Сеанс одновременного суда В Мурманске арестовали членов экипажа «Арктик Санрайз»: репортаж «Ленты.ру»

Заседание Ленинского районного суда

Заседание Ленинского районного суда. Фото: Ефим Лукацкий / AP

В четверг, 26 сентября, Ленинский районный суд Мурманска определил меру пресечения для членов экипажа «Арктик Санрайз». На этом судне активисты Greenpeace 18 сентября подошли к российской нефтяной платформе «Приразломная» и пытались взобраться на нее. Вскоре «Арктик Санрайз» был захвачен спецназом ФСБ и отбуксирован в Мурманск; членов экипажа поместили в СИЗО. К обеду Ленинский суд арестовал на два месяца семерых членов международного экипажа (из 30-ти), в том числе российского фотожурналиста Дениса Синякова. Для остальных активистов СК РФ попросил вынести ту же меру пресечения. «Лента.ру» следила за тем, как это происходило.

Здание суда с облупившимся фасадом находится недалеко от памятника Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны. В Мурманске этот монумент называют «Алеша». Памятник стоит на сопке Зеленый мыс, одной из самых высоких точек в городе и единственной, откуда можно увидеть ледокол «Арктик Санрайз», стоящий на рейде.

В зал суда не пускают ни дипломатов (из Нидерландов, Дании, Норвегии, Аргентины, США, Италии — среди активистов есть граждане этих стран), ни адвокатов, ни журналистов, поэтому все теснятся в холле у дверей. Дипломаты делятся друг с другом новостью, что заседания будут проходить одновременно в шести залах, по пять человек на каждого судью. Консул из Великобритании приветствует коллег фразой «Nice to meet you again».

Активистка Greenpeace Мария Фаворская рассказывает, что консулы несколько дней назад смогли подняться на судно и переговорить со своими согражданами. Еще одна встреча состоялась вечером накануне заседания. По словам Фаворской, консулу Аргентины пришлось простоять пять часов под дождем возле здания местного Следственного комитета, чтобы получить разрешение на встречу. В конце концов он его получил, но, приехав в Североморск (25 километров от Мурманска), где находился активист, консул выяснил, что это закрытый город и внутрь пускают только по специальному пропуску. «Двойная тюрьма получается», — говорит Фаворская.

Сам консул Аргентины в России Хорхес Убенико, улыбчивый и разговорчивый, уверяет корреспондента «Ленты.ру», что «понервничал, но вопросы все решил». «Наших двое на корабле было. Нет претензий к властям по их работе сейчас. Все консулы решили поставленные задачи — все со своими встретились. Конечно, все это вообще неприятная ситуация, но уже не нервничаем. Я нервничал вчера до 11 ночи, пока не дали встретиться с моим человеком в Североморске. Мы приехали туда до КПП, дальше не пустили. Тогда нашего человека привезли на КПП, и мы поговорили. У него все нормально».

Тем временем адвокаты просят консулов составить письменные поручительства на своих сограждан. Вместе они обсуждают, что будет, если активистов отпустят под подписку о невыезде. Один из дипломатов предлагает отправить всех на «Санрайз»: «Судно является голландской территорией. Нужно только, чтобы Голландия разрешила» (при этом «Арктик Санрайз» ходит под голландским флагом).

Начало заседания задержалось больше чем на два часа. Первый автобус привез четверых членов экипажа из Кольского исправительного изолятора. Одним из них был фотограф Денис Синяков; заходя в зал, он обронил: «Спасибо и привет». Через несколько минут журналистов и консулов пустили в здание суда.

* * *

Романа Долгова, руководителя арктической программы Greenpeace, вводят в зал в наручниках. Снимают их, когда он оказывается в клетке. Журналистка с ТНТ замечает: «Надеюсь, будет кричать "Свободу попугаям" и рвать на себе куртку». Долгов говорит «Ленте.ру»: «На мой взгляд, да на взгляд всех нас, обвинение абсурдно». «Завладение имущества, которое нам вменяют… Этой махиной завладеть? Как? Говорят про то, что было оружие у активистов. Невозможно такое. Greenpeace — мирная организация, которая проводит только ненасильственные акции. Не может быть даже никаких угроз насилия. А на корабле моя задача была быть экспертом — отвечать на звонки журналистов про нефтяное загрязнение. Я никуда с борта не сходил, не плавал. Сейчас у меня нормальные условия, лучше, чем я ожидал. Но могут быть нормальными условия с ограничением свободы? Я в первый раз в таком положении оказался», — рассказал Долгов.

Роман Долгов во время заседания суда

Роман Долгов во время заседания суда

Фото: Игорь Подгорный / Greenpeace / AFP

После установления личности судья Кривоносов спросил, с какого момента Роман Долгов находится под стражей. Активист рассказал, что его привезли в Мурманск 24 сентября. «Но фактически считаю, что меня задержали 19 числа, когда ледокол был захвачен спецназом и пограничниками, после чего у нас были изъяты без протокола личные вещи», — добавляет он.

Член следственной группы Александр Власов зачитывает по бумажке, почему Долгова нужно оставить под стражей. Он говорит, что Долгов действовал в составе организованный группы и под видом правозащитной деятельности принял участие в захвате «Приразломной», игнорировал предупреждения пограничников. Следователь рассказывает, что активисты атаковали «Приразломную» на пяти катерах, по два человека в каждом. «Угрожая, пытались высадиться на судно в целях совершения самовольных управленческих решений на платформе, что могло повлечь угрозу экологической безопасности». Он отмечает, что в целях интереса расследования все участники должны находиться под стражей. Долгов, по его мнению, может скрыться, потому что не раз бывал за границей и имеет загранпаспорт. «Может выехать в другую страну, сесть там на корабль и опять напасть на "Приразломную"», — заключает Власов.

Задать вопросы по поводу судна или того, что происходило на нем, судья Долгову не позволил. «Вопрос снимается, мы сейчас не исследуем доказательства», — объяснил он. Судья Кривоносов просит следователя дать пояснения относительно времени задержания активиста. Следователь отвечает, что после отказа капитана судна добровольно проследовать в Мурманск пограничникам пришлось доставить корабль в порт, но Долгов задержан 24 сентября.

Платформа «Приразломная» в Печорском море — первая российская арктическая нефтяная платформа. Reuters отмечает, что лицензию на освоение месторождения от «Газпрома» в будущем получит «Газпром-нефть», которая вложила в проект уже три миллиарда долларов. Добыча на Приразломном месторождении должна была начаться в конце 2013 года после задержек, которые «Газпром» объяснял техническими сложностями. Greenpeace настаивает на том, что начинать добычу с «Приразломной» опасно, поскольку велика вероятность разлива нефти. В 2012 году активисты этой организации уже устраивали акцию на платформе — тогда они провели в подвешенных на ней палатках 15 часов.

По просьбе Долгова судья зачитывает показания свидетеля, пограничника Марченкова: «17 сентября на индикаторе обнаружили судно в Баренцевом море. Определили, что это судно "Санрайз", приблизились к нему, судно двигалось. Капитан ответил, что не будет заходить в экономическую зону Российской Федерации. Потом судно начало движение к "Приразломной", но не входило в ее зону до 18 сентября. Потом мы увидели спуск водяных лодок. Они натянули баннеры, на которых было написано на русском языке "Спасите Арктику". Судно продолжало двигаться вокруг "Приразломной". Подплыли, сделали попытку проникновения на платформу. В 17:11 оказывают противодействие нашим лодкам. На платформу попытались подняться двое альпинистов. Они были сняты. В 18:02 их подняли на борт военного корабля. Остальные лодки уехали к "Санрайзу". Мы потребовали их остановиться и принять осмотровую группу. Капитан судна отказался становиться в дрейф. В 18:50 началась погоня за судном и его задержание. Потом спецподразделение заняло судно».

Когда судья передал слово Долгову, тот возразил: «Из того, что вы зачитали, никто из свидетелей не указывает на меня. И я могу сказать, что меня там не было. При моей комплекции опасно в лодках плавать». Он сказал, что не мог совершать никаких противоправных действий, поскольку находился на ледоколе, за три километра от «Приразломной». «Нас задержали в международных водах на борту судна. Мы добрались до наших кают только через 12 часов. Ждали в столовой, пока закончится весь обыск. Перерыли все сверху до низу. Мы находились в роли задержанных. Не было и нет средств связи. С нами всегда находились сотрудники погранохраны. Еще хочу довести до сведения суда, что заграна у меня нет, его изъяли с другими личными вещами — так что выехать за границу я не смогу». Долгов попросил отпустить его под подписку о невыезде, обещав приезжать по первому вызову из Москвы, и предложил залог в 750 тысяч рублей. После этого судья ушел на перерыв.

Денис Синяков перед заседанием суда

Денис Синяков перед заседанием суда

Фото: Reuters

В соседнем зале в клетке сидит активист Greenpeace, улыбчивый британец в наручниках. Разговаривать с ним не позволяют судебные приставы. Активисты «Гринписа», находящиеся во всех залах, пишут в твиттере, что обвинения всем зачитывают одинаковые.

Первым решение по мере пресечения вынесли фотожурналисту Денису Синякову, который работает с «Гринписом» по контракту (на «Арктик Санрайз» он подготовил фоторепортаж про акцию для «Ленты.ру»). Его оставили под стражей на два месяца, до 24 ноября 2013 года. Романа Долгова судья также арестовал на два месяца.

Аналогичные меры пресечения получили активисты из Канады (Пол Рузицки), Новой Зеландии (Дэвид Хауссманн и Джонатан Битчемп), Польши (Томаш Джемайнчук), Франции (Франческо Пизано). При этом гражданин США и Швеции Дмитрий Литвинов задержан еще на 72 часа — суд решил, что представленных доказательств для ареста недостаточно.

К моменту сдачи этого текста Ленинский районный суд Мурманска решал вопрос о мере пресечения для остальных членов экипажа «Арктик Санрайз».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше