С 1 декабря Россия стала председателем в "Большой двадцатке". Это значит, что в течение года чиновники из российского Минфина и администрации президента будут определять повестку десятков заседаний и встреч G20 - одного из самых молодых и самых перспективных экономических объединений в мире.
За последние несколько лет Россия вступила во множество формальных и неформальных наднациональных образований, которые должны вырабатывать региональные или даже общемировые правила и следить за их исполнением. Это БРИК(С), ВТО, Таможенный союз, "Большая двадцатка", а в ближайшее время, по всей видимости, Россия вступит еще и в ОЭСР - так называемый "клуб богатых стран". Добавим к этому "газовую ОПЕК" и приглашение от ОПЕК нефтяного, а также старые наднациональные объединения: ООН, "Большую восьмерку", ЕврАзЭС, СНГ, АТЭС - и в каждой из этих организаций Россия старается играть существенную роль, роль если не мирового, то хотя бы регионального лидера.
Иногда это выражается в том, что Россия становится председателем в каком-то из объединений или принимает у себя всемирные или региональные саммиты. Так, в 2006 году в Санкт-Петербург приезжали руководители "Большой восьмерки", через шесть лет во Владивостоке прошел саммит АТЭС. Олимпиаду в Сочи и чемпионат мира по футболу 2018 года также стоит рассматривать в контексте этих общественно-политических встреч - Россия самоутверждается, в том числе, и за счет организации крупных спортивных событий.
Образ России на такого рода мероприятиях уже сложился: страна готова тратить миллиарды на то, чтобы принять гостей "богато", готова затевать гигантские стройки ради нескольких дней официальных мероприятий, готова обеспечивать безопасность иностранцев в ущерб интересам местных жителей.
Председательство в G20 будет противоречить этому образу. Хотя и нет сомнений в том, что Россия примет участников финального саммита на самом высоком уровне, никаких масштабных расходов бюджета не понадобится. Сентябрьский саммит пройдет в Константиновском дворце Санкт-Петербурга, и это, как ожидается, должно помочь справиться с неизбежным транспортным коллапсом, который сопровождает подобного рода встречи. Константиновский дворец находится в 19 километрах от Санкт-Петербурга - центр города приезда руководителей крупнейших стран мира может и не заметить.
На этот раз от России требуется не столько традиционное гостеприимство, сколько именно интеллектуальный вклад. Основная работа в рамках G20 будет проходить на многочисленных встречах на уровне рабочих групп и министерств, и от того, какую повестку дня предложит Россия, будет зависеть их содержание. Если на низовом уровне странам "Большой двадцатки" удастся договориться, тогда и финальный саммит в Санкт-Петербурге обретет дополнительный (помимо представительского) смысл.
О чем будет говорить Россия
G20 - одно из самых быстроразвивающихся наднациональных объединений. Плюсы "Большой двадцатки" заключаются, с одной стороны, в компактности - ей не приходится учитывать интересы сотен стран, как ВТО или ООН, с другой - в ее глобальности: в G20 представлены все континенты, а их суммарный объем ВВП составляет 90 процентов от мирового, объем торговли - 80 процентов. Это не элитный клуб типа G8, в которой нет даже Китая, второй по величине экономике мира.
Другое коренное отличие "Большой двадцатки" от других объединений заключается в том, что эта организация начала проводить годовые форумы в 2008 году, то есть во время экономического кризиса. Это и определило повестку всей G20 - она занимается экономическими, а не политическими проблемами, в ней важно не общение мировых лидеров само по себе, а конкретные решения, общемировые компромиссы по управлению местными экономиками.
Отсутствие политики на саммитах "Большой двадцатки" означает, что главными в G20 становятся министры финансов. В России основную работу по подготовке к итоговому саммиту ведут "шерпы" страны в G20 - заместитель министра финансов Сергей Сторчак и Ксения Юдаева из экспертного управления. Именно они в преддверии председательства России в организации и рассказали, что предложила страна обсуждать своим партнерам весь год.
Главное, вокруг чего будет строиться повестка - тема мирового экономического роста. Она выбрана очень удачно: и в еврозоне, и в США, и в развивающихся странах в 2012 году замедлились темпы роста ВВП, и весь 2013 год эта проблема точно будет одной из центральных в мире. Для сравнения, саммит 2012 года в Мексике строился вокруг "зеленой экономики" и поэтому получился немного впроброс - чиновников больше интересовал долговой кризис в еврозоне, чем более или менее абстрактная экологическая проблематика, которую обычно обсуждают в "тучные" годы.
В России хотели бы связать тему роста ВВП с темой доверия в мировой экономике. По словам Сторчака, банки накопили на своих балансах большое количество денег, но вкладывают их лишь в самые надежные активы, опасаясь повторения кризиса. В итоге деньги, которые в неограниченных количествах выдают банкам правительства через разные программы "количественного смягчения", не доходят до экономики. Россия, чей рост ВВП сильно зависит от инвестиций из-за рубежа, страдает от недоверия банков в той же степени, что и многие другие развивающиеся страны. Кроме того, в Россию не верит и собственный бизнес - не случайно ЦБ и Минфину уже который год не удается справиться с оттоком капитала за границу.
Под общую тему роста ВВП, впрочем, можно подвести не только тему "доверия", но и вообще какие угодно межгосударственные проблемы - все они так или иначе касаются конечных цифр валового продукта. По словам Ксении Юдаевой, на саммите и встречах вокруг него будут говорить и о привлечении инвестиций, и о противодействии коррупции, и о безработице, и о проблемах высокого государственного долга и дефицита бюджета, и - раз уж это Россия - об энергетических рынках.
Особенностью G20 является то, что любые документы в организации принимаются только на основе консенсуса - не против решения должны быть все 19 стран, входящих в "двадцатку", и Евросоюз. В каком-то смысле такой разброс тем "раскалывает" G20 (тема долгов интересна Европе, но неинтересна многим развивающимся странам, безработица также волнует прежде всего ЕС и США), но с другой - помогает принимать итоговые документы: если какая-то страна самоустраняется от решения какой-то проблемы, то добиваться консенсуса проще.
Впрочем, по основным вопросам, например, по рекомендациям относительно дефицита бюджета и предельного объема госдолга, договориться будет предельно сложно. Сам выбор темы Россией (содействие экономическому росту в мире) не очень вяжется с жесткими ограничениями по расходам правительств. Сторчак уже намекнул, что стороны будут работать над тем, чтобы упростить расходование средств для стимулирования экономики, но это, в свою очередь, может вызвать протест стран, выступающих за жесткую финансовую дисциплину - например, Германии.
В поиске консенсуса между антагонистами мировой экономики и должно обнаружиться искусство российских переговорщиков. Если они сумеют убедить страны G20 принять на саммите в Санкт-Петербурге резолюцию, в которой будут не только общие фразы, но и конкретные цели и задачи, новые цифры по ограничениям расходов, то образ России в глазах мировой общественности может обогатиться еще одной чертой - умением управлять глобальными экономическими дискуссиями.