Число погибших в результате силовой операции по освобождению заложников в Алжире продолжает расти. Во время поисков взрывчатки, оставленной боевиками, военные обнаружили десятки тел, а точнее то, что от них осталось. Трупы были настолько обезображены, что власти не смогли определить, были это погибшие террористы или их пленники. Либо решили не раскрывать все подробности сразу. Алжир и так крайне неохотно рассказывает о проведенной спецоперации, а если выяснится, что найденные тела принадлежат заложникам, то окажется, что алжирские военные убили больше пленников, чем боевиков.
По данным на 21 января, убито более 80 человек. Впрочем, эта информация скорее полуофициальная. Еще 19 января алжирские власти заявили о 32 убитых боевиках и 23 погибших пленниках. На следующий день стало известно об обнаружении тел еще 25 погибших. Кроме того, сотрудник газового месторождения из Румынии скончался в больнице от полученных ранений. Из этих данных и складывается информация о 81 погибшем. Никакой гарантии, что это число является окончательным, нет. Каким образом погибли эти люди, пока совершенно непонятно. Частный алжирский телеканал «Эннахар», ссылаясь на свои источники в алжирских спецслужбах, утверждает, что те 25 человек, чьи тела были найдены на месторождении последними, были заложниками, которых казнили сами террористы. 21 января премьер-министр Алжира Абдельмалек Селлаль на пресс-конференции объявил, что в общей сложности погибли 37 иностранцев из восьми стран мира.
Боевики напали на сотрудников газового месторождения в Ин-Аменас в минувшую среду, 16 января, когда те ехали в автобусах на работу из местного аэропорта. Среди них были как алжирцы, так и множество иностранцев из 25 стран, в том числе из США, Франции, Великобритании, Норвегии, Японии, Румынии и Малайзии. Разработкой месторождения занимаются три компании: британский концерн BP, норвежская компания Statoil и алжирская Sonatrach. Захватив два автобуса, террористы въехали в жилой квартал на территории месторождения. Как сообщается, они сразу убили двух охранников (алжирца и британца) и проникли непосредственно на промышленный объект, взяв в плен находившихся там людей.
Террористы заявили, что принадлежат к исламистскому движению «Батальон подписавшихся кровью», связанному с «Аль-Каедой». Нападение на иностранцев, по их словам, стало реакцией на события в Мали, где французские военные помогают местным властям бороться с боевиками-исламистами, захватившими север страны. В той или иной степени малийской армии помогают США, Великобритания, Германия, а также соседние африканские страны. Алжир отправлять своих военных в Мали не стал и заранее перекрыл границу с этой страной. Помимо прекращения военных действий в соседнем государстве, захватчики потребовали у Алжира и США освободить их товарищей из тюрем. Затем, по их плану, им и заложникам должны были предоставить транспорт и возможность покинуть Алжир.
Нападения в Алжире едва ли кто-то по-настоящему ожидал. По логике событий террористы должны были ударить по Мали, Франции или их активным союзникам. Захватчиков сразу окрестили малийскими исламистами, хотя вопрос о том, какое в действительности отношение они имели к Мали, так и остается открытым.
Лидером группировки, организовавшей захват заложников, оказался одноглазый ветеран нескольких войн Мухтар Бельмухтар. В 1980-х годах он участвовал в войне в Афганистане, а в 1990-х перебрался в Алжир, где в то время шла гражданская война. СМИ распространили его заявление о том, что захват произвели его джихадисты от имени «Аль-Каеды» ради прекращения «бомбардировок малийских мусульман». По его словам, нападение осуществили около 40 человек, причем не все они были выходцами из мусульманских стран - некоторые приехали с Запада. Сам Бельмухтар, как утверждают алжирские власти, в захвате заложников не участвовал, а только планировал его.
По сообщениям СМИ, среди боевиков действительно оказались уроженцы западных стран, а именно двое канадцев (по данным властей, как минимум один). Их нашли убитыми среди террористов, один из них, по словам алжирского премьера, был координатором нападения. Власти утверждают, что среди боевиков были также египтяне, малийцы, выходцы из Нигера, Мавритании и Туниса.
В то, что захват заложников был ответом на операцию французов в Мали, западные страны не поверили. По их мнению, спланировать такой масштабный теракт за столь короткий срок было просто невозможно (операция началась в январе 2013 года), поэтому, скорее всего, требования вывести французские войска из африканской страны появились уже позднее, хотя в итоге и были растиражированы как главная цель террористов.
Власти Алжира 17 января — на следующий день после нападения — начали то, что они назвали спецоперацией по освобождению заложников. По сути, они окружили месторождение и начали охоту на боевиков, не особенно заботясь о судьбе пленников. Уже после начала операции было объявлено, что выбора у властей не было: террористы якобы угрожали взорвать газовые хранилища, что повлекло бы значительные разрушения и жертвы. Алжир также заявил, что начал военную операцию только после того, как террористы казнили первых заложников. Речи о переговорах даже не шло.
Что происходило с заложниками на разных этапах спецоперации, сказать сложно. Некоторым из них удалось бежать в самом начале, другие были убиты террористами, третьи — алжирскими военными во время ударов по боевикам. Всего, по утверждению властей Алжира, удалось освободить 107 иностранных пленников (гражданами каких стран они были, не уточняется) и 685 алжирцев. При этом, по последним неподтвержденным данным, удалось взять живыми пятерых террористов.
Алжир решился на силовое вмешательство, не спросив мнения правительств тех стран, чьих граждан тем самым подверг опасности. Однако никакого протеста со стороны лидеров этих государств не последовало. За несколько дней, в течение которых длилась спецоперация, ни одно государство не поторопилось отправить туда своих солдат, хотя западные страны нередко освобождают заложников в Африке своими силами. В итоге теперь они продолжают считать погибших и разыскивать своих пропавших без вести граждан.
На данный момент сообщается о гибели одного гражданина США, еще двух продолжают искать. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил о четырех погибших поданных Ее Величества, а также о трех пропавших. Кроме того, на данный момент известно об одном убитом при освобождении французе и двух гражданах Румынии. Филиппинское правительство только 21 января было поставлено в известность о том, что шестеро граждан этой страны погибли в ходе спецоперации, а еще четверо пока числятся пропавшими без вести.
Правительство Японии стало едва ли не единственным государством, решившим отправить в Алжир целую делегацию, чтобы расследовать судьбу своих граждан, попавших в плен в Ин-Аменасе. 21 января официальные лица прибудут в Алжир, чтобы выяснить, что произошло с десятью японцами, которые до сих пор числятся пропавшими без вести. К правительственной группе присоединились представители японской компании JGC Corp., чьи сотрудники работали на месторождении и попали в плен. Между тем премьер-министр Японии Синдзо Абэ 21 января сообщил, что в результате захвата заложников погибли семь японцев. Значит ли это, что из десяти пропавших японских сотрудников в Ин-Аменас выжили только трое, пока непонятно.
В целом западные страны восприняли известия о гибели своих граждан удивительно молчаливо. Первоначально возникшие претензии по поводу того, что Алжир самостоятельно принял решение о штурме, быстро сошли на нет. Публичные речи политиков свелись к тому, что местные власти надо похвалить за освобождение заложников, а ответственность за всех убитых возложить на террористов.