"Враг не различает полов", - утверждает 28-летняя Дженнифер Хант, штаб-сержант запаса армии США. Вместе с другими женщинами-военнослужащими Хант подала судебный иск с требованием признать неконституционными правила Пентагона, которые ограничивают участие военнослужащих женского пола в боевых действиях. Женщины не только стремятся защищать интересы Соединенных Штатов наравне с мужчинами, но и требуют, чтобы их заслуги не умаляли из-за принадлежности к прекрасному полу.
Истиц четверо - помимо Дженнифер Хант (Jennifer Hunt), это 27-летняя капитан Зоуи Бедел (Zoe Bedell), 26-летняя старший лейтенант Коллин Фаррел (Colleen Farrell) и 36-летняя майор Мэри Дженнингс Хегар (Jennings Hegar). Хегар сейчас завершает службу в действующих войсках, а три остальных уже переведены в резерв. Дамы утверждают, что участвовали в боевых действиях в Афганистане и Ираке, а потом столкнулись с несправедливостью. Их интересы в федеральном суде отстаивает ведущая правозащитная организация - Американский союз борьбы за гражданские свободы (ACLU).
Общая численность действующего личного состава вооруженных сил США - примерно 1,4 миллиона человек, женщин - около 14 процентов, то есть в районе двухсот тысяч. По данным министерства обороны, примерно 280 тысяч женщин за последние одиннадцать лет приняли участие в афганской и иракской кампаниях, 144 из них погибли, более 860 получили ранения. При этом, как посчитали в ACLU, побывать в Афганистане и Ираке довелось 85 процентам всех женщин, служивших после "9/11" в действующих частях. И почти половина утверждает, что им приходилось участвовать в боевых операциях.
Согласно регламенту, установленному Пентагоном в 1994 году, женщинам запрещено служить в соединении уровнем ниже бригады, если его первичная задача заключается в непосредственном ведении наземных боевых действий. Проще говоря, на поле боя женщинам дозволялось оказываться только в составе крупных группировок войск. Воевать же в пехоте женщинам запретили полностью. "Из-за этих правил для военнослужащих женщинам закрыты целые сферы карьерной деятельности и тысячи должностей", - говорит юрист ACLU Ариэла Мигдал (Ariela Migdal), которая представляет интересы четырех истиц в Калифорнии.
Женщины-военнослужащие, подавшие иск против Пентагона. Фото с сайта presstv.ir
По мнению критиков, ограничения устарели и не соответствуют специфике зарубежных операций, в которых, по выражению капитана морской пехоты Зоуи Бедел, "нет линий фронта и зон безопасности". Беделл в 2009 году командовала в Афганистане женским отрядом из 46 человек, который был расквартирован вместе с боевой пехотной частью. Подчиненные капитана участвовали в патрулировании местности, носили точно такое же оружие, как морпехи-мужчины, и точно так же попадали под огонь. Однако в послужном списке Бедел сказано, что ее подразделение было не боевым, а вспомогательным.
Авторы иска утверждают, что военные постоянно прибегают к обтекаемым формулировкам и прочим хитростям, чтобы ретушировать реальную роль женщин в боевых операциях. К примеру, женщин прикрепляют к боевым частям на временной основе, а вспомогательные женские отряды могут регулярно отзывать из зоны конфликта на основную базу: пускай это помешает ходу операции, зато формально подразделение останется небоевым. Вот и получается, что опыта участия в боевых действиях у женщин-ветеранов как будто нет.
Дженнифер Хант в 2007 году находилась за рулем "Хаммера", перевозившего в Ираке служащих инженерного подразделения и подорвавшегося на мине. Штаб-сержант получила осколочные ранения лица и рук, а также ожог спины. Майор военно-воздушных сил Национальной гвардии Мэри Дженнингс Хегар в 2009 году управляла в Афганистане вертолетом с ранеными, который подбили талибы. Несмотря на ранения, Хегар смогла посадить машину, открыть ответный огонь и обеспечить успешную эвакуацию раненых. Обе женщины получили "Пурпурное сердце" и другие награды, но формально в боях не участвовали.
Министерство обороны на иск, ответчиком в котором значится сам глава Пентагона Леон Панетта, уже отреагировало. Представительница министерства Эйлин Лайнес (Eileen Lainez) напомнила, что часть былых барьеров уже сняли. В феврале 2012 года было принято решение о корректировке правил 1994 года, благодаря которому для женщин оказались открытыми еще более 14 тысяч должностей в вооруженных силах. В частности, женщинам официально разрешили служить в подразделениях, базирующихся вместе с боевыми, а также в составе боевых соединений уровня батальонов.
"Наша цель - сделать так, чтобы поставленные задачи выполняли наиболее подготовленные и наиболее способные люди независимо от пола", - заверила Лайнес. По ее словам, Панетта и его подчиненные делают все возможное, чтобы кадровая политика в вооруженных силах полностью отвечала принципу гендерного равенства. Словом, процесс идет, но когда он завершится - неясно. Между тем, как отмечают в ACLU, для военнослужащих-женщин по-прежнему закрыты 238 тысяч должностей, они не могут воевать в пехотных частях, у них нет доступа в некоторые учебные заведения и меньше, чем у мужчин, шансов на получение ветеранских льгот. Продвижение по службе из-за отсутствия боевого опыта оказывается затруднено.
"Почти век прошел с тех пор, как женщины получили избирательные права, - говорится в иске Хегар и ее коллег, - но ограничения на участие в боевых действиях лишает их важной части полноценного гражданства - возможности на равных началах участвовать в военной обороне нашей страны".
Противники "боевого равноправия" сомневаются, что женщины-военные чисто физически смогут нести тяготы войны наравне с мужчинами, однако недовольные воительницы, видимо, в обозримом будущем добьются своего. Калифорнийская инициатива - не единственная в своем роде: на рассмотрении федерального суда в Вашингтоне находится иск, поданный против армии США двумя женщинами-резервистами, которые также требуют признать действующие правила неконституционными.