Прочь из Старого Света Как Европа борется с рекордной безработицей

В Европе, где безработица на фоне продолжающегося долгового кризиса ежемесячно обновляет рекорды, в последнее время прибегают к нетрадиционным способам обеспечить граждан работой. В Швеции, например, стали платить безработным за переезд в Норвегию, а в Уэльсе для поднятия духа делать им искусственный загар. Однако большинство европейских стран вряд ли смогут справиться с безработицей так просто.

Угрожающие цифры

По последним данным Eurostat, в сентябре 2012 года уровень безработицы в еврозоне достиг 11,6 процента - очередного исторического максимума. Аналогичный показатель в государствах Евросоюза составил 10,6 процента. Годом ранее безработица в зоне евро находилась на уровне 10,3 процента, а в ЕС - 9,8 процента.

Число оставшихся без работы граждан ЕС в сентябре 2012 года составило почти 26 миллионов человек, из которых порядка 18,5 миллиона проживают в еврозоне. По сравнению с прошлым сентябрем количество безработных в обоих регионах выросло более чем на два миллиона человек.

Самый высокий уровень безработицы был зафиксирован в Испании (25,8 процента в сентябре) и в Греции (25,1 процента в июле) - двух государствах, сильнее всего пострадавших от долгового кризиса. В Португалии и Ирландии безработица превысила 15 процентов, во Франции - 10 процентов. Даже в Германии, крупнейшей европейской экономике, этот показатель увеличился - впервые за последние три года, в два раза превысив прогнозы аналитиков.

Особенно плохо обстоит дело с занятостью среди молодежи (в возрасте до 25 лет). В среднем по еврозоне уровень молодежной безработицы в сентябре вырос до 23,3 процента, а в ЕС - до 22,8 процента. При этом, к примеру, в Испании безработица среди молодежи составляет 54,2 процента, а в Греции - 55,6 процента (по состоянию на июль).

На фоне подобных данных лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц (Joseph Stiglitz) высказал весьма пессимистические прогнозы в отношении будущего еврозоны, отметив, что в самом регионе, как и в Международном валютном фонде, недооценивают опасность нынешнего состояния экономики и перспектив ее восстановления после экономического и долгового кризисов.

Потерянное поколение

Думается, однако, что Стиглиц немного преувеличил самоуспокоенность европейцев насчет уровня безработицы, особенно среди молодых людей. Об этом свидетельствует достаточно серьезное исследование, результаты которого были обнародованы в конце октября. Оно посвящено так называемому поколению молодежи NEET (Not in Education, Employment or Training, или "необразованные - незанятые - необученные").

Как выяснилось, Евросоюзу поколение NEET, уже достигшее рекордных 14 миллионов человек, в 2011 году обошлось весьма недешево, а именно более чем в 153 миллиарда евро, то есть около трех миллиардов евро в неделю. В эту сумму входят выплачиваемые безработной молодежи пособия и недополученная из-за их незанятости продукция. В целом за прошлый год эти расходы составили 1,21 процента ВВП всего ЕС (для сравнения, в 2008 году, в разгар кризиса, этот показатель находился на уровне в 0,96 процента ВВП).

Дороже всего NEET обошлись Италии - в 2011 году страна потратила на них 32,6 миллиарда евро, в то время как численность итальянских NEET выросла на 17,6 процента. Для сравнения, в Греции на нужды NEET было направлено всего 7,1 миллиарда евро, но численность молодежи без образования и работы выросла за тот же год почти на 55 процентов. В Испании численность NEET увеличилась на 34,4 процента, а потрачено на них было 15,7 миллиарда евро. Ожидается, что расходы на NEET будут только расти.

Их борьба

Неудивительно, что отчаявшиеся снизить уровень безработицы европейцы иногда предпринимают неожиданные меры. Например, администрация шведского города Сёдерхамн, где безработица превышает 25 процентов, совместно с Национальной службой занятости организовала для молодых жителей города программу "Путешествие за работой" (Job Journey). В рамках этой программы власти Сёдерхамна оплачивают местным безработным переезд в столицу соседней Норвегии, где уровень безработицы составляет всего 2,8 процента, а среди молодежи - семь процентов.

Предложением уже заинтересовались более ста человек из 12 тысяч населения шведского города. Согласившимся ехать на поиски работы в Осло оплачивают билет (видимо, в один конец), а также месяц проживания в хостеле из расчета порядка 25 евро в сутки. По данным СМИ, те шведы, которые смогли найти работу в Норвегии, очень довольны и, похоже, не желают больше ничего менять.

Ханне Бьюрстрём. Фото Arbeidsdepartementet с сайта wikipedia.org

Ханне Бьюрстрём. Фото Arbeidsdepartementet с сайта wikipedia.org

Lenta.ru

В свою очередь, Норвегию (которая не входит ни в ЕС, ни в еврозону) в СМИ назвали "землей обетованной" для ищущей работу европейской молодежи. Отмечается, что в последнее время резко увеличился приток трудовых иммигрантов на норвежский рынок - в первую очередь, из Греции (на 82 процента по сравнению с прошлым годом), Испании (рост на 33 процента) и Италии (шестипроцентный рост). Впрочем, министр труда Норвегии Ханне Бьюрстрём (Hanne Bjurstroem) отметила, что те иммигранты, которым не удалось найти работу в стране, должны вернуться к себе на родину.

Еще один необычный способ поощрить ищущих работу придумали в Абердэре в Уэльсе (уровень безработицы в городе составляет 9,6 процента). В рамках кампании, организованной центром занятости, наиболее активным безработным, подыскивающим новое место, предлагается получить в салоне красоты бесплатный сеанс нанесения на тело автозагара. Таким образом, как считают в организации Wellbeing and Training Academy, взявшей на себя расходы на эту акцию, безработные валлийцы повысят уверенность в себе. Идея, правда, уже вызвала недовольство налогоплательщиков и местных властей, которые справедливо полагают, что для получения работы нужно в первую очередь обладать нужными для нее умениями и навыками. Не исключено, что затея с автозагаром - всего-навсего хитроумная рекламная акция, успешно "паразитирующая" на обеспокоенности безработицей граждан.

Кстати, в компании Benetton Group (известной своей торговой маркой United colours of Benetton) и не скрывают, что на очередную рекламную кампанию их вдохновила безработица. В сентябре для привлечения внимания к этой экономической проблеме фирма начала кампанию по поиску "лучших безработных" в мире, запустив соответствующий сайт. Сто победителей должны будут получить по пять тысяч евро за свой проект, направленный на улучшение жизни (все равно где). Среди претендентов на сомнительное звание "лучшего безработного года", кстати, есть и россияне.

В других странах Европы с безработицей тоже борются, и на вполне серьезном уровне. Так, во Франции еще в августе правительство предложило выплачивать три четверти зарплат молодым работникам местных компаний. По плану, работодатели, нанявшие сотрудника в возрасте от 16 до 25 лет не менее чем на год, самостоятельно должны будут платить ему только 25 процентов от зарплаты. Французские власти рассчитывают таким образом создать около ста тысяч рабочих мест в следующем году и еще 50 тысяч - в 2014-м.

Пока некоторым безработным платят за автозагары и переезд в соседние страны, европейские соискатели вакансий постепенно и сами начали "перетекать" на более перспективные в плане работы рынки. Так, оставшиеся без работы испанцы и португальцы постепенно переезжают в бывшие колонии своих стран. Из Испании незанятые граждане уезжают в страны Латинской Америки, а также в Майами в США. Из Португалии едут в Бразилию, Анголу и Восточный Тимор. Только из Испании в 2011 году эмигрировали примерно 370 тысяч человек - в десять раз больше по сравнению с кризисным 2008 годом.

Ирландцы и греки переезжают в Австралию, где уже сложились большие диаспоры и тех, и других. Зеленый континент привлекает и желающих сбежать от безработицы британцев. Такими темпами скоро весь Старый Свет останется без молодежи и еще раз оправдает свое название.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше