20 ноября прекратила работу Colta.ru. Сайт старой редакции OpenSpace закрылся, проработав чуть больше четырех месяцев - найти за это время инвесторов и обеспечить дальнейшее существование издания не удалось. Редакция уверяет, что закрытие сайта не означает смерть проекта и что поиск финансирования продолжится. Архив Colta.ru и старого OpenSpace будет доступен читателям.
Colta.ru создавалась в июле 2012 года в условиях, максимально приближенных к боевым. Команда Марии Степановой покинула OpenSpace 30 июня, а 16 июля в Сети уже заработал новый сайт. По соглашению с владельцем OpenSpace, который решил вместе с концепцией издания сменить редакцию в полном составе, на руках у журналистов остался архив материалов прежнего сайта и сумма, достаточная, по их оценкам, на два-три месяца работы нового сайта. Этот сайт был собран с нуля за две недели.
То, что жизнь "Кольты" может оказаться короткой, предполагалось и даже подразумевалось изначально. Редакция определила себе срок три месяца - если за это время не удастся найти инвестора, сайт прекратит работу. Таким образом, Colta.ru существовала не столько в виде самостоятельного сайта, сколько в виде макета (по определению самой редакции - конспекта) будущего сайта.
Разумеется, в этот период сайт работал, в основном, на энтузиазме редакции и за счет помощи друзей и читателей. В течение первых дней существования Colta.ru вела сбор средств, с помощью которых планировалось финансировать издание (главным образом, с помощью читателей редакция надеялась покрыть расходы на гонорарный фонд). Этот опыт краудфандинга оказался успешным - как признавались создатели, к полной их неожиданности. За 20 дней удалось собрать 695 тысяч рублей при заявленной цели в 600 тысяч - за счет этих средств, в частности, 16 октября работу сайта удалось продлить еще на месяц.
Colta.ru изначально была проектом экспериментальным - даже на уровне названия, которое пришлось специально истолковывать. Еще одним экспериментом стала попытка редакции освоить новые способы взаимодействия с читателем, включая, во-первых, формат блога (что подразумевает принципиальное отсутствие рубрик; на "Кольте" их заменяли теги) и, во-вторых, краудфандинг. На этом близком взаимодействии с читателями была построена вся идеология сайта: каждый, кто так или иначе помог изданию, мог найти свое имя на странице "акционеров", а на прощание редакция предложила всем, кто хоть раз читал "Кольту", прислать свою фотографию для общего снимка.
На самом деле экспериментом была вся история существования "Кольты". Цель этого эксперимента можно сформулировать так: может ли в современной России выжить интернет-издание о культуре, но с ярко выраженной политической позицией? Видимо, в контексте этого эксперимента и следует воспринимать завершившийся 20 ноября этап жизни Colta.ru.
Первой публикацией на "Кольте" было интервью Земфиры. Одной из последних - интервью с Леонидом Федоровым. Через оба материала прошла одна и та же тема: и Земфира, и Федоров, каждый по-своему, говорили о своем отношении к политике - и оба сошлись на том, что поддерживать протест бессмысленно и не музыкантское это дело (оба интервью из-за этого спровоцировали бурное обсуждение в соцсетях). В каком-то смысле, проблема соединения культуры с политикой была определяющей для всего издания - как известно, решение об увольнении редакции старого OpenSpace было связано с тем, что владельцу Вадиму Беляеву хотелось сделать сайт из культурного более общественно-политическим. Общественно-политическая составляющая была на старом сайте, осталась она и на "Кольте" - где тег "общество" существовал на равных с тегами "театр", "современная музыка" и прочими.
Конечно, главной задачей Colta.ru было заполнить, хотя бы временно, вакуум, образовавшийся в зоне культурных медиа после разгона старого OpenSpace. С этой задачей, кстати, редакция справилась: сайт просуществовал четыре месяца, и за это время успело появиться что-то новое - взять хотя бы чудесную историю с "Русской жизнью", для которой, в отличие от "Кольты" удалось найти финансирование. Однако, объявив себя игроком на культурном поле, Colta.ru вольно или невольно, но вполне отчетливо включилась в политику. Трудно представить себе, что на "Русской жизни", где в принципе публикуются авторы самых разносторонних политических пристрастий, может появиться пустой лист-поздравление Владимиру Путину. А были еще публикации про геев, ЕГЭ, РПЦ и другие общественные темы, которые, так уж сложилось, стали и политическими, и оппозиционными.
Очевидно, именно это обстоятельство и предрешило судьбу "Кольты". За четыре месяца инвестора найти так и не удалось - как рассказала Мария Степанова, параллельно велись переговоры с несколькими заинтересованными лицами, однако каждый раз все срывалось в последний момент. При условии, что создатели "Русской жизни" прямым текстом заявляют о неприкосновенности первых лиц государства, а редакцию "Кольты" такой подход явно не привлекал, логично предположить, что отсутствие инвесторов связано именно с их нежеланием ввязываться в истории, которые могут грозить проблемами с властями.
Есть, конечно, еще один момент: на примере "конспекта" сайта, который обновлялся два-три раза в день и не показывал рекламу, со стороны было не совсем понятно, какая предлагается экономическая модель. А вот говорить о том, что “Кольту" погубило безразличие читателей, неверно - во-первых, успешный опыт с краудфандингом свидетельствует об обратном. Во-вторых, собственная аудитория у издания очевидным образом была, а судить о ее размерах в условиях чернового этапа существования сайта представляется преждевременным.
О том, что 20 ноября завершился именно этап, говорят сами создатели. Как заверила Степанова, закрытие сайта не означает смерть проекта. Архив старого OpenSpace вместе с публикациями Colta.ru останется у редакции и будет доступен читателям - хостинг оплачен на год. "Конечно, хочется уйти красиво, хотя лучше было бы просто не уходить," - говорит главред Кольты. - "Но режим демоверсии, в котором существовал сайт все это время, не может быть бессрочным".
И все-таки об окончательном уходе никто старается не говорить. Речь, по словам Степановой, о том, чтобы "закрыть квартиру на ключ и дать ей постоять, а потом, если удастся, вернуться". Поиск финансирования продолжится, и руководство сайта надеется, что рано или поздно Colta.ru возобновит работу. Правда, основанием для надежды в большой мере служит история с "Русской жизнью", которая, как отмечалась выше, подошла к поиску инвесторов с несколько иными вводными.
В остальном же, конечно, результат эксперимента, поставленного Colta.ru, не может не огорчать. Закрытие единственного специализированного культурного онлайн-СМИ - кстати, та версия "Кольты", которую показали читателям в эти четыре месяца, была не в пример демократичнее старого OpenSpace - слишком уж легко встраивается в нынешний контекст, рядом с историями про неэффективность вузов, "модернизационные" сокращения на петербургском филфаке, Рахманинова "16+" и даже про казаков, запрещающих "Лолиту".
Полгода назад речь шла о том, что общественно-культурные СМИ закрываются как нерентабельные. Искать ли тут второй уровень или не искать, каждый был волен решать сам - хотя само нежелание инвесторов и рекламодателей работать со слишком вольнолюбивыми изданиями (отсюда и нерентабельность) было достаточно показательным. Сейчас хуже: нерентабельной объявлена целая сфера жизни.