Вы в детстве спорили о том, кто круче, Шварценеггер или Сталлоне? Мы — да. Побеждал (во многом благодаря ролям в фильмах Кэмерона и Верховена) Шварценеггер. О том, что кино «Рокки» со Сталлоне получило три «Оскара», мы просто не знали — а даже если бы и знали, это вряд ли поменяло бы нашу точку зрения. С позиций 2000-х этот спор, конечно, кажется смешным. Слай и Шварц — не соперники, а коллеги, они занимаются общим делом, развлекают публику. В 2010-м на экраны вышел фильм «Неудержимые», в котором впервые были заняты оба актера — каждому из них на тот момент было уже за 60. Оба, видимо, остались довольны результатом и решили продолжить сотрудничество. Дальше пошло по накатанной: в 2012-м — «Неудержимые 2», на 2014-й запланирована премьера «Неудержимых 3», а прямо сейчас в прокат выпускают экшн-триллер «План побега».
В «Плане побега» Сталлоне играет Рэя Бреслина, специалиста по безопасности, который зарабатывает на жизнь побегами из различных тюрем. Сумев покинуть очередное такое учреждение, Бреслин затем объясняет тюремному руководству, где оно прокололось. Рэй даже опубликовал книгу, разъясняющую, как именно нужно строить здания для содержания преступников. Однажды Бреслин получает особо секретный заказ на проверку некой засекреченной тюрьмы. Клиент обещает заплатить вдвое большую сумму, чем обычно, однако требует, чтобы Рэй не сообщал коллегам, куда именно отправляется.
Впрочем, у Бреслина и не оказывается возможности оповестить коллег. Его хватают на улице, усыпляют, сделав укол в шею, и в себя Рэй приходит уже в камере — стеклянном аквариуме в нескольких метрах над полом. Сама тюрьма вроде бы находится под землей и вообще, кажется, прибыла в наше время из далекого будущего. Сбежать из нее невозможно — впрочем, из этого не следует, что даже и пытаться не стоит. И Бреслин пытается — в компании с еще одним заключенным, Эмилем Роттмайером, отбывающим срок за пособничество какому-то загадочному современному Робин Гуду. Именно Роттмайера и играет Шварценеггер.
Во-первых, хочется отметить, что «План побега» — это первый фильм, в котором в полной мере заняты и Сталлоне, и Шварценеггер. Один играет главного героя, другой — второстепенного, но оба действительно задействованы в сюжете, обоим уделяется достаточное экранное время. Посмотрим правде в глаза: в «Неудержимых» Шварценеггер просто ненадолго заходит в кадр — просто так, постоять для красоты. И как первая действительно большая совместная работа двух актеров «План побега» — кино вполне удачное.
То есть понятно, что в сюжете фильма внимательный зритель увидит не просто неувязки, а дыры размером с Большой каньон. О какой-то выдающейся актерской работе, разумеется, говорить не приходится — ни в случае с главными героями, ни применительно к второстепенным персонажам, среди которых — тюремный врач (Сэм Нил) и садист-надзиратель (Джеймс Кэвизел). Очевидно, что в фильме полно клише, хэппи-энд по традиции неизбежен, и не нужно обладать IQ в 200 единиц, чтобы догадаться уже на 15-й минуте, кто на кого работает.
При этом просмотр «Плана побега» все-таки вызывает скорее положительные эмоции. Например, по сравнению со многими другими современными триллерами и боевиками лента относительно сдержана в изобразительных средствах — то есть экран по крайней мере не заливают искусственной кровью доверху (впрочем, для некоторых зрителей это скорее минус). В общем-то, даже рейтинг R (лица до 17 лет допускаются на сеансы только в сопровождении взрослых), присвоенный картине в США, кажется не вполне оправданным. Но главное достоинство «Плана побега» в том, что зрителям в нем объясняют, как при помощи комка размоченной туалетной бумаги можно открыть тюремный замок. А также — как из пакета молока сделать устройство для считывания секретных кодов. А еще — как из очков и ручки сделать секстант. Все трюки, которые Рэй Бреслин выполняет при помощи подручных предметов, воспринимать серьезно совершенно невозможно (но кто сейчас ждет серьезности от фильма с участием Сталлоне и Шварценеггера?), зато их демонстрация на экране способна вызвать приливы незамутненной подростковой радости даже у взрослого человека. Другими словами, глупости — это иногда прекрасно, особенно если создатели фильма сами относятся к своему творению без излишней серьезности.
В общем, в 2013 году на вопрос о том, кто все же круче, Шварценеггер или Сталлоне, можно ответить так: оба постарели. У обоих в фильмографиях давным-давно не было картин, сравнимых с «Рокки» или «Терминатором». Но, если судить по «Плану побега», оба все еще крутые — причем в одинаковой степени.