Слободан Саакашвили Станет ли президент Грузии военным преступником

Михаил Саакашвили

Михаил Саакашвили. Фото: AFP

В середине апреля грузинское руководство в лице премьер-министра республики Бидзины Иванишвили заявило о своем намерении заново расследовать обстоятельства, предшествовавшие августовской войне 2008 года, а также сам ход боевых действий между Россией и Грузией. По всей видимости, результаты аналогичного расследования, проведенного сразу после окончания боевых действий парламентской комиссией, нынешнюю власть не устраивают — ей необходим «крайний», которым, вне всякого сомнения, попытаются сделать Михаила Саакашвили.

Первое, проведенное в 2008 году, расследование, напомним, назвало главным зачинщиком войны Россию. В то же время парламентарии, занимавшиеся этим вопросом, пришли к выводу, что и грузинская сторона допустила множество просчетов, которые привели в итоге к многочисленным человеческим жертвам и к тому, что российская армия вплотную подошла к Тбилиси. Главной ошибкой официального Тбилиси было названо то, что грузинские власти так и не смогли нейтрализовать российских миротворцев к началу конфликта. «В результате Россия превратила миротворцев в полномасштабного участника агрессии, осуществленной против Грузии», — утверждалось в итоговом отчете парламентской комиссии.

Помимо этого депутаты обратили внимание на то, что руководство страны игнорировало поступавшие данные об агрессивных планах России и возможном проведении ей военной операции в зоне грузино-осетинского конфликта. «В течение нескольких месяцев в соответствующие службы Грузии поступали сигналы о подготовке со стороны России военной операции, но анализ ожидаемых опасностей не был произведен на необходимом уровне, и поэтому масштабы военной операции со стороны РФ оказались неожиданными для властей Грузии», — заключили депутаты.

По российским официальным данным, в ходе войны в Южной Осетии в 2008 году потери ВС РФ составили 67 погибших и 283 раненых (Грузия оценивает российские потери в 400 погибших). Грузия потеряла, по данным официального Тбилиси, 412 человек погибшими (в том числе 170 военнослужащих и сотрудников МВД, 228 мирных жителей), 1747 ранеными и 24 пропавшими без вести. В России грузинские потери оценивают в три тысячи человек. В Южной Осетии заявляли, что в результате действий грузинских военных погибли около 1700 граждан этой республики.

Остальные претензии комиссии касались действий военных: по мнению парламентариев, они оказались неспособны спланировать организованный отход войск, подготовиться к обороне грузинской территории от наступавших российских войск, полноценно задействовать систему гражданской обороны и должным образом подготовить резервистов для участия в боевых действиях.

Но эти, в общем-то, сугубо армейские вопросы напрямую Саакашвили не касались (хотя он и является, согласно конституции, главнокомандующим грузинской армии), поэтому ответственность в итоге понесли военные. Тогда, в 2008 году, по итогам работы парламентской комиссии были сняты с должностей министр обороны Грузии Давид Кезерашвили и начальник объединенного штаба ВС республики Заза Гогава. Впрочем, их спровадили, поблагодарив за хорошую службу. Сам президент и высшее руководство республики отделались упреками в недальновидности.

О том, что в парламенте Грузии будет создана комиссия, которая вернется к событиям августа 2008 года, первым заявил лидер парламентского большинства, сформированного коалицией «Грузинская мечта», Давид Саганелидзе. «Пока конкретно неизвестно, в какой форме будет функционировать эта комиссия, но она точно будет создана. Общественность должна знать, какие события предшествовали этой войне, что происходило, что нагнетало ситуацию», — пояснил политик. При этом, в отличие от первого расследования, проведенного исключительно депутатами, к новому подключат Минюст и прокуратуру. Параллельное расследование будет проводить и Министерство обороны Грузии.

Гробы с телами грузинских солдат перед захоронением

Гробы с телами грузинских солдат перед захоронением

Фото: Денис Синяков / Reuters

Сам Бидзина Иванишвили, комментируя инициативу своих сторонников, назвал действия грузинских властей во время войны «не совсем адекватными». Фактически премьер поддержал позицию Кремля, которая заключается в том, что Россия начала войну исключительно в качестве контрмеры на вторжение грузинских войск в Южную Осетию (в Тбилиси же настаивали, что начало боевых действий со стороны Грузии было реакцией на южноосетинские провокации, в том числе обстрел грузинских сел, и непосредственную угрозу российского нападения). «Я считаю неоправданным то, что военные части Грузии были приведены в готовность до того, как Россия пересекла границу, — подчеркнул премьер. — Я очень внимательно следил за событиями, да, была напряженность, но ничего особенного не происходило — один из снарядов влетел в дом и повредил стену, достаточно было вывезти максимум 100 жителей из зоны конфликта, поставить войсковые части и пригласить международный мониторинг, и это было бы единственным правильным шагом».

Сразу после подобных заявлений перед грузинскими властями был поставлен вопрос: в каком качестве будет проходить в данном расследовании Михаил Саакашвили? Однозначного ответа от Тбилиси пока не последовало, хотя глава Минюста Тея Цулукиани и подтвердила, что президент, скорее всего, будет вызван на допрос. «Наша с прокурором задача — расследовать дело о войне 2008 года, — подчеркнула Цулукиани. — Это подразумевает допрос не только нынешнего президента, независимо от того, будет ли он к моменту допроса занимать пост президента или нет, а также других высокопоставленных чиновников — вне зависимости от их национальности и этнического происхождения».

По оценкам Цулукиани, комиссия 2008 года провела большую работу, но так и не установила степень ответственности тех или иных высокопоставленных лиц за произошедшее. Настрой министра разделяет и главный прокурор Грузии Арчил Кбилашвили, заявивший, что в его ведомстве будет создана специальная группа, которая установит, имели ли место во время конфликта военные преступления. По словам Кбилашвили, в рамках расследования «будут допрошены все, кто имел отношение к этой теме».

Саакашвили в ответ на эти слабо завуалированные угрозы ответствовал, что «ни как президент, ни как гражданин Грузии не намерен сотрудничать со следствием» во всем, что касается повторного расследования обстоятельств войны. Президент сослался на то, что такое расследование лишь играет на руку врагам Грузии и направлено против территориальной целостности республики. «Это же прямой призыв Москвы: судите Саакашвили, измените закон об оккупации и так далее», — заявил глава государства в эфире грузинского телевидения.

Что касается подключения к расследованию прокуратуры, то это напомнило Саакашвили «югославский сценарий», где он сам выступает в роли Слободана Милошевича, а в качестве Косово можно рассматривать Абхазию и Южную Осетию. Подкрепить свою позицию Саакашвили решил эмоциональными воспоминаниями о том, что происходило в самые критические часы войны, когда российские войска уже шли на Тбилиси и сами грузины остановить их были не в состоянии.

Михаил Саакашвили и Джордж Буш

Михаил Саакашвили и Джордж Буш

Фото: Jim Watson / AFP

«Русские танки уже шли к Тбилиси, — рассказывал Саакашвили, — но президент США распорядился ввести в Черное море корабли Шестого флота, и танки остановились». Причем, как утверждает грузинский президент, на решение Джорджа Буша-младшего задействовать флот повлияло именно его предостережение о том, что после занятия Тбилиси Россия, дескать, состоится как империя и поглотит южного соседа. Предаваясь подобным воспоминаниям, Саакашвили тем самым апеллирует к здравому смыслу сограждан — кого преследовать собрались, спасителя Грузии? Избежать же военного противостояния с Россией, по словам президента, можно было, лишь отказавшись от суверенитета Грузии.

В лагере сторонников грузинского президента тем временем не устают подчеркивать, что Саакашвили неотделим от государства, и любое действие, направленное против него, аукнется и Грузии в целом. Вместе с тем, как заявила бывший заместитель Государственного министра Грузии по европейской и евро-атлантической интеграции Елене Хоштариа, проводить параллель между Милошевичем и Саакашвили все же не стоит. «Похожа ли ситуация с Косово? — Нет. Если в Косово международное сообщество признало, что Милошевич осуществил геноцид албанцев, то в нашем случае все наоборот. Международное сообщество имеет вопиющие факты этночистки грузинского населения на оккупированных территориях в Абхазии и Самачабло (Южная Осетия) — в 2008 году», — считает Хоштариа.

Решение грузинских властей вернуться к расследованию обстоятельств войны в России встретили с полным одобрением, как, впрочем, и практически все инициативы команды Бидзины Иванишвили. Одновременно и руководство Южной Осетии, еще в 2008 году пообещавшее сделать все, чтобы отправить Саакашвили на скамью Гаагского трибунала, объявило, что Генеральная прокуратура республики возбудила уголовные дела по фактам убийства и пропажи без вести осетинских граждан во время войны. Правда, в качестве субъекта международного права отколовшуюся от Грузии республику почти никто не рассматривает, так что в данном случае Саакашвили бояться нечего. На данный момент ему и своих, домашних, недругов хватает.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше