Поморьска говоря Лидера поморов будут судить за оскорбление русской нации

В начале ноября 2012 года стало известно, что лидера российских поморов Ивана Мосеева собираются судить за разжигание розни в отношении русской нации. Один из сторонников Мосеева написал на местном сайте, что дело возбуждено по гораздо более тяжкой статье - "государственная измена". Эту историю подхватили норвежские СМИ, а вслед за ними об "измене" объявили крупные российские издания.

В энциклопедии "Народы Европейской части СССР" 1964 года говорится, что "поморы скорее географический, чем этнографический термин". В советское время считалось, что поморы - это потомки русских переселенцев, которые отличаются от остальных русских "главным образом особенностями хозяйственного быта".

Однако после развала СССР получила распространение теория историка Владимира Булатова, согласно которой поморы - самостоятельный этнос, обитавший на Крайнем Севере до прихода русских. У этого этноса, по мнению Булатова, были налажены прочные связи с норвежцами.

Многие сторонники этой теории на словах активно подчеркивают свою лояльность российскому государству, но на практике гораздо больше внимания уделяют Норвегии. Так, в августе 2012 года состоялся поход 12 поморских школьников "по традиционному торговому пути между Северной Норвегией и Поморьем". Лидеры поморов не скрывают знакомства с норвежскими чиновниками и представителями организации "Норвежский Баренцев Секретариат". В аннотации к сборнику поморских сказок, выпущенному в 2010 году, приведена пословица: "Норвежцы те же поморы, только говоря друга" (только язык другой). Сборник выпущен в комплекте с переводом на норвежский язык. В норвежском городе Варде действует музей поморов. Наконец, поморы отмечают день конституции Норвегии.

Булатов в 1986 году стал ректором Архангельского педагогического института, переименованного в 1991 году в Поморский государственный педагогический университет, а в 1996-м - в Поморский государственный университет им. Ломоносова. В 2011 году, уже после смерти Булатова (он скончался в 2007-м), вуз вошел в состав Северного (Арктического) федерального университета.

В Арктическом университете в том же 2011 году был создан Поморский институт коренных и малочисленных народов Севера. Им руководит ученик Булатова Иван Мосеев, одновременно возглавляющий центр "Поморское возрождение", созданный 20 лет назад. 3 января 1991 года Мосеев опубликовал в газете "Волна" статью "Мы - за Поморскую республику", в которой говорилось: "Организация ЮНЕСКО разрабатывает план создания объединенных штатов Европы на основе существующих европейских государств. У Архангельской области есть реальная возможность в будущем стать одним из таких штатов".

Неудивительно, что личность Мосеева давно вызывала недоверие у спецслужб, хотя в последнее время он и открещивался от обвинений в сепаратизме - в 2011 году "Поморское возрождение" даже вступило в "Общероссийский народный фронт". Сторонники Мосеева неловко пытаются оправдать слова об "объединенных штатах Европы" - якобы автор статьи имел в виду создание новой советской республики, и вообще ему тогда было всего 22 года.

Впрочем, с возрастом Мосеев действительно стал осторожен и рассудителен. Даже люди, критически относящиеся к идеям Булатова, признают: "Мосеев - один из наиболее вменяемых людей, входящих в группу так называемых 'асфальтопоморов'" (именно так в шутку называют сторонников "возрождения поморов", намекая на то, что в массе своей они являются горожанами).

Для сравнения: другой известный сторонник идей Булатова - Дмитрий Гусаков - в январе 2012 года прямо назвал бывшего губернатора Архангельской области Илью Михальчука "оккупантом", подчеркнув при этом его якутское происхождение (и намекая, очевидно, на захват колхозных квот на вылов местной рыбы малоизвестными иностранными компаниями). Гусаков призвал поморов активнее бороться с "некоренными" властями, заявив: "Вы же только по кухням вечером и могли судачить: мол, сколько можно терпеть этих оккупантов. А сами - импотенты. Вы хотя бы что-нибудь сделали, чтобы побороть заезжую бациллу?"

Кстати, Гусаков называет себя "первым в истории официальным помором". "Я так по пьяни записался в ленинградском военкомате", - поясняет он.

Рьяный противник "поморской идентичности" - историк Дмитрий Семушин. Он опубликовал на сайте агентства Regnum десятки статей, в которых подвергает жесткой критике теорию Булатова. Позиция Семушина проста: поморов как этноса никогда не существовало, а современные "поморы" - группа сепаратистов, состоящая из уроженцев самых разных областей и базирующаяся в основном в Архангельске (хотя исторически поморы связаны с мурманскими промыслами).

О личности Семушина известно мало. В публикациях Regnum его называют "архангельским историком", однако недоброжелатели утверждают, что он якобы живет в Москве или даже в Венгрии (в данном контексте вопрос "местный - не местный", "русский - не русский", "помор - не помор" кажется участникам дискуссий очень важным). Семушин - сторонник Русской православной церкви, в перерыве между разоблачениями поморов он резко критиковал Pussy Riot, причем выступал именно с христианской, а не с общегражданской позиции.

Аналитики отмечают, что доводы Семушина выглядели бы гораздо более достойно, если бы он не старался полностью загнать противников в угол, не пытался лишить их всех путей к отступлению. Чрезмерная ярость и въедливость, с которой историк бросается на каждое движение поморов, приводит к тому, что его статьи кажутся не научно-исследовательскими, а политическими.

Летом 2012 года к поморам приехали журналисты журнала "Коммерсантъ-Власть", готовящие серию публикаций о социально-экономическом сепаратизме в регионах России. Прочитали сказки, посмотрели резные наличники и "кибас, аналог подковы на счастье"; встречались и с Иваном Мосеевым. Поморы журналистам заявили, что в регионе необходимо не только добывать лес и алмазы, но и заниматься освоением Арктики, развивать промыслы, поддерживать деревню. В итоге во "Власти" вышел текст, посвященный тому, что на политической карте России возникла "новая оппозиционная сила": "На Русском Севере права местных жителей отстаивают не левые или правые, а поморы - субэтнос, который северяне возродили для борьбы за свои интересы. Местные считают, что "записаться в поморы" - чуть ли не единственный способ защититься от засилья федеральных структур". Семушин немедленно заявил, что "Коммерсантъ" "встал на защиту этносепаратизма на Русском Севере".

Постепенно конфликт между поморами и их оппонентами начал выходить за рамки интернет-дискуссий. По данным издания PublicPost, которое ссылается на материалы уголовного дела, редактор сайта "Эхо Севера" Илья Азовский (давний противник "поморской теории") пожаловался в ФСБ на комментарий, оставленный одним из пользователей. Комментарий звучал относительно невинно: в ответ на фразу "Поморы! Уймитесь. Нас в Архангельской области - 1 млн.200 тыс. Вас, поморов - всего 2 тыс" (орфография и пунктуация оригинала - прим. "Ленты.ру") - пользователь под ником "Поморы" заявил: "Что ты с нами сделаешь? Вас миллионы быдла, а нас 2 тысячи людей".

При желании в интернете можно найти куда более оскорбительные высказывания, но в ФСБ почему-то с пониманием отнеслись к гневу Азовского. Была проведена экспертиза, показавшая, что комментарий написали с компьютера Мосеева. Лингвистическая экспертиза пришла к выводу, что под "быдлом" в данном высказывании имелись в виду русские. Затем спецслужбы разыскали автора верхнего комментария, который подтвердил, что слово "быдло" оскорбило его национальные чувства... Пожалуй, если все это правда, то россияне могут парализовать работу ФСБ, завалив ее жалобами на неоднозначные высказывания в интернете. Хотя на самом деле вряд ли все так просто: те же поморы тоже пытались жаловаться на Семушина в правоохранительные органы, но по их заявлениям никаких дел не возбудили.

В июне 2012 года, как раз после публикации статьи в "Коммерсанте", в квартире Мосеева провели обыск. После этого о ходе расследования сообщалось мало. Лишь в октябре сторонник Мосеева, руководитель ячейки Российского народно-демократического союза Александр Марков написал, что лидера поморов якобы собираются обвинить в государственной измене в пользу Норвегии (275-я статья УК РФ). Это гораздо более серьезная статья, чем разжигание розни. Первая часть 282-й статьи предусматривает максимальное лишение свободы на срок до двух лет, а 275-я статья - лишение свободы на срок до 20 лет.

Одновременно разразился новый скандал. Было объявлено, что бывшая сотрудница Regnum Ирина Синюкова в личной переписке с Мосеевым якобы признала, что статьи Семушина являются заказными. Синюкова опровергла эту информацию: "Ответственно заявляю, что подобного я никогда не говорила и не писала. Представители ФСБ не предлагали мне писать статьи на поморскую тему. Уверена, что Иван Мосеев меня неправильно понял в силу стресса, который он сейчас испытывает".

В ноябре на сайте Октябрьского районного суда Архангельска появилось неприметное сообщение о том, что 12 ноября суд рассмотрит дело гражданина Мосеева по первой части 282-й статьи УК РФ. После этого Марков без ссылок на какие-либо источники написал на региональном портале "News29.ru", что Мосеева будут судить по 275-й статье. Тему подхватило норвежское издание Barents Observer, а затем о "репрессиях в отношении друга норвежцев" сообщили и другие норвежские сайты.

От норвежцев о происходящем узнали журналисты крупных российских СМИ. Юрист и культуролог Леонид Сторч в блоге на "Эхе Москвы" написал, что в Россию "вернулся 1937 год" - и продемонстрировал июньское постановление о прослушивании телефонных переговоров подследственного. Сам Мосеев в беседе с "Эхом Москвы" выражался достаточно туманно. Лидер поморов заявил, что статью "государственная измена" включили в дело, чтобы оправдать прослушку телефона (хотя прослушка в принципе могла осуществляться и на основании 282-й статьи).

Семушин утверждает, что российские СМИ вслед за норвежскими дезинформировали читателей, объявив о появлении в деле 275-й статьи. Это не совсем так. То же "Эхо Москвы" достаточно быстро разобралось в ситуации и начало включать в публикации пояснения касательно того, что пока Мосеева обвиняют лишь по 282-й статье, но в будущем все может измениться. Хотя справедливости ради стоит отметить, что найти эти пояснения можно лишь при очень внимательном прослушивании или прочтении.

Активно обсуждается вопрос о том, получал ли Мосеев деньги от норвежских организаций. Лидер поморов и его партнеры категорически отрицают факт финансирования. "Никаких грантов не было. Мосеев участвовал в совместных гуманитарных проектах: проведении выставок, лекций", - заявил консул Норвегии в Архангельске, директор центра "Баренц-секретариат" Андрей Шалев. В то же время Семушин заметил, что в предисловии к изданному Мосеевым словарю "Поморьска говоря" написано: "На международном конкурсе культурных проектов компании Ford Motor Company 2005 года, в котором приняли участие более 600 человек из 60 регионов мира, этот поморский проект был удостоен первой премии". По информации Семушина, премия составляла четыре тысячи долларов.

Тем временем некоторые аналитики связывают преследование Мосеева с подготовкой поправок в статью "государственная измена". В действующем УК определение измены звучит так: "Шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации". Законодатели пришли к выводу, что эта формулировка сложна для доказывания - трудно понять, какую деятельность считать "враждебной". Поэтому определение решено было изменить: теперь изменой будет считаться "выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной и иной помощи иностранному государству, международной, иностранной организации или их представителям в деятельности направленной против безопасности РФ". Поправки уже приняты Госдумой.

Возможно, власти действительно планируют в будущем испытать на Мосееве новый вариант статьи о госизмене. Хотя возможна и иная ситуация: правозащитникам требовалось привлечь внимание к изменению статьи, в связи с чем Мосеева назначили "пострадавшим". При анализе "поморской" темы со всех сторон выползает такое количество неподтвержденной информации, домыслов и прямой лжи, что трудно о чем-то судить однозначно.

Кстати, пресловутое судебное заседание 12 ноября 2012 года в итоге так и не состоялось. Мосеев заболел, в связи с чем начало процесса перенесли на 21 ноября.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше