Вечером 24 июля на севере Испании сошел с рельсов пассажирский поезд, в котором находились более 200 человек. В результате крушения погибли, по последним данным, 78 из них. Многие пострадавшие до сих пор остаются в больницах в тяжелом состоянии, так что число жертв еще может увеличиться. Эта катастрофа стала одной из самых масштабных в истории Испании. По предварительной версии, крушение произошло из-за сильного превышения скорости. Как выяснилось, машинист давно любил погонять на поездах.
Сошедший с рельсов поезд следовал по маршруту Мадрид — Ферроль, который занимает обычно около шести часов. Крушение произошло недалеко от города Сантьяго-де-Компостела — столицы автономного региона Галисия и важного центра паломничества.
Пассажирскими составами такого рода, как правило, управляют два машиниста. Что касается поезда Мадрид — Ферроль, то достоверно известно только об одном, который оказался в результате крушения заблокирован в своей кабине и попал в больницу с различными травмами. Судя по сообщениям СМИ, это был 52-летний Франсиско Хосе Гарсон Амо (Francisco Jose Garzon Amo). Пострадал он, видимо, не так серьезно, как многие пассажиры, потому что смог сразу после крушения связаться с диспетчером станции Сантьяго-де-Компостела и сообщить о произошедшем.
В этот момент в состоянии глубокого шока машинист якобы признался, что въехал в поворот на скорости 190 километров в час. При этом максимальная разрешенная скорость на этом участке составляет всего 80 километров в час. В прессе также цитировались слова, сказанные Хосе Гарсоном после крушения диспетчерам: «Я надеюсь, никто не умер. Эти смерти будут тяжким грузом на моей совести».
Следователи уже нашли «черный ящик», изучение показаний которого позволит разобраться в причинах катастрофы. Пока же власти могут только предполагать, что наиболее вероятной причиной крушения действительно является сильное превышение скорости. Разогнавшись, машинист попросту не смог вывести состав из резкого поворота, и вагоны практически вылетели с рельсов, врезавшись в ограждение железной дороги.
Испанские СМИ выяснили, что Хосе Гарсон давно любил полихачить и с радостью пользовался тем, что на железной дороге, в отличие от автомобильной трассы, его не может задержать полиция. Журналисты обнаружили компрометирующую его запись на странице в Facebook. 8 марта 2012 года машинист выложил пост, в котором признавался, что любит погонять по железной дороге. В доказательство своих развлечений он опубликовал фотографию спидометра в поезде, который, судя по показаниям прибора, ехал со скоростью 200 километров в час.
Самой страшной железнодорожной катастрофой в истории Испании считается крушение поезда недалеко от деревни Торре-дель-Бьерсо на севере страны, которое произошло в январе 1944 года. Почтово-пассажирский поезд из-за отказа тормозной системы врезался в туннеле в грузовой состав. В 1940-х годах цензура при режиме Франко пропустила в прессу информацию только о 70 погибших, тогда как, по современным оценкам, счет шел на сотни.
В комментариях к этой записи машинист с друзьями с удовольствием шутили о том, что у него не смогут отобрать водительские права и выписать штраф железнодорожной компании Renfe, на которую работал Хосе Гарсон. После того как этот пост распространили СМИ, страница машиниста в социальной сети была заблокирована. Возможно, там есть еще какой-то компромат, но о любви Амо к большим скоростям и так узнали все желающие. Скриншоты поста и комментариев к нему были выложены на YouTube.
Впрочем, с момента крушения поезда в Facebook появились еще два аккаунта от имени Франсиско Хосе Гарсона Амо. Один из них был зарегистрирован 26 июля. Первым и единственным его постом является та самая фотография, которой машинист хвастался перед друзьями в 2012 году. Только комментарии к ней теперь оставляют не друзья Хосе Гарсона, а возмущенные произошедшим пользователи со всего мира, да и желание шутить на эту тему уже отпало.
Второй аккаунт тоже, судя по всему, был создан 26 июля. Правда, он содержит чуть больше информации о Хосе Гарсоне. Там выложены несколько его фотографий, а также написано, что он родился в Мадриде, в 1969 году начал работать на железной дороге, а в последнее время жил в Сантьяго-де-Компостела. Впрочем, неизвестно, кто ведет эту страницу, поэтому и проверить достоверность этих данных пока невозможно. Данные о месте рождения и жительства Амо совпадают с маршрутом разбившегося поезда, а вот рабочий стаж слишком велик для его возраста.
Согласно информации СМИ, Хосе Гарсону 52 года, и он родился в городе Монфорте-де-Лемос, расположенном в регионе Галисия. Машинистом он работает уже десять лет, а по маршруту Мадрид — Ферроль водил поезда последние два года.
На следующий же день после катастрофы суд Галисии сообщил о начале расследования в отношении машиниста поезда. Впрочем, власти его имени не называли. Судя по различным данным, речь идет именно о Хосе Гарсоне. На данный момент он находится под арестом, правда, пока остается в больнице, где его и собираются допросить следователи.
Что касается второго машиниста, то про него ничего не сообщается. Официально неизвестно, ни какую роль он сыграл в случившемся, ни ведется ли в отношении него какая-то следственная работа. По данным испанской газеты ABC, в момент катастрофы его не было в кабине, однако его допросят как свидетеля.
В государственной железнодорожной компании Renfe, которой принадлежит поезд, дают довольно скупые комментарии о катастрофе. Ее представители не берутся утверждать, была ли превышена скорость и был ли машинист, находящийся под следствием, замечен в подобном ранее. В Renfe уточнили только, что поезд способен развивать скорость до 250 километров в час. Кроме того, там также утверждают, что состав проверяли утром в день катастрофы и никаких технических неисправностей у него не было.
По мнению представителя транспортного блока влиятельного испанского профсоюза «Всеобщий союз трудящихся» Мигеля Анхеля Сильероса (Miguel Ángel Cilleros), журналисты поспешили взвалить всю вину на одного человека. Он выразил сомнение, что такая катастрофа могла произойти только по одной-единственной причине. В частности, Сильерос предположил, что у поезда могла быть неисправна тормозная система и именно это, возможно, стало решающим фактором, а не превышение скорости.
Испанская катастрофа в Сантьяго-де-Компостела сравнима по количеству жертв и обстоятельствам с двумя подобными случаями в Японии, которые являются наиболее заметными в истории железных дорог. В 2005 году молодой машинист пассажирского поезда, чтобы сократить отставание от графика, превысил допустимую скорость и вошел в поворот на 116 километрах в час. При этом знаки предписывали сбросить скорость до 70 километров в час. В результате у станции Амагасаки часть вагонов сошла с рельсов, а некоторые врезались в автомобильную парковку, расположенную рядом с путями. Жертвами катастрофы стали 107 человек, включая самого машиниста, а ранения получили более 560 пассажиров.
Еще более масштабная катастрофа подобного рода произошла в 1947 году. Из-за превышения скорости на крутом повороте сошел с рельсов пассажирский поезд на железнодорожной линии Хотико. Тогда погибли 184 человека и пострадали почти 500. Большое количество жертв объяснялось еще и тем, что изношенные после войны деревянные вагоны были переполнены людьми.
Кроме того, стало известно, что машинисты вообще не любят этот поворот у Сантьяго-де-Компостела и считают его потенциально опасным. В этом месте сигнал об ограничении скорости появляется совсем незадолго до резкого поворота, поэтому машинисту важно вовремя начать сбрасывать скорость. По словам коллег, Хосе Гарсон давно ездил по этому маршруту, так что едва ли он мог просто забыть про сложный участок или пропустить знак.
Данные о жертвах и пострадавших в катастрофе менялись по несколько раз в день. По последней информации, погибли как минимум 78 человек. По максимальным оценкам, более 160 человек получили ранения. 90 из них до сих пор остаются в больницах, причем около 30 госпитализированных находятся в критическом состоянии. Всего в поезде ехали, опять же по максимальным оценкам, почти 250 человек. Таким образом, едва ли не все пассажиры и сотрудники Renfe, работавшие на маршруте, пострадали. Разница только в том, насколько серьезными оказались травмы.
В Испании объявлен трехдневный траур по жертвам катастрофы. В регионе Галисия траур продлится семь дней. Из-за крушения поезда в Сантьяго-де-Компостела отменены праздничные мероприятия, посвященные христианскому празднику — Дню Святого апостола Иакова, который отмечается 25 июля и в честь которого назван город.
Сантьяго-де-Компостела является конечной точкой известного паломнического пути Святого Иакова, так как именно там в кафедральном соборе, согласно легенде, находится его могила. В день катастрофы в город как раз начали стекаться верующие, собиравшиеся поклониться мощам святого. Прибывший на место крушения премьер-министр Испании Мариано Рахой, который сам является уроженцем Сантьяго-де-Компостела, признался, что нынешний день Святого апостола стал самым печальным в его жизни.