Народ-газоносец Зачем «Газпрому» новая труба в Европу

Пуск участка газопровода Ямал-Европа в районе города Слоним, Белоруссия, 1999 год

Пуск участка газопровода Ямал-Европа в районе города Слоним, Белоруссия, 1999 год. Фото: Толочко Виктор / ИТАР-ТАСС

С начала 2013 года Россия принялась активно лоббировать строительство второй ветки газопровода «Ямал-Европа» через территорию Белоруссии и Польши. Пустить газ по новой ветке планируется только к концу десятилетия, но к политическим последствиям инициатива привела уже сейчас: в Польше из-за активности «Газпрома» в середине апреля был уволен министр финансов Миколай Будзановский. Эта отставка символична: пока в проекте нового газопровода политики больше, чем экономики.

Вторая ветка газопровода «Ямал-Европа» — идея не новая, ее строительство начали обсуждать еще в 1990-е годы, когда возводилась первая ветка. В 2006 году «Ямал-Европа» наконец вышел на полную мощность в 32,9 миллиарда кубометров в год и стал первой серьезной альтернативой украинской газотранспортной системе, мощность которой составляет 140 миллиардов кубометров. Тогда же вопрос о второй ветке перешел из разряда теоретических в практическую плоскость — газопровод «Ямал-Европа» можно было сравнительно дешево и быстро расширить вдвое, ведь инфраструктура для второй ветки на большей части маршрута была уже практически подготовлена.

Проект активно поддерживала Белоруссия, так как основное строительство развернулось бы именно на ее территории, а вот Польша отреагировала на новый газопровод сдержанно. Критичнее всего по отношению к новому газопроводу высказались в правительстве России: в ноябре 2007 года тогдашний министр промышленности Виктор Христенко официально объявил, что страна отказывается от второй ветки трубопровода.

Причина была проста: «Газпром» в то время активно продвигал идею строительства «Северного потока» по дну Балтийского моря, которая в итоге и была реализована. Несмотря на то, что строить газопровод в море оказалось значительно дороже (около 15 миллиардов долларов, включая наземную часть), в правительстве проектом остались довольны: он позволил снизить зависимость от стран-транзитеров, в первую очередь от Украины, но и от Белоруссии тоже.

К 2013 году «Газпром» с его европейскими партнерами запустил две ветки «Северного потока» по 27,5 миллиарда кубометров каждая и начал строительство «Южного потока» с проектной мощностью в 63 миллиарда кубометров. На этом он не остановился и подготовил план по строительству третьей и четвертой ветки «Северного потока». Тут-то и оказалось, что вместо того, чтобы укладывать трубы под воду, их можно закладывать под землю.

Газ и политика

Едва ли не первым, кто рассказал о возрождении проекта «Ямал-Европа-2», оказался президент Белоруссии Александр Лукашенко. Еще в декабре 2012 года он заявил, что общался с руководством «Газпрома» по этому вопросу и его собеседники заинтересовались проектом.

В России о трубопроводе долго ничего не говорили, но в начале апреля президент Владимир Путин поручил «Газпрому» вернуться к идее строительства. Таким образом, политическое одобрение проекта дали две страны из трех, по которым проходит «Ямал-Европа», а 5 апреля стало казаться, что и с Польшей никаких проблем возникнуть не должно: в этот день «Газпром» подписал с государственной компанией Europolgaz меморандум о взаимопонимании. Речь, правда, шла уже не о 33 миллиардах кубометров, как несколькими годами ранее, а о 15 миллиардах кубометров.

Тем не менее, оказалось, что даже такой объем не устраивает многих польских политиков. В местном парламенте тут же раскритиковали идею новой ветки газопровода, испугавшись усиления влияния России на экономику Польши. Кроме того, парламентариям не понравилось, что Europolgaz подписал с «Газпромом» меморандум, предварительно не посовещавшись с правительством.

Карта транснационального газопровода «Ямал — Европа»

Карта транснационального газопровода «Ямал — Европа»

Изображение: Пресс-служба «Газпрома»

В отличие от России, в Польше к оппозиции в парламенте приходится прислушиваться, поэтому сначала в правительстве Дональда Туска заявили, что подписанные документы не носят обязывающего характера, а затем решились на жесткие меры: 19 апреля своего поста лишился министр финансов Миколай Будзановский. Именно он, по мнению Туска, и должен был предупредить правительство о новой сделке, но почему-то этого не сделал. Газета «Коммерсантъ-Украина» пишет, что в ближайшее время своего поста может лишиться и руководитель государственной газовой компании PGNiG Гражина Петровска-Олива (именно PGNiG и контролирует Europolgaz).

Польская пресса уже обратила внимание на то, что в последнее время Москва пытается усилить влияние на Варшаву, предлагая ей потенциально выгодные энергетические проекты. Речь идет не только о газе, но и, скажем, об электричестве: Россия предложила создать энергетический мост, соединяющий Калининградскую область с Польшей. В отделенной от остальной России области сейчас строится Балтийская АЭС, излишки электричества с которой и могут пойти в Польшу, а через нее — и в другие государства.

Такой интерес Москвы к Варшаве в СМИ связывают с тем, что сама Польша, наоборот, в последнее время стремится снизить зависимость от России. В частности, в стране начато строительство терминала по приему сжиженного газа в порту Свиноуйсьце на северо-западе Польши. Кроме того, именно в Польше обнаружены одни из самых масштабных запасов сланцевого газа в Европе. Все это может уже к концу десятилетия лишить «Газпром» статуса крупного импортера газа в ЕС.

Если с политической точки зрения интерес России к новому газопроводу объясним (оставить Польшу в сфере влияния, снизить зависимость России от украинской ГТС), то с точки зрения экономики все не так очевидно. Да, ветка, проложенная по территории Польши и Белоруссии, действительно обойдется намного дешевле, чем новые нитки «Северного потока» (Лукашенко называл цифру в районе двух миллиардов долларов), однако в условиях экономического спада в Европе и развития конкуренции на местном рынке, возможно, даже эта дешевая ветка не будет пользоваться популярностью.

Очень много газа

По подсчетам агентства Platts, всего «Газпром» способен по всем трубопроводам поставлять в Европу (включая Турцию) 244 миллиарда кубометров газа в год при потребностях континента менее чем в 140 миллиардов кубометров. Если предположить, что «Газпром» построит третью и четвертую нитки «Северного потока», «Южный поток» и «Ямал-Европа-2», его возможности вырастут до 377 миллиардов кубометров. Даже если полностью исключить из этой схемы украинскую газотранспортную систему, все равно получится более 240 миллиардов кубометров. Иными словами, спрос на российский газ в Европе должен вырасти по крайней мере в полтора раза, чтобы все проектируемые «Газпромом» мощности оказались востребованы. И даже эта цифра кажется чересчур маленькой: на самом деле до нуля снизить экспорт по территории Украины будет нерентабельно. Именно на западных границах Украины построены подземные газовые хранилища, которые позволяют быстро обеспечить газом импортеров в случае какой-то чрезвычайной ситуации.

В том что спрос на российский газ в Европе будет увеличиваться быстрыми темпами, есть сомнения. И дело тут не только в слабом росте европейской экономики: «Газпром» уже постепенно теряет долю на местном рынке, а с вводом новых СПГ-терминалов и началом производства сланцевого газа конкуренты будут предлагать газ по все более низким ценам. У «Газпрома» же ресурс демпинга ограничен: несмотря на то, что непосредственно добыча газа в России дешевле, чем у конкурентов, в его стоимости необходимо учитывать транспортировку, которая из-за многомиллиардных трат на «потоки» не может быть ниже определенного уровня.

Приведенные цифры означают, что «Газпрому», чтобы строить газопровод по территории Белоруссии и Польши, придется отказаться от какого-то из проектов. Строительство «Южного потока» уже начато, и вряд ли правительство откажется от него хотя бы по репутационным соображениям. Остаются третья и четвертая нитки «Северного потока», причем в «Газпроме», по данным «Коммерсанта-Украина», уже подумывают о том, чтобы притормозить с ними до проведения анализа ветки через Белоруссию. Репутационный ущерб в этом случае будет не таким значительным, как с «Южным потоком», но и он будет ощутим. Фактически под ударом окажется вся масштабная операция с «потоками»: зависимость от стран-транзитеров не уменьшится, а «Газпрому» придется открыто признать, что строить новые ветки подводных газопроводов стало слишком затратно.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше