"У нас в доме 28 квартир, машины есть почти в каждой семье, - рассказывала перед началом встречи одна из протестующих Наталья Бабасян. - Во дворе официально восемь парковочных мест, но набиваются все равно 12 машин. Остальные паркуются на улице перед домом. Напротив нас дом - там вообще двора нет, все их машины на проезжей части". Бабасян работала в консалтинговой компании близ станции метро "Полянка" и на работу ездила на метро. Проще проехать две станции без пересадки, чем стоять в пробках, а потом искать парковку у офиса. Машину она использовала только по выходным - для поездок по магазинам и за город. "Нормальный, чисто европейский тип использования автомобиля, а теперь я буду вынуждена платить за него деньги, причем какими-то изощренными способами", - говорила Бабасян, называя способы оплаты парковки "хипстерским маразмом".
Встреча началась, Максим Ликсутов первым делом сказал, что она не является спонтанной и что он пришел по поручению мэра Сергея Собянина. "Мэр требует, чтобы лично ответственные за проекты чиновники приходили к людям, встречались и объясняли", - сказал он. Дальше он перешел практически к презентации. На экране менялись слайды, а Ликсутов рассказывал, что нередки случаи, когда автомобили пожарных и "скорой помощи" не добирались до места вызова из-за того, что оно было заставлено частным автотранспортом. Обещал увеличить к 2014 году провозную способность общественного транспорта на 360 тысяч человек в час, причем на 100 тысяч - уже к концу 2013 года. Власти работают над тем, чтобы время в пути от дома до работы в среднем по Москве сократилось с 67 минут до 50. В речи главы департамента упоминались 60 тысяч перехватывающих парковок, скоростные трамваи. Словом, речь была увлекательной, но немного не попадала в целевую аудиторию. Та начинала роптать.
Наконец, Ликсутов сказал, что 745 рублей в день (столько в среднем будет стоить парковка в центре Москвы, когда эксперимент охватит весь ЦАО; чиновники исходят из того, что платить придется в рабочее время - от 50 до 100 рублей в час в разных местах за одно "машиноместо") - не так уж и много по сравнению с Лондоном и Токио. Да, дороже, чем в Шанхае, но там люди по два года в очереди на парковочное место стоят. Чиновник заявил, что сейчас в Москве в центре ежедневно паркуется 348 тысяч автомобилей, причем 34,8 тысячи делают это с нарушением правил. "Как только улицы освободятся - пустим легкие автобусы, девять маршрутов минимум", - пообещал Ликсутов.
Слово, наконец, получил Леонид Антонов - организатор сбора подписей под петицией о парковках - и начал перечислять претензии к проекту. Плата за парковку несоразмерна средней зарплате по Москве. Многие люди работают дома или рядом, поэтому их машины днем стоят у зданий. Некоторые местные жители могут заболеть - и для них автомобиль станет дополнительным расходом. "Вы принуждаете нас к отказу от собственности, - говорил Антонов. - Вы дискриминируете нас по месту жительства. Вы моделируете социальный взрыв". Он приводил в пример Берлин, в центре которого парковка у дома для местных жителей стоит 40 евро в год, или Нью-Йорк, где аналогичное разрешение обходится в 100 долларов. "Мы требуем приостановить проект, а после его переработки сделать так, чтобы местные жители могли парковаться бесплатно", - сказал он, и ему хлопали после этого.
Начались вопросы с мест (всего в зале было около ста человек - немало, особенно с поправкой на то, что рабочий день еще не закончился). Звучало: "Коренным москвичам парковаться бесплатно!", "С постоянной пропиской всем разрешить!", а также: "Моя семья живет в Москве с 1820 года, и мы требуем..." Ликсутову указывали, что некоторые владельцы автомобилей - пенсионеры и беременные женщины и они получают меньше тех 16 тысяч, что им предстоит заплатить за парковку. Одна из женщин пожаловалась на дорожно-транспортный департамент: "Я им звоню, говорю: вы что, выжить нас всех из центра Москвы хотите? - а они мне в ответ: наконец-то до вас дошло!" Ликсутова спрашивали, почему мнение жильцов учитывается только постфактум, после принятия решения. Желали ему самому пересесть на общественный транспорт вместе со всем департаментом. "Вы на нас оброк возложили", - говорили Ликсутову. Он все это время что-то записывал, почти не поднимая головы.
Ключевые слова он сказал почти сразу: "Постановление правительства принято, никаких полномочий отменять его у меня нет. Я готов обещать, что по итогам реализации пилотного проекта учту ваши замечания". Некоторые после этих слов встали и ушли, остальные продолжили попытки - заранее обреченные - достучаться до чиновников. Сергей Байдаков, в основном молчавший, сказал, что на небольшом пространстве в районе проведения эксперимента только для местных жителей будет организована бесплатная стоянка на 120 мест. Тут же возник вопрос: "А что делать тем, кому этих мест не хватит?!" Ликсутов, казалось, долго сдерживался, но все же произнес: "Никакой дискриминации нет. Есть такое понятие, как стоимость владения машиной".
"Все понятно. У вас все решено. До свидания!" - прямо в микрофон попрощалась с чиновниками одна из местных жительниц. "У жителей окраин есть выбор: приехать в центр на машине или на общественном транспорте. То есть выбор - платить или нет. Вы нас зачем этого выбора лишаете?" - пытался достучаться до Ликсутова Антонов, но вопрос уже откровенно звучал как риторический.
Столичные власти между тем обещают, что если пилотный проект будет признан удавшимся, то в 2013 году полностью платной станет парковка внутри Бульварного кольца, в 2014 году - в пределах Садового кольца, а в 2015 году - в пределах Третьего транспортного кольца.
"Не до конца ясна концепция данного проекта, особенно в части расширения зоны платных парковок за пределы Бульварного или Садового кольца, - прокомментировал "Ленте.ру" эксперимент столичных властей директор по развитию компании "Автолокатор" Глеб Славутский. - Это заставит автовладельцев искать места в ограниченных дворовых территориях или платить за парковку автомобиля около своего дома. А поскольку бесплатная парковка рассчитана лишь для одной машины на квартиру и только с 20:00 до 8:00, остальное время, видимо, местные жители должны колесить по городу".
"Необходимо разумное совмещение бесплатных и платных парковок. Просто делать платными обочины определенных улиц вряд ли обоснованно, - сказал "Ленте.ру" заместитель председателя коллегии адвокатов "Ваш юридический поверенный" Владислав Капканов. - Кроме того, и прокурор Москвы уже высказывал отрицательное отношение к этой инициативе, говоря, что это противоречит федеральному законодательству и Конституции России. Представляется, что и в судебном порядке данное решение будет можно обжаловать с довольно высокой степенью успеха".
"Будем писать Путину, в Госдуму, в Генпрокуратуру, что нам еще остается", - сказал "Ленте.ру" Антонов после встречи с представителями мэрии. И пообещал, что под этими обращениями будет стоять уже две тысячи подписей, то есть по одной - от каждой семьи, живущей в месте проведения эксперимента. Не исключил Антонов и того, что по поводу парковок в центре могут состояться митинги и пикеты.