Само несовершенство Предметы, которые вытащили из небытия поклонники ломографии

Фото: Kickstarter

В конце июля участники движения ломографии объявили о намерении возродить объектив Петцваля — фотографическую линзу, разработанную в середине XIX века. Производство оптики поручат заводу КМЗ в Подмосковье; объектив сделают совместимым с камерами Canon и Nikon. В связи с этим «Лента.ру» решила вспомнить другие проекты ломографов по воскрешению фототехники из прошлых столетий.

«ЛОМО Компакт-Автомат»

Фотоаппарат, который дал начало (и название) движению ломографии, выпустило в 1984 году «Ленинградское оптико-механическое объединение», вдохновившись японской камерой Cosina CX-2. Фотоаппарат имел пластиковый корпус, но стеклянный объектив; был одной из первых советских камер, не требовавших хранения в футляре; и умел автоматически выставлять нужную экспозицию, хотя ручной режим в нем тоже имелся.

Камера вышла спорной: с одной стороны, она была легкой и компактной и быстро приводилась в «боевое» состояние, с другой стороны, объектив «Минитар» давал изображение с заметными искажениями и виньетированием (затемнением по краям кадра). Фотоаппарат стоил 75 рублей — заметно дороже простой шкальной камеры «Смена-8М», но в разы дешевле дорогих зеркальных «Зенитов».

Второе рождение «Компакт-Автомат» получил в начале 1990-х годов, когда один из экземпляров камеры попал в руки к австрийским студентам Маттиасу Фигелю и Вольфгангу Странзингеру. По легенде, они, будучи с визитом в Праге, купили завалящий «ЛОМО» в местной лавке, щелкали на него все что придется, а потом проявили пленку и восхитились результатом, приняв все недостатки камеры за ее достоинства.

В дальнейшем помешательство австрийцев на техническом несовершенстве приняло еще более крупные масштабы: после серии экспериментов с «ЛОМО» они придумали слово «ломография», сформулировали знаменитые «Десять правил», основали Международное ломографическое общество (сделав себя президентами) и начали скупать все попадавшиеся им на глаза «Компакт-Автоматы».

Когда запасы фотоаппаратов у старьевщиков иссякли, друзья решили обратиться за новой партией непосредственно к изготовителю камеры — заводу ЛОМО, переживавшему тогда не лучшие времена. Утверждается, что первый факс в ЛОМО они отправили 1 апреля 1994 года — и получили от ворот поворот, так как на предприятии их посчитали очередными шутниками.

Тем не менее к 1995 году с ЛОМО удалось договориться, и завод по заказу австрийцев начал выпускать «Компакт-Автоматы» малыми партиями. Аппараты отгружали в Вену, где находилась штаб-квартира ломографов. Те, в свою очередь, грамотно пиарили камеру и перепродавали ее всем желающим. В результате слово «ЛОМО» у иностранцев стало ассоциироваться не с ленинградским заводом, а с забавным маленьким фотоаппаратом и характерным стилем съемки.

Насколько выгодным оказалось сотрудничество для завода, сказать трудно. С одной стороны, он получал хоть небольшие, но все-таки заказы, с другой стороны, несмотря на то что слово «ЛОМО» стало раскрученным брендом, дополнительные возможности для заработка оказались закрыты: в условиях соглашения с австрийцами говорилось, что продавать камеры предприятие вправе только им и больше никому.

В 2005 году выпуск «Компакт-Автоматов» в Санкт-Петербурге был прекращен, но ломографы перенесли производство в Китай, породив копию под названием LOMO LC A+. Сначала китайцы вставляли в камеру российские объективы, но в 2007 году махнули рукой и перешли на использование собственной оптики. Тот факт, что китайский «ЛОМО» во многом уступает оригиналу, доказывает в первую очередь цена: новодел стоит на несколько десятков долларов дешевле.

Diana

Фотоаппарат, чья судьба в чем-то схожа с судьбой «ЛОМО», выпускался в Гонконге с начала 1960-х годов. В отличие от советской камеры он, впрочем, никогда не позиционировался как мало-мальски серьезное устройство: не позволяли откровенно игрушечная внешность, никакое качество сборки (свет, пробивавшийся через щели в пластмассовом корпусе, постоянно засвечивал пленку) и пластиковый однокомпонентный объектив. Камера стоила копейки и часто служила приложением к тому или иному товару («купи ролик пленки и получи фотоаппарат бесплатно»).

Выпуск «Диан» прекратился к началу 1970-х. Тридцать лет спустя уцелевший фотоаппарат попался на глаза ломографам — и навел их на известную мысль. Производство снова поручили китайцам, а конструкцию камеры доработали, превратив ее в модульную систему — она получила название Diana F+. Лучше она фотографировать не стала, но теперь можно было подзаработать на продаже аксессуаров — сменных объективов, вспышек и адаптеров под узкую пленку.

Пленка типа 110

Фотопленку «формата 110» разработала в 1972 году компания Kodak для своих миниатюрных фотоаппаратов Instamatic. Пленка была закреплена на бумажной ленте (ракорд) и продавалась уже упакованной в картридж с двумя катушками. На пленке помещались 24 кадра размером 13 на 17 миллиметров. Главным достоинством формата была простота в обращении: перематывать отснятую пленку не требовалось (вставил картридж — отснял — вынул — сдал в проявку).

Выпуск пленки был полностью прекращен в 2009 году, но в 2012-м стараниями ломографов она снова появилась в продаже. На сегодняшний день Ломографическое общество является единственным производителем фотоматериалов этого формата. Выпускаются три варианта пленки: цветная, черно-белая и слайдовая. Пленка, по замыслу ломографов, предназначена для владельцев старых фотоаппаратов и для пользователей камер Diana Baby.

Киноаппарат со вращающейся ручкой

В 2011 году ломографы решили обратиться к кино — и сделали это в свойственной им манере: анонсировали устройство под названием LomoKino, в котором пленку, как в первобытных киноаппаратах, нужно передвигать вращением ручки. Пленка в аппарате используется фотографическая, шириной 35 миллиметров. На 36-кадровой ленте LomoKino делает 144 кадра, которые потом можно соединить в видеоредакторе в ролик.

Ломографы не приводят информацию о продажах своих устройств, но и так довольно очевидно, что бешеной популярностью LomoKino, скорее всего, не пользуется: из-за громоздкости, ужасного качества видео, невозможности передать звук, сложности процесса и цены, в которую обходится один ролик продолжительностью от 50 до 60 секунд.

Объектив Петцваля

Последняя на сегодняшний день инициатива Ломографического общества — воссоздание объектива, разработанного в 1840 году австрийским инженером Йозефом Петцвалем. Линза привлекла внимание ломографов опять-таки в основном за счет своих недостатков — виньетирования и неравномерной резкости (она падает от центра к краям изображения), хотя по меркам XIX века она была довольно-таки передовой разработкой.

Планируется сохранить оптическую схему объектива, но приспособить линзу, изначально созданную для крупноформатных фотоаппаратов-ящиков, под современные камеры. Кампанию по сбору средств на производство объектива ломографы проводят через площадку Kickstarter. Выпускать оптику будет Красногорский механический завод, известный в первую очередь как создатель фотоаппаратов «Зенит». Судя по тому, что пользователи Kickstarter уже перечислили на проект почти 900 тысяч долларов США (в девять раз больше запрошенной суммы), объектив будет пользоваться спросом.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше