Телеканал Syfy совсем недавно объявил, что намеревается снять четырехсерийную экранизацию романа Филипа Дика «Человек в высоком замке». Пока о проекте неизвестно ничего, кроме того, что над сценарием фильма поработает Фрэнк Спотниц, ранее принимавший участие в создании «Секретных материалов» — как сериала, так и полнометражных версий.
Задумка Syfy вызывает одновременно и любопытство, и опасения. Работы Дика ранее уже неоднократно экранизировались, и опыт показывает, что на каждые полдесятка неудачных экранизаций приходится всего одна удачная. Фильмы, снятые по мотивам произведений Дика, далеко не всегда плохи сами по себе, но крайне редко соответствуют замыслам писателя. «Лента.ру» предлагает вспомнить некоторые из этих картин.
«Бегущий по лезвию» («Blade Runner», 1982)
Лента Ридли Скотта, основанная на романе «Снятся ли андроидам электроовцы?», — это, пожалуй, самая известная экранизация Дика. Выпущенный в 1982 году фильм выдвигался на два «Оскара» (за работу художника и спецэффекты), но ни одного не получил — что в каком-то смысле нечестно: виды мегаполиса будущего из картины Скотта до сих пор выглядят впечатляюще, а уж в начале 1980-х от них буквально дух захватывало. Трейлеры на YouTube, к сожалению, не позволяют составить хотя бы примерное представление о визуальной составляющей фильма.
Что касается сюжета фильма, то тут все не так однозначно. «Бегущий по лезвию» формально следует за романом (детектив занимается поиском и уничтожением сбежавших искусственных людей — репликантов), однако между картиной и книгой есть серьезные расхождения. В частности, в книге у главного героя была супруга, от которой создатели фильма предпочли избавиться. Что особенно печально, Скотт довольно сильно изменил интонацию и полностью отказался от присущего Дику юмора.
«Вспомнить все» («Total Recall», 1990, 2012)
Короткий рассказ Дика «Продажа воспоминаний по оптовым ценам» экранизировали дважды. Оба раза из короткой ироничной истории с неожиданным финалом получался экшен со спецэффектами. Первую версию более 20 лет назад поставил Пол Верховен.
Главного героя картины — мужчину, который внезапно обнаруживает в собственной голове заблокированные воспоминания, — сыграл Арнольд Шварценеггер. В версии 2012 года, поставленной Леном Уайзменом, ту же роль исполнил Колин Фаррелл. Первую принято хвалить (вполне возможно, из ностальгических соображений), вторую — ругать. У каждой экранизации есть свои плюсы и минусы, но сюжет обеих не дотягивает до лаконичной и при этом непредсказуемой истории Дика.
«Крикуны» («Screamers», 1995)
Канадская лента со, скажем так, не слишком большим бюджетом и Питером «Робокопом» Уэллером в главной роли. За основу создатели картины вновь взяли короткое произведение Дика — рассказ «Вторая модель». В центре сюжета — борьба людей с созданным ими самими оружием, разумными роботами. В рассказе механизмы именуются «когтями», в фильме, соответственно, «крикунами». Проблема в том, что эта экранизация получилась до невозможности вторичной — в ней можно найти сходство с десятками других фантастических картин, вышедших к середине 1990-х. Рассказ же Дика, опубликованный впервые в 1953 году, напротив, был невероятно новаторским и влиятельным. В каком-то смысле именно благодаря «Второй модели» появился «Терминатор» — выпущенный в прокат за 11 лет до «Крикунов».
«Особое мнение» («Minority Report», 2002)
Фильм основан на еще одном коротком рассказе (одноименном), и это самая звездная из всех экранизаций текстов Дика. Картину поставил Стивен Спилберг, главного героя сыграл Том Круз, второстепенные роли исполнили Макс фон Сюдов, Колин Фаррелл и Саманта Мортон. Завязка ленты опять-таки более или менее соответствует рассказу: в будущем появляется технология, которая позволяет с помощью мутантов-телепатов предсказывать и предотвращать преступления. Но Спилберг снимал боевик, каковым рассказ Дика не является. Кроме того, в процессе превращения короткого текста в полнометражку сюжет обогатился деталями и растерял некоторые подробности (в частности, в рассказе телепаты были неспособны ни на что кроме предсказаний, а в фильме они показаны как вполне дееспособные, но не приспособленные к окружающей реальности люди). Финал, как это принято, изменен — в рассказе Дика он мрачнее, чем у Спилберга.
«Помутнение» («A Scanner Darkly», 2006)
Внезапно удачная экранизация романа «Помутнение», поставленная Ричардом Линклейтером. Киану Ривз играет сотрудника правоохранительных органов, который внедряется в компанию наркоманов, сам подсаживается на некую субстанцию и съезжает с катушек. Теме фильма вполне соответствует визуальный ряд. Линклейтер сперва отснял весь материал в цифровом формате, а затем поверх каждого кадра был наложен рисунок — в результате картина стала похожа на оживший сверхреалистичный комикс. «Помутнение» считается одной из самых личных работ Дика — писатель вроде бы просто перенес события из собственной жизни в будущее (но без художественного вымысла, разумеется, тоже не обошлось). Видимо, Линклейтер относится к Дику с большим уважением: с первоисточником кинематографист обошелся весьма бережно. Да, кино получилось одновременно грустным и смешным, как и книга. Нет, это, к счастью, не боевик о наркокартелях будущего.
В качестве бонуса — самая убийственная (простите) сцена самоубийства в истории кинематографа: