Переход двух футболистов грозненского «Терека» в иерусалимский «Бейтар» обернулся грандиозным скандалом. Часть фанатов израильского клуба, недовольных появлением мусульман в составе команды, сожгли клубный музей и устроили не одну акцию протеста против Заура Садаева и Джабраила Кадиева. Реакцию болельщиков можно было предугадать, однако владелец «Бейтара» Аркадий Гайдамак все же решился на приглашение чеченских игроков, преследуя на словах благородную цель — покончить с расизмом в рядах болельщиков.
Чеченцы в Иерусалиме
Февраль и март 2013 года можно с уверенностью назвать худшими месяцами в жизни двух футболистов грозненского «Терека» — Заура Садаева и Джабраила Кадиева. 30 января игроки на правах аренды перебрались в иерусалимский «Бейтар», однако ни к чему хорошему это не привело.
Болельщики израильского клуба восприняли новость о переходе футболистов крайне болезненно. Дело касалось даже не игровых качеств Садаева и Кадиева, а прежде всего их религиозных убеждений. Еще до официального объявления о трансфере нападающего и полузащитника фанаты устроили несколько акций протеста, требуя от руководства отказаться от приглашения игроков-мусульман. Так, 26 января на игре чемпионата Израиля с клубом «Бней Йегуда» из Тель-Авива иерусалимские болельщики из группировки «Ла Фамилиа» (La Familia) растянули баннер «"Бейтар" — навеки чист», а также скандировали националистические речевки (традиционно направленные против арабов).
Владелец «Бейтара» Аркадий Гайдамак после случившегося заявил, что не собирается отказываться от чеченских футболистов, напомнив своим болельщикам, что Израиль был основан на принципах толерантности и терпимости. С осуждением фанатов выступили глава Чечни Рамзан Кадыров и президент Израиля Шимон Перес, который удивился тому, что подобная расистская акция прошла накануне Дня памяти жертв Холокоста (отмечается 27 января). С осуждением выступили и многие болельщики «Бейтара», которые не увидели ничего страшного в появлении в клубе игроков-мусульман. Они устраивали свои акции, направленные на борьбу с расизмом и ксенофобией.
Однако уже мало что могло остановить наиболее рьяных поклонников иерусалимского клуба. 1 февраля Садаев и Кадиев провели первую тренировку в составе новой команды. Возле клубной базы собрались около полусотни фанатов, которые без устали оскорбляли чеченских игроков, тренеров и руководство клуба. Среди прочих звучала кричалка: «Смерть арабам, Аркадий помер».
Однако Джабраил Кадиев, похоже, не заметил произошедшего. Игрок рассказал, что болельщики приняли его и Садаева очень хорошо, даже подарили по букету цветов. Но если верить израильским СМИ, то Гайдамаку пришлось привезти в Иерусалим матерей игроков, чтобы хоть как-то успокоить футболистов. Тогда же к чеченцам была приставлена охрана.
Не ограничившись угрозами и руганью, члены группировки «Ла Фамилиа» перешли к более решительным действиям. В ночь на 8 февраля они сожгли офис «Бейтара», но наибольший урон был нанесен клубному музею, где хранились многочисленные награды команды.
24 февраля Садаев дебютировал в составе «Бейтара», однако это событие вряд ли принесло много радости футболисту. Почти каждое касание им мяча сопровождалось свистом недовольных фанатов. 3 марта Садаев сделал то, ради чего приглашали в «Бейтар». 23-летний форвард забил свой дебютный гол в составе новой команды, однако около 300 иерусалимских фанатов почувствовали себя оскорбленными и демонстративно покинули трибуны.
10 марта «Бейтар» потерпел разгромное поражение в игре с «Маккаби» из Тель-Авива (0:5), после чего лишился шансов побороться за медали национального чемпионата. Клуб из Иерусалима по итогам первой части первенства занял восьмое место, в то время как борьбу за чемпионство продолжают первые шесть команд.
Столь раннее прекращение борьбы за награды привело к тому, что ярость фанатов «Бейтара» постепенно переместилась с чеченских футболистов на владельца клуба Аркадия Гайдамака и его близких. Сразу после проигрыша «Маккаби» страница дочерей бизнесмена в фейсбуке была буквально завалена оскорбительными сообщениями, которые в основном касались самого Гайдамака.
18 марта фанаты устроили акцию протеста возле дома бизнесмена, выкрикивая в его адрес оскорбления. 24 марта болельщики пытались сорвать тренировку «Бейтара», на которой присутствовал Гайдамак. Несколько фанатов пытались проникнуть на вечеринку, которую устроил владелец клуба в канун Песаха (в 2013 году отмечался с 25 марта по 1 апреля), но хулиганов остановила охрана.
В конце марта в СМИ появилась информация о том, что Гайдамак, устав от выходок собственных болельщиков, решил избавиться от команды. Хотя еще за месяц до этого бизнесмен уверял, что «Бейтар» не оставит. Однако до сих пор официального подтверждения того, что клуб из Иерусалима сменит владельца, не поступало.
Причины ненависти
Переход в Бейтар Садаева и Кадиева вызвал удивление не только у болельщиков команды. Местные СМИ в один голос утверждали, что появление чеченских игроков в составе иерусалимского клуба вызовет всплеск насилия на стадионе и вокруг него, — и в итоге не ошиблись.
Реакцию фанатов можно было предугадать, исходя из одной лишь истории команды. Само название клуба — «Бейтар» — является аббревиатурой, которая расшифровывается как «Союз Иосифа Трумпельдора». Своим названием он обязан солдату Российской императорской армии, который в 1911 году перебрался в Палестину, находившуюся в то время под мандатом Великобритании. Вместе с одним из лидеров сионистского движения Владимиром Жаботинским Трумпельдор был идеологом и создателем отрядов еврейской самообороны.
В 1920 году Трумпельдор погиб в бою с арабами, а через три года его именем была названа сионистская молодежная организация. В 1936 году был создан футбольный клуб «Бейтар», костяк которого составили члены крайне националистических подпольных организаций «Эцель» и «ЛЕХИ».
После образования Израиля в 1948 году «Бейтар» заручился поддержкой партии «Херут», которая была создана на базе «Эцеля». В 1973 году на основе «Херута» и нескольких других правых движений была образована партия «Ликуд», которая в настоящее время является правящей в стране. Свою симпатию иерусалимскому клубу высказывали бывшие премьер-министры Менахем Бегин и Эхуд Ольмерт, а также нынешний глава правительства Биньямин Нетаниягу.
«Ликуд», выступающий, в частности, против создания независимого палестинского государства, поддерживается в основном выходцами из еврейских общин в Марокко, Алжире, Сирии, Египте, Иране, Ираке. Исторически сложилось так, что сторонники партии почти автоматически являются болельщиками «Бейтара».
Именно по идеологическим причинам в команде было считанное количество футболистов не еврейского происхождения. Несколько раз руководство «Бейтара» пыталось привлечь игроков сборной Израиля с арабскими корнями, но, как правило, через некоторое время в «войне» с болельщиками сдавались либо клуб, либо сами приглашенные.
Фанаты «Бейтара» всегда отличались воинственностью, однако за последние полтора десятка лет уровень насилия на трибунах и возле них стал особенно высок. Это связывают с тем, что клуб впервые перешел в частные руки (до этого командой владел город). В 2000 году «Бейтар» приобрела группа бизнесменов, однако болельщики начали говорить о том, что частный капитал размывает идентичность команды.
С еще большей настороженностью фанаты восприняли известие о покупке клуба Аркадием Гайдамаком в августе 2005 года. За бизнесменом, который одновременно является гражданином Израиля, Анголы, Франции и Канады, хотя и родился в Москве, тянулся длинный шлейф скандалов — в частности, правительство Франции обвиняло его в незаконной продаже оружия ангольским повстанцам. Бизнесмена неоднократно обвиняли в коррупции, но ни одно расследование не было доведено до конца. Однако Гайдамак быстро завоевал симпатии фанатов, поскольку начал тратить большие суммы на покупку новых игроков. Благодаря вложенным средствам, «Бейтар» дважды победил в чемпионате Израиля (в 2007 и 2008 годах), а также стал обладателем национального кубка (в 2008 году).
После этого больших успехов у команды не было, отчего отношение к Гайдамаку со стороны болельщиков стало портиться. Сам бизнесмен столкнулся с финансовыми трудностями, что не могло не сказаться на положении «Бейтара». Начались задержки с выплатой зарплаты игрокам. Это коснулось в том числе и Садаева с Кадиевым — основную часть зарплаты им продолжает платить «Терек», а денег от израильского клуба они пока еще не видели.
На вопрос, почему в клуб пришли Садаев и Кадиев, Гайдамак отвечал, что он намерен положить конец расовому единообразию в команде. Мол, в «Бейтаре» должны играть не только евреи, но и, например, арабы или чернокожие спортсмены. Однако СМИ выдвинули свою версию появления в Иерусалиме игроков «Терека», не столь благородную. Якобы приглашением Садаева и Кадиева Гайдамак хотел добиться финансовой помощи от российского бизнесмена Тельмана Исмаилова, который является спонсором «Терека».
В октябре 2012 года Исмаилов встретился с мэром Иерусалима Ниром Баркатом, который якобы попросил бизнесмена помочь «Бейтару». Известно, что в начале 2013 года в Грозном российский бизнесмен встречался с Гайдамаком. А вскоре Садаев и Кадиев засобирались в Иерусалим. Добился ли в итоге президент «Бейтара» помощи от Исмаилова, остается неизвестным.
Но в любом случае «Бейтар» нуждается в серьезных переменах, что признают и болельщики команды, настроенные не столь враждебно ко всему чужому. Ну а пока Заур Садаев и Джабраил Кадиев ждут окончания арендного соглашения, чтобы поскорее вернуться в «Терек» и больше не вспоминать всего произошедшего с ними в Иерусалиме.