Государственной Думе предложили легализовать вождение машины без номеров в том случае, если эти номера были украдены. Планируется, что такое послабление стимулирует водителей активнее сообщать о фактах кражи. «Лента.ру» выяснила, зачем в России воруют автономера, как водители с этим борются и насколько эта проблема актуальна в других странах.
Избавить от штрафов водителей, оставшихся без номеров, предложили четыре депутата Госдумы из фракции ЛДПР. В понедельник, 22 июля, они внесли на рассмотрение соответствующий законопроект. Если он вступит в силу, то к статье 12.2 КоАП РФ (управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков) будет добавлено примечание, которое освободит от ответственности автовладельцев, лишившихся номерных знаков в результате «противоправных действий третьих лиц». При этом, чтобы не платить штраф, водителю придется не просто заявить инспектору ГИБДД, что у него украли номера, но и предъявить направленное в полицию заявление с подтверждением о его приеме или копию постановления о возбуждении дела.
Именно нежелание российских автомобилистов обращаться после кражи номеров в полицию послужило поводом для депутатской инициативы, сообщается в пояснительной записке к законопроекту. Чаще всего водители подают заявление об утере номеров, узнав о том, сколько будет длиться оформление кражи. Ведь пока в полиции, после всех проверок, не закроют дело о хищении (номера стоят дешевле тысячи рублей и поэтому «не дотягивают» до уголовной статьи о краже), ГИБДД не сможет выдать новые знаки. И в любом случае автовладельцу придется оплатить госпошлину за выдачу новых номеров — полторы тысячи рублей.
Неудобством процедуры оформления новых номеров успешно пользуются те, кто обычно похищает знаки в России, — мошенники, которые затем требуют у водителя выкуп. Как правило, в качестве жертв выбирают обладателей номеров, замена которых потребует значительных усилий от автовладельца.
Чаще всего воруют номера с красивым сочетанием букв и цифр. Законным путем такой номер можно получить обратно, только если сотрудники полиции найдут его вместе со злоумышленниками. В противном случае придется регистрировать другой «красивый» знак, но это чревато дополнительными расходами. В группе риска также находятся те, кто водит машину не в том регионе, где она зарегистрирована (либо ездит с номерами иностранного государства), — им новый номер придется получать по месту регистрации.
За возвращение знаков, которые обычно прячут неподалеку от места похищения, злоумышленники требуют перевести на счета их мобильных телефонов или электронные кошельки суммы в диапазоне от 1-2 до 10-15 тысяч рублей.
Время от времени СМИ сообщают о ликвидации целых банд похитителей номеров, которые занимаются вымогательством. Вычисляют их чаще всего по схемам перевода денег — номерам мобильных телефонов и банковских карт, на которые водители перечисляют выкуп. Тех же, кто крадет номера для нелегального использования на другом авто, можно поймать, только если похищенный знак будет замечен комплектом видеофиксации или инспектором ГИБДД во время проверки.
Попробуй укради
Активность похитителей (в январе 2013 года МВД отчиталось о 14 тысячах заявлений, поступивших от водителей за полтора года) и непростая процедура переоформления номеров заставляют водителей всячески защищать свои регистрационные знаки от кражи. Безусловно, стопроцентную защиту от кражи дает лишь самый дешевый (точнее, бесплатный) способ — снимать номера с машины на время стоянки. Все остальные варианты «усиления» номера позволяют только в различной степени осложнить задачу злоумышленнику.
«Секретки»
Самым простым в установке механизмом защиты номерного знака являются так называемые «секретки» — болты или саморезы с нестандартным шлицем (углублением в головке, в которое вставляется отвертка). Предполагается, что похититель не сможет отвернуть болт стандартными (плоскими, крестообразными, шестигранными и прочими) отвертками и не найдет подходящий инструмент, поскольку насадки для установки «секреток» поставляются только в комплекте с самим крепежом.
Однако не следует думать, будто «секретки» для номеров сопоставимы по эффективности с их аналогами для крепления колес. На колесе головку болта трудно захватить инструментом без специальной насадки (она находится в глубине диска), а тем более приложить достаточное усилие, чтобы его отвернуть. В случае с креплением регистрационных знаков головки «секреток», как правило, не уходят вглубь номера, а значит, их можно захватить пассатижами, либо распилить, а затем отвернуть.
Заклепки
Более надежной альтернативой болтам и саморезам является крепление номера на автомобиль при помощи стальных заклепок и двух предусмотренных для этого отверстий. Речь, как правило, идет о вытяжных заклепках, которые легко устанавливаются в автосервисе или дома. Аккуратно сорвать заклепку, не повредив номер, можно только при помощи ножниц по металлу или кусачек, хотя даже в этом случае на номере вполне могут остаться следы. Также заклепку можно высверлить из монтажного отверстия, но это привлечет к похитителю дополнительное внимание.
Вследствие этого наиболее слабым местом при использовании заклепок становится не само соединение, а основание, на которое крепится номер. Похититель вполне может вырвать регистрационный знак «с мясом» — то есть с монтажной рамкой, которая обычно крепится к бамперу саморезами.
Рамки
Последней линией обороны номерного знака становится рамка, к которой он крепится. В специальных монтажных рамках защищается как сам номер — от выдергивания, так и металлическая подложка — чтобы рамку нельзя было просто оторвать от бампера. В диапазоне предложений от служб автосервиса есть даже полуторакилограммовые рамки из бронированной стали, которые, теоретически, можно распилить лишь при помощи «болгарки». А для надежного крепления рамок применяются так называемые закладки или шайбы — своего рода якорь с обратной стороны бампера (или металлической балки бампера).
Но даже самая прочная рамка призвана скорее замедлить действия злоумышленника, в надежде что это побудит его отказаться от идеи похищения регистрационного знака. «Конечно, это не дает стопроцентной гарантии, что ваши номера не будут украдены, но приклепанные антивандальные рамки очень непросто снимаются, поэтому вероятность сохранности регистрационных номеров возрастает», — рассказал «Ленте.ру» генеральный директор дивизиона «Ленинский — Обручева» ГК «АвтоСпецЦентр» Евгений Королев.
Мне нужен твой номер
На фоне развернувшегося противостояния похитителей номеров и технологий защиты не стоит забывать о том, что в последнее время сотрудники ГИБДД, налагающие санкции на нерадивых водителей, все больше полагаются на дорожные камеры. Например, в Москве автоматические комплексы, определяющие нарушителей по номеру автомобиля, выписывают 95 процентов штрафов. Это может привести к тому, что требование выкупа станет не самой главной причиной похищения номерных знаков. И тут полезно взглянуть на зарубежный опыт.
В частности, в Великобритании знаки похищают для того, чтобы обманывать камеры, фиксирующие нарушения скоростного режима, или для оплаты проезда по платным трассам и территориям (например, в центре Лондона). Особой популярностью (до 20 процентов от всех случаев) пользуется похищение номеров, чтобы не платить за заправку (.pdf), — владельцы бензоколонок подают жалобы, опознав автомобиль неплательщика по записям камер наблюдения.
При этом законопослушным водителям, в конечном счете, не так важно, что станет с их номером. Главное, чтобы он не попал в руки злоумышленника и потом не пришлось оспаривать крупные штрафы или иски бензоколонок.
В Великобритании и Австралии сотрудники полиции организуют акции по бесплатной раздаче и установке болтов-«секреток», чтобы повлиять на статистику похищений номерных знаков.
Осознав масштаб проблемы с похищением номеров (в 2007 году было зарегистрировано 40 тысяч подобных случаев), британское Агентство по регистрации водителей и автомобилей (DVLA) разработало набор требований (.pdf), предъявляемых к номерным знакам повышенной защищенности. Главные критерии: несанкционированный демонтаж номера должен занимать не менее трех минут; в случае успешного снятия номер должен стать нечитаемым. Удовлетворяющие стандарту номерные знаки устанавливаются таким образом, чтобы снять целиком их было невозможно.
Борьба с кражей номеров в Великобритании проходит на фоне немалых санкций для злоумышленников. Помимо наказания за кражу, им грозит штраф до тысячи фунтов стерлингов (около 50 тысяч рублей) за езду с чужими номерами. В России же штраф за само хищение (точнее, мелкое хищение, согласно КоАП) составляет до пятикратного размера стоимости двух железных пластинок. С использованием чужих знаков на автомобиле в отечественном законодательстве все еще сложнее. Разделена ответственность за установку подложных знаков (только штраф 2,5 тысячи рублей) и за езду с ними (только лишение прав на срок до года).
Попытки ужесточить ответственность для похитителей номеров в России пока успехом не увенчались. В июне 2013 года профильный комитет Госдумы, сославшись на формальный повод (отсутствовали отзывы правительства и Верховного суда), отклонил законопроект, который предполагал введение уголовной ответственности за кражу номеров, с наказанием в виде штрафа на сумму до двух тысяч рублей либо лишения свободы на срок до двух лет.