10 июня в Сан-Франциско стартовала WWDC, ежегодная конференция Apple для разработчиков, — и стартовала, как обычно, с показа новинок. Главной новинкой стала операционная система iOS 7. Присваивать новым продуктам определение «самый» — весьма в характере Apple, но здесь вслед за яблочной компанией повторили все кому не лень: «Это самое радикальное обновление за всю историю операционной системы».
Стеклянный, оловянный, деревянный
Разительное отличие iOS 7 от iOS 6 и более ранних версий обусловлено прежде всего тем, что у «операционок» разные отцы. До осени 2012 года системой командовал Скотт Форстолл (Scott Forstall) — ветеран Apple, начавший сотрудничать со Стивом Джобсом еще во времена компании NeXT. В октябре 2012 года Форстолл, тогда старший вице-президент по iOS, отправился в отставку. Опала топ-менеджера стала пусть и неожиданной, но легко объяснимой — ее связали с провальным приложением «Карты» в iOS 6.
Форстолл сохранил зиц-председательскую должность консультанта при Apple, но бразды правления iOS передали другим людям: Siri и «Карты» взвалили на Эдди Кью (Eddy Cue), программные разработки взял на себя Крейг Федериги (Craig Federighi), а миссия проектирования интерфейса досталась Джонатану Айву (Jonathan Ive).
Из этой троицы новоназначенцев Айв, пожалуй, был известен публике лучше всего. В Apple он проработал столько же, сколько Форстолл, но занимался проектированием не софта, а «железа» — все знали, что «Джони», как называют дизайнера в СМИ, нарисовал iMac, iPod и iPhone.
Таким образом, осенью 2012 года перед Айвом встала задача перенести свое видение прекрасного с аппаратов на программное обеспечение — читай: избавиться от форстолловского наследия в iOS.
Под форстолловским наследием понимался в первую очередь скевоморфизм — оформительское решение, цель которого заключается в том, чтобы с помощью текстур, орнаментов или иных средств придать одному объекту характерные детали внешности другого. За примерами далеко ходить не надо: в iOS приложение «Заметки» всегда имитировало «настоящий» бумажный блокнот, «Напоминания» — кожаный органайзер, «Игровой центр» — стол в казино, iBooks — книжный шкаф.
Джонатан Айв, как следовало из его интервью (один из примеров — май 2012 года, газета The Daily Telegraph), всегда был противником «скевоморфического» подхода и, похоже, всю сознательную жизнь ждал подходящего случая изменить ситуацию.
«Самое значительное обновление»
Нововведения в iOS 7, представленной на WWDC, можно разделить на три условные категории: чисто оформительские, чисто функциональные и «серединка наполовинку».
К первым, безусловно, относятся «плоские» иконки, новый шрифт (сообщают, что это Helvetica Neue Ultra Light), «точки» вместо «палочек» в индикаторе сигнала «соты», белая, а не серая, клавиатура и идеи полупрозрачности и движения (движение — это анимация в приложении «Погода» и колыхание фона домашнего экрана при наклоне телефона).
К категории «серединка наполовинку» принадлежат, во-первых, перерисованный экран блокировки — скажем «прощай» воспетому в патентах горизонтальному ползунку Slide to Unlock. Во-вторых, преобразился «Центр уведомлений»: у него теперь полупрозрачный фон, а уведомления разнесены по трем вкладкам. В-третьих, появилось меню Control Center: проведите пальцем по экрану снизу вверх и увидите, тоже на полупрозрачном фоне, кнопки Wi-Fi, Bluetooth, ночного режима, еще много чего и — главное! — фонарика. Наконец, видоизменились все штатные приложения из iOS — от «Почты» до «Камеры».
Штатные программы, с одной стороны, сменили внешность, а с другой — получили по несколько новых функций: App Store — автообновление приложений и интернет-радио, «Камера» — фильтры и квадратные снимки, галерея — сортировку фото по месту и времени, браузер Safari — режим «родительского контроля» и поддержку хранилища паролей iCloud Keychain, Siri — дополнительные голоса, способность искать в Bing, Твиттере и «Википедии» и умение изменять настройки устройства.
В число функциональных нововведений в iOS вошли поддержка протокола AirDrop, иное управление многозадачностью (теперь система вычисляет, какие приложения пользователь использует чаще, а какие — реже, и соответствующим образом расставляет приоритеты), возможность блокировки нежелательных контактов и защита от воров.
Защита не позволяет злоумышленнику реализовать естественное желание — превратить чужой телефон в свой собственный. Если он попытается отключить функцию «Найти iPhone» или стереть память телефона, система спросит у него данные владельца: Apple ID и пароль. Пока информация не будет введена, работать с украденным аппаратом в полноценном режиме будет нельзя. Впрочем, есть все шансы полагать, что хакеры изобретут пути обхода.
Предварительная версия iOS 7 для разработчиков вышла в день анонса — 10 июня. Финальная версия появится осенью. Система окончательно оставит за бортом владельцев старых устройств — ее можно будет установить только на смартфоны iPhone 4, 4S и 5, планшеты iPad 2, 3 и 4 и плееры iPod touch пятого поколения.
От «фи» до «вау»
Очевидно, что с таким-то набором изменений iOS 7 стала самой спорной мобильной «операционкой» в истории Apple. За первые несколько часов «семерка» получила диаметрально противоположные отзывы — кто-то хвалит ее за изящество и лаконичность, попутно объясняясь в любви Джонатану Айву, а кто-то взывает к памяти Джобса и грозится перейти на Android.
Если с поклонниками все более или менее понятно, то к отзывам противников прислушиваться интереснее. Первое, в чем упрекают Apple и лично Айва, — предательство принципов «классической» iOS. Мол, в скевоморфизме, даром что страшное слово, нет ничего плохого — за счет параллелей с реальным миром и система, и iPhone в свое время и заиграли.
Многие увидели во внешности iOS 7 чрезмерную легкомысленность — возможно, из-за обилия на домашнем экране кричащих цветов (ядрено-алая «Музыка», ядовито-фиолетовый iTunes, ярко-зеленый «Телефон», почти все цвета радуги в иконке Game Center). Самый мягкий и почти не задевающий ничьи права отзыв — «операционная система для девчонок».
Третье и самое распространенное обвинение — в заимствованиях. В Сети появилось сразу несколько трактатов, где анализируется «происхождение» тех или иных функций iOS 7. Чаще всего пишут, что переключение между приложениями Apple «скопировала» из webOS, переключение между экранами внутри программы с помощью верхнего меню — из BlackBerry 10, Control Center — из Android, интерфейс «Почты» — из программы Mailbox, иконки — из Nokia N9, «Погоду» — из смартфонов HTC, ну а плоский интерфейс — из Windows 8.
Громкими заявлениями не гнушаются не только «аналитики», но и конкуренты. Вот вице-президент Nokia Юрки Розенберг (Jyrki Rosenberg) с серьезной миной объявляет, что его компания запустила стриминговый сервис в 2011 году, и добавляет: «Кажется, Apple продолжает играть в догонялки». Ехидные пользователи тут же напоминают почтенному финну, что Spotify вполне себе успешно работает аж с 2006 года.
Воздерживаясь от уклона в ненависть или обожание, отметим следующее. Во-первых, iOS 7, похоже, действительно первый крупный продукт Apple, спроектированный без благословения Стива Джобса. Во-вторых, компания предпочла пойти по пути экспериментов, а не по дороге «проверенной классики». В-третьих, логику системы сохранить удалось — новшества все-таки скорее дополняют «столпы» iOS, чем вступают с ними в противоречие. В-четвертых, сложно переключаться с рисования железок на рисование софта — поэтому Айву можно простить изображенную на иконке «Настроек» конфорку.