Центральным событием недели торгов русским искусством в Лондоне стала продажа лота, не имеющего прямого отношения к живописи или скульптуре, но при этом уникального для культуры страны. С молотка ушел архив кинорежиссера Андрея Тарковского, охватывающий 1967-1986 годы жизни и работы человека, ставшего одной из ключевых фигур отечественного и мирового кинематографа XX века. Архив был продан представителю Ивановской области (родины режиссера) в 15 раз дороже оценки, что позволило аукционистам говорить о триумфальном завершении торгов.
Официально Sotheby's объявил о продаже архивных материалов, собиравшихся долгие годы другом Тарковского и киноведом Ольгой Сурковой, 6 ноября. На аукцион "Книги о музыке, манускрипты, русская и европейская литература" архив выставлялся единым лотом, и это, безусловно, подогрело интерес к торгам, как и то, что рабочие материалы режиссера "Андрея Рублева" и "Соляриса" ранее никогда не меняли владельца. Сам аукционный дом, естественно, делал ставку на российских покупателей, тогда как в России не спешили с прогнозами относительно скорого возвращения домой архива, уже 30 лет находящегося за рубежом.
Архив Тарковского оценивался в 80-100 тысяч фунтов стерлингов (128-160 тысяч долларов), и с самого начала было понятно, что сумма эта для бюджетных организаций, таких, например, как Госфильмофонд, немаленькая, так что рассчитывать нужно на меценатов и на указку "сверху" - иначе за три недели деньги не собрать. Среди потенциальных покупателей назывались зарубежный фонд Тарковского, иностранные и русские коллекционеры, американские университеты и разбросанные по миру музеи кино. Ивановскую область вряд ли воспринимали всерьез, хотя губернатор региона Михаил Мень даже в твиттере писал, что деньги надо искать всем миром. И деньги в итоге нашли именно на родине режиссера.
Бороться, впрочем, действительно было за что. Архив Тарковского включает сотни единиц рукописных текстов, писем, записных книжек, печатных сценариев к "Солярису", "Зеркалу", "Сталкеру", 32 аудиозаписи, 13 записей на дисках с его интервью (фонограмм с голосом режиссера сохранилось очень мало), фотоальбомы с семейными снимками (например, из его путешествий в США, Англии и Италии) и подготовительные материалы к книге "Запечатленное время", самому главному литературному труду Андрея Тарковского. Книга важна не только и даже не столько для изучающих теорию кино или историю кинематографа, сколько для исследователей самой личности режиссера. В ней он описывает свое отношение к профессии, пытается определить специфику киноискусства, говорит о проблеме времени в кинематографе и при этом об очень личных, автобиографичных моментах - о своем пути, своем видении искусства, своих фильмах. "Запечатленное время" наряду с кинолентами выдает масштаб фигуры режиссера-мыслителя, создавшего новый кинематографический язык. Его фильмы с невысоким темпом, особым поэтическим слогом и образностью, требующие осмысления, повлияли не на один десяток режиссеров и музыкантов разных поколений и направлений.
Помимо материалов к книге эксперты аукционного дома особо выделяли набросок письма, адресованного Тарковским Леониду Брежневу, где режиссер просил генсека разрешить к показу "Андрея Рублева" и дать ему право снимать, зарабатывать на жизнь. Для российских исследователей также важны все архивные материалы, датируемые последними годами жизни режиссера, которые он провел в Европе.
Представители Sotheby's описывали развернувшуюся борьбу за архив Андрея Тарковского как драматичную - изначально на него претендовали 22 покупателя, но до финальной части схватки, длившейся в общей сложности 18 минут, дошли только три покупателя, одним из которых оказался датский режиссер Ларс фон Триер. Сразу после известия о предстоящей продаже архива именно о фон Триере, называвшем Тарковского своим богом, вспомнила газета The Guardian - в одном из интервью на Каннском фестивале 2009 года кинематографист, представлявший "Антихриста", объяснил, почему он посвятил свою ленту русскому режиссеру. Фон Триер тогда признался, что посмотрел "Зеркало" двадцать раз и что если он и может что-то назвать своей религией, то это творчество его создателя.
Архив Андрея Тарковского. Фото с сайта Sothebys.com
Помимо фон Триера за архив торговались представитель Ивановской области, а также некий неназванный коллекционер, но лот ушел за 1,49 миллиона фунтов стерлингов (около 2,4 миллиона долларов), превысив эстимейт практически в 15 раз, к региональным властям. Теперь, согласно их замыслу, архив, представляющий исключительную ценность и с материальной точки зрения, будет выставлен в доме-музее режиссера в городе Юрьевец. Каким образом обычно неспешным государственным структурам так быстро удалось собрать столь баснословную сумму, точно неизвестно, но, как и полагается, на акцию спасения культурного наследия потребовалась специальная отмашка министра культуры Мединского, не послушаться которого было нельзя.
По последним данным СМИ, в выкупе архива режиссера и сценариста участвовали Национальный фонд поддержки правообладателей (учрежденный Российским авторским обществом и Российским союзом правообладателей), директор РСП и РАО Сергей Федотов, пожертвовавший личные средства, общественные организации, бизнесмены, а также глава Союза кинематографистов Никита Михалков, также перечисливший свои деньги.
Приобретение архива Тарковского показательно во многих отношениях - и как история спасения национальной культуры, требующей обязательной жертвы и денег, и как демонстрация того, каким образом выстроена система: в одиночку музеям с этой задачей просто не справиться. Министерство культуры не имеет права участвовать в подобных торгах, а средств, предусмотренных бюджетом, на выкуп все равно никогда не хватит. Поэтому судьба миллионов других не менее важных архивов может сложиться не столь удачно, если на них не обратят внимания власти предержащие. Интересно и другое: по некоторым данным, архив Тарковского Сурковой, живущей в Голландии, выставлялся на торги 6-7 лет назад и стоил значительно дешевле, около 12-30 тысяч долларов, но тогда им никто не заинтересовался. Если это действительно так, то Ивановская область, будь она чуть внимательнее, могла бы сэкономить уйму средств. В администрации же области, правда, утверждают, что ничего о прошлом аукционе не знали.
Наверное, сейчас принципиально другое: что же изменилось за прошедшие годы, что не купленный за 30 тысяч долларов архив ушел с молотка за 2,4 миллиона? Многие считают, что Тарковский, его роль в мировом кинематографе недооценены и ее еще только предстоит осознать до конца. Явно продажа архива совпала с ростом исследовательского интереса к личности режиссера, которому в этом году исполнилось бы 80 лет. Возможно, и нынешний юбилей, и празднование 75-летия с ретроспективами, выставками, круглыми столами, выходом монографий сыграли важную роль в утверждении статуса Тарковского. Существенные шаги в этом направлении предпринимала, прежде всего, Ивановская область, в 2007 году организовавшая Международный кинофестиваль имени режиссера "Зеркало". Безусловно, губернатор Мень преследует и вполне конкретные цели - привлечение туристов; для области быть "родиной Тарковского" - это и имиджевый проект. Однако в нынешнем случае все же кажется, что то, чем именно руководствовался губернатор, не так уж важно.
Продажа архива Тарковского продолжила славные достижения русских торгов Sotheby's и Christie's этой недели, на которых были установлены несколько рекордов, а множество лотов ушло значительно выше оценки. Так, например, "Извозчик" Бориса Кустодиева был продан за семь миллионов долларов, почти в три раза дороже, чем ожидалось, а портрет режиссера Мейерхольда работы Юрия Анненкова, причем карандашный, на Sotheby's купили за миллион фунтов, хотя эстимейт произведения искусства не превышал 50 тысяч.
Успешность торгов объясняется, без сомнения, превосходным качеством лотов и явным интересом к русскому искусству и культуре, причем важно, что со стороны соотечественников. Озвученные же цены с уверенностью позволяют говорить о стабильности рынка русского искусства. И если в случае с "Извозчиком" и портретом Мейерхольда остается только завидовать новым владельцам, то с архивом Тарковского все обстоит иначе - повезло всем, ведь уже в июне 2013 года он будет выставлен в ивановском музее.