Включили медленную дробилку В США вступили в силу многомиллиардные сокращения госбюджета

Президент Барак Обама и спикер Палаты представителей Конгресса Джон Бейнер

Президент Барак Обама и спикер Палаты представителей Конгресса Джон Бейнер. Фото: Brendan Smialowski / AFP

Программа секвестра бюджета США, по которой планируется вычеркнуть из расходов за финансовый год 85 миллиардов долларов, заработала. Несмотря на все усилия со стороны Конгресса и президента, избежать чрезвычайно болезненных для экономики сокращений не удалось. Впрочем, реальный эффект от секвестра в первые дни едва ли будет заметен, так что время договориться у непримиримых на сегодняшний день противников определенно есть.

«Бомба замедленного действия» была заложена под американский бюджет еще два года назад, когда обсуждалось очередное увеличение потолка заимствований. Большинство конгрессменов настаивало на том, что увеличивать долг, уже достигший к тому времени почти 100 процентов ВВП, нельзя. Итогом долгих переговоров стало соглашение о планомерном снижении расходов бюджета на 1,2 триллиона долларов в течение десяти лет.

Но, как это часто бывает в политике, тем самым стороны в очередной раз пнули вдоль по дороге давно всем надоевшую консервную банку — примерно так на английском языке выглядит русская идиома «откладывать проблему в долгий ящик». Тогда о программе экономии договаривались, чтобы решить текущую задачу, а о том, что время затягивать пояса рано или поздно наступит, все участники переговорного процесса забыли. И вот теперь это время пришло. 1 марта закон о снижении бюджетных расходов, подписанный в качестве разменной монеты двумя годами ранее, вступил в силу.

В текущем году из вышеуказанных 1,2 триллиона будет сокращено 85 миллиардов долларов, и это всего лишь за семь месяцев до окончания финансового года, который завершится в сентябре. Если ничего не изменится, то со следующего года объем секвестра существенно вырастет. Согласно закону, автоматическое сокращение касается равномерно всех трат в пределах одного федерального агентства, но для разных агентств падение расходов будет различаться в процентном отношении.

Сильнее всего пострадают оборонные программы ─ для них сокращение составит 13 процентов. Генеральный контролер Пентагона Роберт Хейл даже выпустил по этому поводу специальное обращение к подрядчикам с просьбой сохранять спокойствие. Он признал, что программы режутся и прямо сейчас военное ведомство ничего с этим поделать не может, но уточнил, что уже подписанных контрактов ситуация коснется в последнюю очередь, поскольку в противном случае государству грозят судебные иски.

Всего до конца финансового года военное ведомство недосчитается 43 миллиардов долларов. В числе программ, попавших, по выражению Барака Обамы, под «медленную дробилку», отдельного упоминания заслуживает программа закупок истребителей F-35. Новейший самолет планировалось приобрести у Lockheed в 29 экземплярах, но, вероятно, несколько штук из этого числа теперь придется вычесть. Самым же крупным сокращением в военной сфере стал отказ от перезаправки и ремонта атомного авианосца «Авраам Линкольн» стоимостью 3,3 миллиарда долларов. Это решение может стоить многих рабочих мест на верфи компании Huntington Ignalls ─ единственной компании в США, занимающейся строительством авианосцев.

Авианосец «Авраам Линкольн»

Авианосец «Авраам Линкольн»

Фото: Wikipedia

Программы, не связанные с обороной, потеряют в среднем около девяти процентов своих трат. Медицинская система Medicare для людей старшего возраста лишится максимум двух процентов. Из отдельных позиций отметим закрытие более 100 башен, контролирующих воздушный трафик. Кроме того, более чем на треть сократит свое присутствие в Арктике береговая охрана, подчиняющаяся министерству безопасности.

В целом аналитики оценивают потери для экономики в размере от 0,5 до 0,7 процента ВВП ─ именно на эту сумму замедлится экономический рост, который в текущем году и так будет довольно вялым (впрочем, эта ситуация уже стала привычной) и составит не более двух процентов. Всего экономика может потерять до 350 тысяч рабочих мест. Причем не стоит забывать, что в ряде программ деньги, зарезервированные в текущем году, тратиться будут только в следующем.

Нельзя сказать, что столь печальные перспективы не нашли отклика у американских властей, благо опыт по избежанию кризисных ситуаций накоплен немалый ─ взять хотя бы уже упомянутое повышение потолка заимствований или тот же «фискальный обрыв», преодоленный буквально за несколько дней до наступления нового года. Переговоры начались в последней декаде февраля, но на сей раз энтузиазма у конгрессменов и администрации куда меньше.

В первую очередь, это объясняется сравнительно малыми последствиями, которыми грозит очередной бюджетный кризис. Эффект от секвестра почувствуется лишь через несколько месяцев, а значит, время для обсуждения еще есть. Нельзя не отметить и увеличившуюся радикализацию позиций демократов и республиканцев, притом что последние по-прежнему контролируют Палату представителей. Правда, обе стороны делают идентичные заявления, суть их сводится к тому, что долги пора бы и сокращать, но не стоит резать по живому.

Основная переговорная идея демократов и Барака Обамы заключается в том, чтобы оставить часть сокращений в силе (речь идет, в частности, о некоторых тратах в области ВПК и субсидиях фермерам), а остальное компенсировать за счет увеличения налогов на доходы самых богатых американцев. Но именно этот последний пункт и не устраивает «слонов» во главе со спикером Палаты представителей Джоном Бейнером ─ они хотят сохранить текущую цифру, но готовы дать возможность Обаме решить, как именно стоит распределить эти средства.

Обама в поиске выхода из кризиса проявил особую инициативу ─ вплоть до того, что в последние дни он лично обзванивал конгрессменов (как демократов, так и республиканцев). Пока, правда, особого успеха это не принесло ─ план провалился даже в контролируемом демократами Сенате. В то же время Бейнер при всей непримиримости своей позиции подчеркнул, что кое-какие меры должны быть приняты до 27 марта, иначе часть федеральной системы управления просто прекратит работать. Речь идет об увольнении (временном или постоянном) 800 тысяч сотрудников одного только Пентагона.

После первого неудачного раунда стороны выбрали тактику «Подожди немного и взвали вину на политического оппонента». Сам Бейнер признал, что «мало кто понимает, как вообще решать эту проблему», но тут же заявил, что обе палаты Конгресса должны проголосовать правильно ради того, чтобы избежать остановки работы госучреждений. Что же до пресловутой консервной банки, то пока пнуть ее затруднительно, поскольку ни одна из противоборствующих сторон до сих пор не видит, где именно пролегает правильная дорога.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше