С большой дороги Российскую велокоманду связали с делом Лэнса Армстронга

Российская велокоманда "Катюша" осталась без лицензии Мирового тура, позволяющей участвовать в "Джиро д'Италия", "Тур де Франс" и "Вуэльте". Международный союз велосипедистов (UCI), занимающийся выдачей лицензий, никак свое решение не объяснил. Можно выделить пять основных версий причин, из-за которых российская команда могла лишиться права участвовать в гонках, однако все они не лишены изъянов.

29 октября Международный союз велосипедистов опубликовал предварительное решение комиссии по лицензированию. "Катюша" значилась в списке команд, не вызвавших у UCI вопросов. 10 декабря состоялось итоговое заседание комиссии, на котором решалась судьба нескольких команд, и "Катюши" в том числе.

Первым итоги заседания комиссии UCI разместил в своем твиттере сайт Velonews. В сообщении говорилось, что без лицензии осталась датская команда Saxo - Tinkoff, спонсором которой является российский бизнесмен Олег Тиньков. Однако спустя некоторое время Velonews исправил данную ранее информацию, заявив, что датская команда лицензию получила, а вот "Катюша" осталась без нее. Позднее на сайте UCI появился итоговый список команд, получивших право участвовать в гонках Мирового тура, и "Катюши" в нем действительно не было. В сообщении говорилось, что заявка российской команды отклонена, однако причины этого не приводились.

Велокоманда "Катюша" была создана 1 сентября 2008 года при поддержке "Газпрома", "Итеры"и "Ростехнологий". Одной из ее особенностей является оригинальное название, тогда как другие команды обычно называются в честь спонсоров. На протяжении четырех лет "Катюша" без помех получала лицензии, позволявшие ей участвовать в гонках. Самыми известными гонщиками команды являются испанец Хоаким Родригес и Денис Меньшов, пришедший в "Катюшу" в 2012 году. До этого россиянин гонялся за голландскую и испанские команды.

Для "Катюши" такой поворот событий оказался полной неожиданностью. Команда заявила, что заминка с объявлением причин свидетельствует "об отсутствии их весомости", и обвинила UCI в нарушении всех принципов этики и нанесении вреда гонщикам, которые готовятся к сезону. "Катюша" особо отметила, что от соревнований отстранена российская команда, где большинство гонщиков - россияне, и заверила, что будет бороться до конца, в том числе и через суд, если это понадобится.

Отсутствие объяснений со стороны UCI заставило СМИ теряться в догадках и выдвигать свои версии по поводу случившегося. Согласно правилам, получение командой лицензии зависит от трех факторов - финансового, спортивного и этического.

С финансовой точки зрения "Катюша" считается одной из самых благополучных команд. Ее бюджет оценивается в 15-20 миллионов евро, и по этому показателю российская "конюшня" является лидером. Основным спонсором "Катюши" является газовая компания "Итера", которая к тому же помогает деньгами и самому Международному союзу велосипедистов.

Конечно, команда могла столкнуться с финансовыми трудностями - к примеру, если "Итера" и другие спонсоры прекратили давать ей деньги. Однако об этом стало бы известно заранее, как было, скажем, в случае с голландским банком Rabobank, объявившим о прекращении сотрудничества с одноименной командой в октябре 2012 года. В конце концов, как минимум у двух команд (RadioShackNissan и Euskaltel Euskadi) по ходу прошлого сезона возникали трудности с деньгами, из-за чего гонщикам задерживали зарплату. Но обе команды, тем не менее, получили лицензии на 2013 год.

Если говорить о спортивных показателях, то 2012 год стал для "Катюши" самым удачным в ее истории. Команда закончила сезон на второй строчке мирового рейтинга, а один из двух ее лидеров, Хоаким Родригес, был признан лучшим гонщиком по итогам года. Испанец был в призерах "Джиро'д Италия" (серебро) и "Вуэльты" (бронза), выиграв также несколько других гонок. В общем, по количеству очков, которые гонщики принесли своей команде, "Катюша" критериям UCI соответствует.


Хоаким Родригес. Фото Reuters

Остается последнее - наличие претензий к "Катюше" по этическому критерию. Гонщики команды, созданной в 2008 году, всего несколько раз оказывались причастными к различным допинговым скандалам. В частности, в апреле 2012 года на допинге попался Денис Галимзянов. Он считался главной надеждой отечественного велоспорта на Играх-2012, но в итоге получил двухлетнюю дисквалификацию и пропустил Олимпиаду в Лондоне.

Однако сравнение с другими командами показывает, что "Катюша" не то чтобы очень погрязла в допинговых скандалах. Команда не раз заявляла, что выступает за велоспорт без допинга, и доказывала это на практике. Гонщики, пойманные на употреблении запрещенных веществ, платили штраф за удар по имиджу "Катюши" и исключались из команды.

В декабре 2011 года швейцарские СМИ написали о возможном подкупе гонщика "Катюши" Александра Колобнева со стороны Александра Винокурова из "Астаны". В 2010 году Винокуров якобы заплатил Колобневу 150 тысяч евро за то, чтобы тот поддался ему на финише гонки Льеж - Бастонь - Льеж.

UCI на публикации в швейцарских СМИ никак не отреагировал, а Колобнев и Винокуров дружно заявили о своей невиновности. Но в ноябре 2012 года итальянское издание Corriere della Sera опубликовало новые материалы по этому делу, и Международный союз велосипедистов начал расследование, которое продолжается до сих пор. Однако если говорить о возможном сговоре двух гонщиков, то вместе с "Катюшей" лишить лицензии стоило бы и "Астану", а этого не произошло.

В ноябре итальянская La Gazzetta dello Sport опубликовала подробности расследования в отношении допингового врача Микеле Феррари, с которым в свое время сотрудничал американец Лэнс Армстронг. В материалах дела фигурируют имена Колобнева, Дениса Меньшова, Владимира Гусева и еще нескольких россиян. Помимо распространения допинга, Феррари также создал несколько схем по уходу от уплаты налогов, и этими схемами якобы пользовались россияне. Однако в этом докладе упоминается несколько десятков гонщиков из различных команд, и все они смогли получить лицензии.

В СМИ популярна версия, согласно которой UCI охладела к "Катюше" после назначения на должность ее генерального директора Вячеслава Екимова. В качестве гонщика он много лет провел в составе команды US Postal, когда там выступал Лэнс Армстронг. Больше половины гонщиков этой команды обвиняются в употреблении допинга, часть спортсменов уже дисквалифицирована, а ее лидер Армстронг лишился всех титулов и наград, в один миг превратившись из героя в антигероя мирового спорта.


Лэнс Армстронг и Вячеслав Екимов в 2002 году. Фото Reuters

В 2006 году Екимов завершил карьеру гонщика и перешел на должность помощника генерального директора команды Discovery (бывшую US Postal) Йохана Брюнеля. В докладе Американского антидопингового агентства (USADA), посвященном делу Армстронга, говорится, что Армстронг сам пригласил Брюнеля в команду за его сговорчивость. Гендиректор не только знал о фактах употребления допинга в команде, но и сам уговаривал новичков использовать препараты.

Екимов в докладе USADA не упоминается, однако сотрудничество с Армстронгом и Брюнелем не могло не сказаться на репутации россиянина. Как заявил Екимов, он никогда не видел, чтобы "Железный Лэнс" употреблял запрещенные вещества. По его словам, в велоспорте началось очищение от допинга, однако этот процесс приобрел неуправляемый характер.

Большая часть команд, выступающих на высоком уровне, имеют в той или иной степени интернациональные составы. Это касается и "Катюши", в заявке которой на 2012 год числились 13 россиян, семь испанцев, два итальянца, белорус, норвежец, бельгиец, немец, австриец, словенец и литовец.



Все очки, завоеванные гонщиками "Катюши" на протяжении сезона, идут в актив России. От количества баллов зависит представительство страны на чемпионатах мира и Олимпийских играх. На последнем чемпионате мира выступали шесть российских гонщиков (при максимальной квоте в девять), на Олимпиаде в Лондоне - три спортсмена (при максимуме в пять).

В каких сейчас отношениях состоят Екимов и Армстронг и может ли американец как-то влиять на работу гендиректора "Катюши", неизвестно. Версия с наказанием команды из-за отношений россиянина и американца, конечно, имеет право на жизнь, странно только, что при этом страдает вся "Катюша".

Не исключен вариант прямого конфликта между UCI и руководством "Катюши", но и эта версия имеет свои изъяны. После дела Армстронга многие требовали отставки главы Международного союза велосипедистов Патрика Маккуэйда, занимающего свой пост с 2005 года. В поисках поддержки президент UCI побывал в Москве, где встретился с руководителем "Итеры" и Федерации велосипедного спорта России Игорем Макаровым. По сведениям СМИ, Маккуэйд нашел в Москве поддержку, так что если говорить о гипотетическом конфликте, то причины его должны быть достаточно вескими, чтобы развести союзников.

Отсутствие лицензии не позволит "Катюше" автоматически заявляться на гонки. Судьба одной из сильнейших команд всякий раз будет зависеть от организаторов каждого конкретного соревнования - они будут решать, давать россиянам специальное приглашение или нет. Особенно это касается "Тур де Франс", организаторы которого предпочитают приглашать местные команды. Кроме того, отсутствие лицензии может спровоцировать уход из "Катюши" ее лидеров - еще неизвестно, захотят ли Родригес и Меньшов выступать за команду, не имеющую стабильного календаря на сезон.

В любом случае ситуация с отсутствием лицензии у "Катюши" не красит прежде всего UCI - вполне очевидно, что решение принято не по спортивному принципу. Не лучшим образом выглядит и пауза с объявлением причин, по которым у команды не оказалось лицензии. Так что, каким бы в итоге ни оказался вердикт UCI, в проигрыше останутся обе стороны.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше