Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о выборах депутатов. В России вводится смешанная система, однако создание избирательных блоков запрещается. Законопроект, подготовленный по инициативе Путина, ставит крест на альтернативном законе о выборах времен президентства Дмитрия Медведева, который прошел только первое чтение.
Подправить избирательное законодательство президент Владимир Путин предложил в своем послании Федеральному собранию в декабре 2012-го. Тогда он сказал, что поддерживает идею возвращения смешанной системы выборов. «Убежден, что все это может сделать нашу политическую систему еще более справедливой, открытой и конкурентоспособной. И будет ответом на запрос общества на приток новых лидеров в политику, во власть, людей ярких и независимых», — говорил президент.
22 декабря 2012 года Владимир Путин распорядился разработать новый закон о выборах в Госдуму и дал срок до первого марта 2013 года; 28 февраля закон направили в Госдуму. Текст опубликован на сайте нижней палаты парламента — в нем 496 страниц. Написание законопроекта курировал лично глава кремлевской администрации Сергей Иванов, а в разработке документа участвовала Центральная избирательная комиссия.
С 2007 года выборы в Госдуму проходят по пропорциональной системе, то есть в бюллетенях представлены только партии. Проходной барьер составляет семь процентов. Партия, набравшая больше пяти процентов голосов, получает одно или два места в нижней палате парламента. В соответствии с новым законопроектом, в России возвращается смешанная система выборов: одна половина Госдумы будет избираться по партийным спискам, другая — по одномандатным округам. Каждые 10 лет (то есть каждые две избирательные кампании, поскольку срок полномочий депутатов — пять лет) ЦИК будет утверждать границы округов. В среднем в них будет около 450 тысяч избирателей, однако для малонаселенных территорий планируют утверждать отдельные округа, чтобы каждый регион имел своего представителя в Госдуме.
Проходной барьер для партий составит пять процентов. По текущему законодательству, чтобы получить право создать в Госдуме полноценную фракцию, партии нужно набрать семь процентов голосов. При результате в пять процентов можно рассчитывать на одно депутатское место. Впрочем, на последних выборах в 2011 году прецедента не случилось: четыре партии набрали больше семи процентов, а остальные получили меньше пяти процентов голосов.
Закон сохраняет понятие «общефедеральная часть списка», то есть избиратели всех регионов увидят фамилии лидеров партий. Максимально в этой части могут быть записаны 10 кандидатов. Кроме партийного бюллетеня, избиратели получат бюллетень с кандидатами-одномандатниками. Графы «против всех» в них не будет.
В законе отдельно оговаривается, что при большом числе партий или кандидатов бюллетени могут быть изготовлены в виде брошюры (что, как указывается в финансово-экономическом обосновании закона, скажется на стоимости проведения выборов). Впрочем, пока ни депутаты, ни ЦИК оптимального бюллетеня не придумали.
Стоит отметить, что избиратели не увидят в бюллетенях избирательных блоков: создавать их запрещено. В Кремле решили, что каждая партия должна сама бороться за голоса избирателей, хотя Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию предлагал «отдельно подумать» про блоки. О возвращении избирательных блоков со ссылкой на источники в кремлевской администрации также писала «РБК Daily».
Для регистрации на выборах партиям не нужно собирать подписи избирателей. Одномандатникам придется заручиться поддержкой 0,5 процента избирателей, проживающих в округе. Если отталкиваться от предварительной оценки в 450 тысяч избирателей, то кандидату нужно собрать около двух тысяч подписей. В малонаселенных округах подписей должно быть не менее пятисот. Максимальный размер избирательного фонда для партий оставили прежним — 700 миллионов рублей. Одномандатники должны уложиться в 15 миллионов рублей вне зависимости от размера округа.
Новый закон о выборах логично сравнивать с тем законом, по которому проходили выборы до 2003 года. Тогда депутатов тоже выбирали по смешанной системе. При этом было разрешено создание блоков: по итогам выборов 2003 года в Госдуму прошел, к примеру, блок «Родина», в который вошли «Партия российских регионов» Юрия Скокова, «Конгресс русских общин» (Дмитрий Рогозин), «За достойную жизнь» (Сергей Глазьев) и другие объединения. Блок получил девять процентов голосов. Проходной барьер тогда был таким же, какой предлагается новым законом о выборах, — пять процентов. Для одномандатников условия были чуть тяжелее: им нужно было собрать подписи полутора процентов избирателей в своем округе (теперь — полпроцента).
Кроме того, на выборах 2003 года еще была графа «против всех». Галочки напротив нее поставили 4,7 процента избирателей — 2,8 миллиона человек. Эта графа по популярности опередила все партии, участвовавшие в выборах и не прошедшие в парламент. «Яблоко», занявшее пятое место, получило 4,3 процента голосов. Кроме того, в 2003 году существовал порог явки: если бы на выборы пришли меньше 20 процентов избирателей, то выборы признали бы недействительными. Этот порог сняли в 2006-м. Тогда же отказались и от графы «против всех».
Нужно сказать, что сейчас на рассмотрении Госдумы уже находится один закон о выборах. Год назад его внес нынешний премьер-министр Дмитрий Медведев, на тот момент занимавший пост президента. В том законе сохранялась пропорциональная система, но убиралась общефедеральная часть списка. Документ прошел первое чтение и был забыт. Новый закон, внесенный Путиным, ставит на нем крест — очевидно, проект нового президента будет принят. Таким образом, вероятнее всего, ближайшие выборы (если не состоится роспуска Госдумы) в 2016 году пройдут по новым правилам.
Новый закон может рассматриваться и как подспорье оппозиции, и наоборот. С одной стороны, у оппозиции появляется шанс побороться за мандаты в одномандатных округах. С другой стороны, если «Единая Россия» грамотно распределит беспартийных участников «Общероссийского народного фронта» по округам, то условный блок ОНФ и «ЕР» может получить еще больше мест в парламенте, чем у него есть сейчас.