Ким Чен Упс Северная Корея, похоже, вышла в космос

Пхеньян вновь всех обманул. Или запутал. Или все же обманул. Ведь анонсированный запуск северокорейского спутника состоялся в заявленный срок. Осторожные оценки мирового сообщества свидетельствуют о том, что КНДР все-таки что-то отправила на околоземную орбиту. А это означает, что нищая страна, являющаяся последним в мире оплотом воинствующего коммунизма, наконец, получила право называться космической державой.

В 09:49 12 декабря по северокорейскому времени (04:49 по Москве) с космодрома Сохэ, расположенного на берегу Желтого моря у границы с Китаем, стартовала ракета. Соответствующие службы мировых держав, следившие за запуском, признали, что он прошел успешно. Первая ступень ракеты упала в Желтое море в 200 километрах от места старта, вторая - в Восточно-Китайское море, а третья - в Тихий океан в 300 километрах восточнее Филиппин.

По данным российской Системы контроля космического пространства и американского Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (НОРАД), в результате запуска на околоземную орбиту был выведен некий объект. В КНДР заявили, что отправили в космос искусственный спутник для наблюдения за поверхностью Земли, но не стали уточнять, что использовалось в качестве носителя. Военные структуры США, России и других стран продолжают анализировать полученные данные, чтобы понять, являлась ли запущенная ракета космической или баллистической, то есть средством доставки боевого ядерного заряда, в работах по созданию которого давно уже подозревают северокорейский режим.

Учитывая фантастическую закрытость КНДР от внешнего мира, первые данные о подготовке нового пуска были получены на основании анализа спутниковых снимков. В середине ноября 2012 года тревогу забили американские ученые: на свежих фотографиях они обнаружили подозрительную активность в Сохэ. В частности, из космоса были видны участки характерно выгоревшей растительности, как это бывает при испытании ракетных двигателей, а также следы строительных работ по возведению новой стартовой площадки.

К концу месяца в мировые СМИ утекла новая информация об исследовании спутниковых снимков, согласно которой с завода в Пхеньяне в Сохэ повезли ракету. Предполагалось, что это одна из модификаций "Ынхе", уже использовавшейся при прежних неудачных запусках и являющейся, в свою очередь, гражданским вариантом МБР "Тэпходон".

В начале декабря стало известно, что ракета уже установлена на стартовой площадке, а Пхеньян уведомил соседей о готовящемся запуске. По официальной версии, на орбиту должен быть выведен некий научно-исследовательский спутник. Точную дату запуска в Пхеньяне не сообщили, назвав только окно запуска - с семи утра до полудня по местному времени - и период, в который он будет произведен - с 10 по 22 декабря.

Соседи Северной Кореи тем временем напомнили, что ее действия нарушают резолюцию ООН, запрещающую аутсайдерам "ядерного клуба" проводить запуски баллистических ракет. Японские вооруженные силы были приведены в боевую готовность из опасений, что при неудачном пуске крупные обломки ракеты упадут на густонаселенную территорию. Аналогичные меры, скорее всего, были приняты в России, Китае и Южной Корее.

8 декабря официальное северокорейское информагентство ЦТАК неожиданно сообщило о возникших неполадках, в связи с чем запуск спутника было решено отложить. 9 декабря в Сеуле подтвердили, что, по полученным данным, стартовые работы в Сохэ приостановлены. 10 декабря Пхеньян распространил информацию о наличии технических неисправностей и о расширении окна для запуска до 29 декабря. Тем временем южнокорейские источники уточнили, что ракету якобы начали снимать со стартового стола, а ее ремонтом займутся иранские специалисты.

О том, что КНДР все-таки произвела запуск, первыми сообщили японцы. Через 12 минут после старта ракета пролетела над Окинавой, где расположены главные американские военные базы в Японии. Спустя некоторое время об успешном запуске отрапортовало ЦТАК. А затем эти сведения подтвердили Россия и США.

Таким образом, Северная Корея вошла в "космический клуб" с четвертой попытки. И с черного хода, так как его члены весьма недвусмысленно высказывались против присоединения к ним династии Кимов. Из-за тоталитарного характера пхеньянского режима на него были наложены всевозможные ограничения, чтобы не позволить "стране-изгою", как КНДР классифицируют в Вашингтоне, создать оружие массового уничтожения. Табуированными оказались как ядерные исследования, так и космическая программа, поскольку ракеты-носители, как правило, имеют двойное назначение. Их прототипы способны летать по баллистической траектории и поражать цели за многие тысячи километров от места пуска.

До 12 декабря 2012 года Северная Корея произвела три попытки вывести на орбиту спутник. 31 августа 1998 года и 5 апреля 2009 года состоялись запуски "Кванменсон-1" и "Кванменсон-2". Тогдашнее руководство страны объявило их успешными, но международное сообщество не обнаружило в космосе присутствия северокорейцев.

Последняя попытка состоялась весной 2012 года. Пхеньян под руководством третьего из династии Кимов - Ким Чен Ына - продемонстрировал небывалую открытость, пригласив на запуск иностранных журналистов. Старт осуществлялся с нового космодрома Сохэ, который был рассекречен как раз к этому событию.

Итоги пуска не оставили места для разногласий: и Северная Корея и остальной мир стали свидетелями, как модифицированная баллистическая ракета "Ынха-3" развалилась на части вскоре после старта. Вместе с носителем та же судьба, вероятно, постигла и спутник "Кванменсон-3". Сам спутник иностранцам не показали, но рассказали, что он предназначен для поиска полезных ископаемых и предсказания погоды. Аппарат якобы был построен по оригинальным северокорейским технологиям, весил около центнера и должен был зависнуть на орбите на высоте 500 километров над поверхностью Земли.


Южнокорейское телевидение показывает инфографику о запуске северокорейского спутника. Фото (c)AFP

Официальные СМИ КНДР сообщили, что 12 декабря в космос был отправлен близнец потерянного весной спутника под тем же названием "Кванменсон-3". Хотя НОРАД и подтвердила вывод объекта на орбиту, данных с него пока никто не получил. Потому существуют подозрения, что ракета несла всего лишь болванку, а сам пуск был завуалированным военным испытанием. В связи с этим Япония потребовала срочного созыва Совета безопасности ООН, на котором ведущие мировые державы будут решать, как им поступить с самопровозглашенным членом "космического клуба".

Помимо чисто военного аспекта вызывает интерес, каким образом очевидно стесненная в средствах и не замеченная в технических достижениях страна смогла осуществить столь сложную задачу. По оценкам властей Южной Кореи, их северные соседи только в 2012 году потратили на ракетную программу как минимум 1,3 миллиарда долларов. Как подсчитало Министерство объединения в Сеуле, стоимость двух произведенных пусков составила 600 миллионов долларов; стартовый стол, сооруженный в текущем году, стоит 400 миллионов; и еще 300 миллионов долларов ушло на вспомогательные работы.

При этом весь северокорейский ВВП оценивается в 40 миллиардов долларов. В Сеуле подчеркнули, что на деньги, истраченные только в этом году на запуск спутника, можно было бы закупить 4,6 миллиона тонн зерна. Долгое время считалось, что жители КНДР находятся на грани голодной смерти из-за неэффективной системы хозяйствования и недостатка продовольствия. До 2008 года Южная Корея отправляла северянам по 400 тысяч тонн риса ежегодно в качестве братской помощи. Однако в последнее время аналитики стали предполагать, что угроза голода для КНДР преувеличена. Скорее можно говорить о том, что большинство ее граждан живут в условиях крайнего аскетизма, что позволяет властям направлять гипертрофированно непропорциональный объем средств на нужды оборонного комплекса.

С другой стороны, сами южнокорейцы признают, что произведенные ими оценки стоимости ракетной программы Пхеньяна, скорее всего, существенно завышены, так как производились исходя из рыночной стоимости работ и услуг. На Севере же существует распределительная система, а производство и поставки осуществляются по установленным государством расценкам. Учитывая, что в командной системе экономики главной статьей расходов является оплата труда наемных работников, а в КНДР средняя зарплата не превышает 50 долларов, можно утверждать, что с материальной стороны запуск спутника был практически осуществим. Важнее понять, могла ли КНДР запустить спутник, опираясь исключительно на внутренние ресурсы.

И еще один вопрос: для чего это все было нужно? Пхеньян, как полагают эксперты, своим выходом в космос преследовал две сугубо практические задачи. Одна из них для внутреннего пользования: показать народу, что при новом правителе страна достигла невиданных высот в прямом и переносном смысле. Вторая же заключается в том, чтобы продемонстрировать всем недругам: у режима есть средства доставки ядерного оружия. А уж сделал ли Пхеньян атомную бомбу или нет - вряд ли найдутся желающие проверить это на себе.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше