Раскол в партии «Наша Украина», разразившийся в начале февраля, закончился в лучших традициях этой политической силы, за последние годы превратившейся в посмешище не только в лагере своих противников, но и среди единомышленников-демократов. В прошедшую субботу 12-й съезд «Нашей Украины» принял решение ликвидировать партию, а все ее учредительные документы, печать и флаг передать в музей истории «оранжевой революции». Вместе с тем другая ипостась «Нашей Украины», где по-прежнему верховодит Виктор Ющенко, с таким положением дел несогласна.
Абсолютное фиаско, постигшее партию на последних парламентских выборах в октябре прошлого года (за «Нашу Украину» проголосовало 226 тысяч избирателей, или 1,11 процента), отбросило ее на самую обочину политической жизни Украины. Самые сообразительные «нашеукраинцы», которым невмоготу было киснуть в одном болоте с бывшим президентом, еще до выборов поспешили присоединиться к перспективному «УДАРу» или Объединенной оппозиции. В итоге к концу года партия подошла выхолощенной, с самыми смутными прогнозами на будущее.
Не добавляли вистов «Нашей Украине», впустую потратившей весьма внушительные средства на избирательную кампанию, и скандалы, связанные с партийными долгами. По самым последним подсчетам, к настоящему времени долг партии перед рядовыми активистами, Пенсионным фондом и другими кредиторами составляет 60 миллионов гривен (около восьми миллионов долларов). Ющенко в свое время от возвращения денег самоустранился, и долги мертвым грузом легли на бюджет умирающей партии.
Последняя серьезная попытка спасти «Нашу Украину», под флагами которой в 2004 году в центре Киева митинговали сотни тысяч человек, была предпринята осенью 2010 года. Политсовет партии тогда возглавил Валентин Наливайченко, бывший шеф Службы безопасности Украины, и эксперты на тот момент прочили ему долгую и успешную политическую карьеру. Помогать Наливайченко должен был Сергей Бондарчук, во время президентской кампании Ющенко в 2004 году представлявший интересы будущего президента на Волыни.
Наливайченко и Бондарчук постепенно вступили в затяжной конфликт интересов с председателем партии, которым продолжал оставаться Ющенко. Одно время Виктор Андреевич питал большие надежды по поводу политического объединения на основе «Нашей Украины», куда также должны были вступить другие умеренно националистические силы — Украинская народная партия, партия «Собор» и Конгресс украинских националистов. В окружении Наливайченко это объединение назвали «союзом микробов». После того как выяснилось, что «Наша Украина» пойдет на парламентские выборы в союзе с УНП и КУН, Наливайченко покинул партию, а новоиспеченное объединение, как уже говорилось, было проигнорировано даже патриотически настроенными избирателями — они предпочли сделать выбор в пользу «Свободы» Олега Тягнибока.
В итоге на сегодняшний день Наливайченко представляет в парламенте «УДАР» Виталия Кличко, а Бондарчук, ставший председателем политсовета «Нашей Украины», собственно и инициировал ликвидацию этой партии.
26 января Ющенко и Бондарчук, вступившие уже в открытое противостояние, пытались провести два параллельных заседания политсовета партии, но ни на одном из них не было кворума. 9 февраля Киевская городская организация «Нашей Украины» на внеочередном съезде исключила Виктора Ющенко из членов партии. Этому предшествовало обращение 14 областных организаций «Нашей Украины», которые выступили с требованием созвать партийный съезд и обвинили Ющенко и его окружение в «сохранении лояльности к власти Виктора Януковича». Зачитывая решение об исключении Ющенко, Бондарчук заявил, что перед последними парламентскими выборами Ющенко заменил членов ОИК и УИК от УНП и «Нашей Украины» в южных и восточных областях страны и тем самым «предал программные цели партии».
Пытаясь легитимизировать решение съезда, Бондарчук пояснил, что именно Киевская городская организация имела право исключить Ющенко из партии, поскольку он находился на ее учете. На вопрос журналистов, у кого находятся ключи от сейфа партии, Бондарчук ответил: «Устав, печать партии, флаг находятся здесь, то есть у нас».
Практически одновременно пресс-секретарь партии Ирина Ванникова написала на своей странице в Facebook, что политсовет «Нашей Украины» уволил Бондарчука с его должности. «Все по Уставу, легитимно. Все остальное — от лукавых со Спасской», — написала Ванникова. На Спасской улице проходил съезд, исключивший Ющенко.
23 февраля, в день рождения Виктора Андреевича, Ванникова проинформировала общественность о том, что политсовет «Нашей Украины» исключил из партии Бондарчука и еще шестерых «нашеукраинцев» как «инициаторов раскола». При этом, уточнила пресс-секретарь, в заседании политсовета приняли участие 68 из 93 членов этого органа. Позже сайт «Нашей Украины» распространил сообщение, что вместо Бондарчука Минюст зарегистрировал председателем политсовета партии Зиновия Шкутяка. «На основании приказа Государственной регистрационной службы Сергей Бондарчук не имеет никакого отношения к партии "Наша Украина". Собрание, которое объявлено им на 2 марта, не может иметь никакого влияния на судьбу партии», — было сказано в сообщении.
Однако Бондарчук ничтоже сумняшеся все же собрал свой съезд, где и было принято решение распустить «Нашу Украину». За это решение проголосовали 267 человек, двое были против и шестеро воздержались. Как было заявлено, инициаторами роспуска стали представители местных и областных организаций. «18 областных организаций, которые в свое время приняли решение о собрании съезда, — это 2/3 от состава всех областных организаций партии. Поэтому оснований говорить о том, что он является нелегитимным, нет», — пояснил журналистам Бондарчук. Делегаты съезда создали также ликвидационную комиссию, которую возглавил брат Виктора Ющенко Петр. Ему-то и предстоит теперь разбираться с долгами партии.
В эту же комиссию вошла и Ирина Ванникова, хотя в тот же день, 2 марта, на сайте партии, который, к слову, долгое время был закрыт и «ожил» только в январе этого года, появилось заявление Ванниковой (Ющенко, очевидно, считает слишком унизительным для себя вступать в перепалку с рядовыми однопартийцами). В заявлении Ванникова заверила публику, что «Наша Украина» «существует и продолжает политическую деятельность несмотря на отчаянные попытки уничтожить эту политическую силу лицами, исключенными из партии, утратившими здравый смысл и остатки совести». «Решения сборища Бондарчука являются ничтожными и нелегитимными и не имеют никаких юридических последствий», — уверена Ванникова. Очередной же съезд «настоящей» «Нашей Украины» пройдет, по ее словам, 18 мая.
Что там произойдет 18 мая, не совсем понятно. Да по большому счету это и неважно, поскольку агония некогда правящей партии и так порядком затянулась. Ряды «Нашей Украины» покинули все более или менее известные политики, ее избиратель давно уже сделал выбор в пользу более харизматичных и пробивных лидеров, казна партии пуста, и сейчас ни один здравомыслящий спонсор не рискнет вкладывать деньги в столь гиблое предприятие. Получается, партия не нужна никому, кроме оторванного от реальности бывшего президента, чье имя в последнее время употребляется лишь в связке со словами «провал», «крах» и «разочарование». Поэтому, возможно, музей — это и есть самое подходящее место для атрибутов партии, прожившей короткую, но весьма бурную жизнь.