Бывшая столица американского автопрома, некогда блестящий город Детройт, подал заявление о банкротстве, устав бороться с перманентными финансовым, экономическим и социальным кризисами. Банкротство стало самым масштабным в истории муниципальной Америки как по сумме долга, так и по числу жителей города. Финансовый крах Детройта ожидали давно, но пока непонятно, сможет ли столь радикальная мера если не возродить город, то хотя бы замедлить его умирание.
Преуспевавший в 50-х годах Детройт был, по сути, крупнейшим моногородом в мире. Все в нем крутилось вокруг автомобильной индустрии, которая переживала бум после окончания Второй мировой войны и собирала сливки стремительного экономического роста как в США, так и в прочих капиталистических странах. Спад начался позже, когда японское автомобилестроение начало захватывать американский рынок, а местные автомобильные корпорации оказались недостаточно гибкими, чтобы противостоять азиатам.
На обострение конкуренции наложились еще и социальные неурядицы. Детройт оказался одним из тех городов, на которые из южных штатов буквально обрушился поток мигрантов, в основном чернокожих. После серии конфликтов белые детройтцы начали продавать свои квартиры в центре города и переезжать в пригороды. Процесс, получивший название White Flight («бегство белых»), проходил во многих городах США, но именно в Детройте он приобрел невиданные масштабы. Заселившие центр города мигранты в силу своей бедности не смогли поддерживать прежде престижные кварталы в надлежащем виде, и они постепенно пришли в упадок.
В 90-е годы из города стали массово уезжать как остатки белого населения, так и относившиеся к среднему классу негры. Для остальных наступили трудные времена: экономический спад вел к сокращению рабочих мест, что, в свою очередь, способствовало ускоренному разрушению инфраструктуры, а это лишь увеличивало отток людей. В итоге к 2011 году численность населения Детройта сократилась в несколько раз — до 700 тысяч человек, причем доля белой неиспаноязычной его части упала до 7 процентов (в 50-е их было более 80 процентов).
Город превратился в идеальную сцену для съемок фильмов в жанре постапокалиптической фантастики. Вслед за промышленным производством в кризисе оказалась и социальная сфера. В Детройте остались только те, кому больше некуда деваться. Каждый следующий мэр, придя к власти, обещал горожанам возрождение и обновление бывшей автомобильной столицы, но дела у Детройта шли все хуже и хуже. Самое неприятное заключалось в том, что из-за отсутствия нормальной налоговой базы долги города начали быстро расти, а возможности их выплачивать с каждым годом сокращались. Глобальный экономический кризис 2008 года стал для Детройта приговором; банкротство было лишь вопросом времени.
Судьба бюджетников
Губернатору штата Мичиган (именно в нем располагается Детройт) республиканцу Рику Снайдеру надоело терпеть «ужас без конца», и он своей властью в марте 2013 года назначил городу кризисного управляющего, который по сути забрал все финансовые полномочия из рук избираемого населением мэра. Этим управляющим стал Кевин Орр, который, вникнув в дела, довольно быстро признал, что городу деваться некуда: нужно подавать документы о финансовой несостоятельности. К этому времени сумма долга города превысила 18,5 миллиарда долларов, а ежегодный дефицит бюджета составлял более 380 миллионов долларов.
Детройт подал заявление по статье 9 американского закона о банкротстве. Ее особенность в том, что она распространяется исключительно на муниципальные образования и дает несостоятельной единице больше полномочий, чем при других вариантах. В частности, 9 статья дает муниципальным властям больше возможностей для пересмотра коллективных соглашений, которые город заключил с профсоюзами госсектора.
По закону, муниципалитет имеет право в первую очередь платить по текущим счетам для обеспечения нужд города. Все остальные кредиторы, особенно расположенные вне города, будут договариваться о реструктуризации долгов с кризисным управляющим. Орр объявил, что дефолт будет объявлен по общей сумме в 2,5 миллиарда долларов — это позволит сэкономить средства на выплаты пожарным, полицейским и работникам других муниципальных служб.
Тем не менее, просто отказаться платить по всем долгам нельзя. Необходимо искать какие-то средства, и основным источником дохода тут может стать имущество, находящееся на балансе города. Кевин Орр уже начал кампанию по продаже вакантных жилых домов. Кроме того, город может уступить принадлежащие муниципалитету парковые зоны. Наконец, речь зашла о возможном аукционе для объектов искусства, которые хранятся в городском музее. Все это общую сумму долга не покроет, но миллиард-другой выручить можно.
Городу неизбежно придется резать по живому: объем контрактов со службами будет сокращен, а возможностей у профсоюзов вести нормальный торг при реализации 9 статьи мало. Орр уже начал сокращать небольшие по численности аппарата организации, но самое болезненное впереди. Суд, который будет заниматься банкротством, примет во внимание, насколько плотно обсуждались те или иные меры экономии, прежде чем навязать их своим решением, так что в интересах профсоюзов проявить известную гибкость.
Надежда на инвестора
За 80 лет 640 американских муниципалитетов обратились о защите от банкротства по 9 статье Кодекса. 40 таких случаев пришлись на последние 5 лет. Детройт стал рекордсменом по объему долгов, которые предстоит реструктурировать. До этого крупнейшим банкротом США являлся округ Джефферсон в штате Алабама, который задолжал кредиторам более 4 миллиардов долларов.
Предполагается также, что в Детройте будут существенно повышены налоги. Это нанесет дополнительный удар по местному бизнесу, который в массе своей и так не процветает. Тем не менее, на какое-то время средства, предназначенные для выплат, будут получены. Еще одним источником для пополнения городского бюджета станут дотации со стороны Мичигана. В то же время федеральное правительство отказалось вмешиваться в ситуацию с Детройтом, предоставив городу и штату справляться с трудностями самостоятельно.
Станет ли финансовый коллапс Детройта тем «дном», оттолкнувшись от которого славный в прошлом город сможет подняться? Многие смотрят в будущее с надеждой, опираясь на пример другого гиганта той же самой автомобильной индустрии. Действительно, General Motors после банкротства в 2009 году смогла поправить свои дела и вышла в плюс. Хотя о прежнем величии речи уже не идет, положение в компании все-таки стабилизировалось.
Тем не менее, бывший мегаполис с нынешними 700 тысячами населения — это не компания, пусть даже и самая крупная. Масштабы бедствия тут просто не сопоставимы. В ближайшее время детройтцам придется затянуть пояса, что может повлечь дополнительный исход населения. Кроме того, просто сокращение долгов не решит долгосрочных проблем, лежащих вне пределов финансовой сферы. Для того чтобы Детройт ожил, необходимы масштабные инвестиции в новые производства. В условиях непростой экономической ситуации в США в целом маловероятно, что предприниматели захотят связываться с этой «черной дырой». В общем, чтобы развернуть тенденцию, требуется не менее чем эпических масштабов прорыв со стороны как городских властей, так и населения.