Путешествие по желудку Дракулы Что на фестивале в Локарно заслуживало проката в России: выбор «Ленты.ру»

Кадр из фильма «Длинные волны»

Кадр из фильма «Длинные волны»

В субботу, 17 августа, в швейцарском Локарно завершился 66-й по счету международный кинофестиваль. Если верить «Википедии» (а не верить ей у нас нет оснований), это четвертый по важности европейский кинофестиваль после Канн, Венеции и Берлина. Основной конкурс фестиваля и раньше составлялся концептуальнее его собратьев — игровые фильмы тут легко соседствовали с документальными и даже такими работами, которые уместнее всего было бы демонстрировать в какой-нибудь арт-галерее. Новый арт-директор фестиваля Карло Шатриан, пришедший на смену Оливье Перу (в настоящий момент — руководитель киноструктуры Arte France Cinéma), зашел в этом направлении еще дальше: смешал исторические драмы и откровенные мелодрамы, часовую антифашистскую хронику с трехчасовым документальным фильмом о больном СПИДом, эротическую комедию — с мистическим триллером.

Вообще, фестиваль в Локарно — тот тип киносмотра, ленты из которого редко попадают в широкий международный и тем более российский прокат. Для российского проката в настоящий момент закуплено всего два фильма: «Два ствола» Бальтараза Кормакура, открывавший фестиваль, а также участник внеконкурсной программы «Бойфренд из будущего» Ричарда Кертиса, автора «Реальной любви». Как правило, в Локарно показывают редкое, независимое, малобюджетное, медленное кино, для просмотра которого требуется необходимый уровень подготовки от зрителя. Тем интереснее вместо стандартных итогов подробнее рассказать о тех фильмах фестиваля, которые помимо того, что обладают большим зрительским потенциалом и достойны оказаться в списке картин для дальнейшего ознакомления, имеют еще и реальный шанс на кинотеатральные или хотя бы фестивальные перспективы в России.

Как ни странно, первым таким фильмом является победитель фестиваля — новая работа каталонца Альберта Серры «История моей смерти». Серра прежде всего зарекомендовал себя как режиссер сверхмедленного кино, пропитанного, как когда-то у классика Карла Теодора Дрейера («Страсти Жанны д’Арк», «Слово»), религиозными мотивами. «История моей смерти» — не совсем типичное для него кино, в котором, несмотря на почти трехчасовой хронометраж, очень динамично развивается трагическая история встречи Джакомо Казановы и графа Дракулы. Оба героя фильма имеют реальные исторические прототипы, но Серра использует в кадре именно их поп-культурные образы — дамского угодника и вампира. Первую часть фильма камера документирует повседневную жизнь Казановы — поедание плодов граната, чтение книг, болезненные походы в туалет, общение с женщинами. Вторая часть посвящена поездке Казановы и его подруг в Карпатские горы — прямо в логово Дракулы. Третья часть — кровавое столкновение двух противоположных миров, сиюминутного и вечного, жизни и смерти. Можно сказать, что Серра сумел снять комикс, но комикс для интеллектуалов — размеренный, метафизический.

Кадр из фильма «История моей смерти»

Кадр из фильма «История моей смерти»

Другой фильм, имеющий все шансы на появление в российском прокате, — «Неправильные полицейские» Квентина Дюпье, показанный в специальной программе кино на главной городской площади Локарно Пьяцца-Гранде. Ключевые герои фильма, как можно догадаться из названия, полицейские, очень, кстати, близкие по духу своим российским коллегам — то есть не те, которые следят за порядком, а которые его нарушают: продают наркотики, вымогают деньги, пристают к женщинам, оскорбляют инвалидов, даже убивают людей (список можно продолжать долго). Это без преувеличения черная комедия, продолжающая вектор, который Дюпье выбрал в своих предыдущих двух картинах: абсурдистском хорроре «Шина» о похождениях шины-убийцы и фантасмагоричной комедии «Ошибка» о поисках пропавшей собаки (выходил у нас в прокат под оригинальным названием Wrong). Правда, как объяснил на представлении фильма актер Марк Бернэм, сыгравший в фильме главную роль (Дюпье на фестиваль приехать не смог), герои и их поступки, представленные в фильме, были придуманы режиссером для того, чтобы продемонстрировать зрителям что такое хорошо, а что такое плохо. Пособие получилось наглядным.

Кадр из фильма «Неправильные полицейские»

Кадр из фильма «Неправильные полицейские»

Еще участник фестиваля, имя которого может быть известно российскому зрителю, — румын Корнелиу Порумбойю. Его предыдущая работа «Полицейский, имя прилагательное», отмеченная несколькими призами в Каннах, выходила в ограниченный отечественный прокат. В Локарно его новый фильм «Когда ночь опускается на Бухарест, или Метаболизм» участвовал в главном конкурсе и до объявления призов считался одним из главных претендентов на победу. Минималистичная, фактически бессюжетная, но многословная история о взаимоотношениях режиссера и актрисы, имеющих любовную и профессиональную связь. Остроты повествованию добавляет тот факт, что режиссер страдает от гастрита (один из ключевых эпизодов в фильме — путешествие камеры по его желудку), при этом герои на протяжении всего фильма проводят время за обсуждением и потреблением пищи. Принято считать, что в 2006 году с «12:08 к востоку от Бухареста» Порумбойю появилась новая волна румынского кино, которая только усилилась с появлением год спустя «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу. Появление «Метаболизма» свидетельствует если не о тупике, в который вновь зашло румынское кино, то о спаде этой волны. Возможно, речь идет о спаде временном, фильм как раз поднимает вопросы, как этот период преодолеть.

Кадр  из фильма «Когда ночь опускается на Бухарест, или Метаболизм»

Кадр из фильма «Когда ночь опускается на Бухарест, или Метаболизм»

Жюри во главе с культовым филиппинским режиссером Лавом Диасом не смогли оставить без внимания, возможно, самый значительный фильм основного конкурса, которому в результате и достался главный приз — «Золотой леопард», символ фестиваля. Речь идет об «Истории моей смерти» каталонского режиссера Альберты Серры. Видеодневник Хоакима Пинто о борьбе с собственной ВИЧ-инфекцией «А теперь? Запомни меня», получивший специальный приз жюри — другой фильм, который сложно было проигнорировать. За комедию «Наша Сунхи» о любви и природе кино лучшим режиссером признали Хон Сан Су, выступающего Вуди Алленом в Южной Корее и регулярно снимающего по несколько фильмов в год (в этом году еще одна его картина — «Хэвон — ничья дочь» — боролась за «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля). Лучшим актером стал Фернандо Базилио за роль бескомпромиссного судьи с тяжелой судьбой в комическом перуанском псевдо-детективе «Немой» братьев Вега. Лучшей актрисой — американка Бри Ларсон за работу в инди-фильме «Короткий срок 12» Дестина Креттона, где она сыграла воспитательницу в интернате для молодых подростков. Также «Короткий срок 12» оказался в списке особых упоминаний жюри основного конкурса вместе с документальной «Черной доской» швейцарца Ива Ерсена о жизни младшеклассников из деревенской школы.

Программа кино на площади всегда включает в себя много потенциальных хитов. «Длинные волны» швейцарца Лайонела Байера — один из таких фильмов. 1974-й год, трое радиожурналистов отправляются по заказу министерства культуры из Швейцарии в Португалию, чтобы сделать патриотичный репортаж о дружбе двух стран. Но их планы портит лиссабонская Революция гвоздик, герои не могут ей противостоять и пропитываются до мозга костей духом свободы. «Волны» бросает из фантасмогории в мюзикл, а заканчивается все документальной фотографией — дело в том, что кино основано на реальных событиях, и все его герои подлинные. До этого Байер у себя на родине снимал маленькие независимые фильмы про проблемы молодого поколения, такое кино обычно называют фестивальным. «Длинные волны» — его первая заявка на расширение аудитории. Это высокобюджетная ретрокомедия с довольно причудливым чувством юмора, снятая в копродукции между Швейцарией, Францией и Португалией. При этом, как и в предыдущих фильмах Байера, никуда не делось ощущение, что на съемочной площадке собрались только свои люди. В главной женской роли — звезда молодого французского кино, режиссер Валери Донзелли, в эпизодах — другие знакомые европейские режиссеры: Серж Бозон, Жан-Стефан Брон и сам Байер. Пожалуй, вот этот фильм прежде всего хотелось бы увидеть на московских экранах.

Кадр из фильма «Хамелеон»

Кадр из фильма «Хамелеон»

В завершение хотелось бы рассказать о главном русском следе на фестивале. Во втором по значимости конкурсе участвовала картина азербайджанско-русского производства (с русской стороны — студия Vita Activa Юлии Мишкинене) — «Хамелеон» Эльвина Адыгозела и Руфата Гасанова. Последний учился и работал в Америке, в том числе вместе со Спайком Джонзи на Vbs.tv, а также проходил стажировку на телеканале «Дождь», после чего отправился в Баку, чтобы снять «Хамелеон» — свой первый полнометражный фильм. Фильм пусть и не получил призов, но заслуживает внимания как пример удачного в фестивальном отношении независимого кино, которое возможно и в России. «Хамелеон», в котором сын возвращается из России в Баку для продажи дома отца и лицом к лицу сталкивается со своим прошлым, можно будет увидеть в Москве уже осенью — создатели фильма сейчас ведут переговоры с организаторами нескольких столичных кинофестивалей.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше