В Германии в возрасте 90 лет скончался глава кондитерской компании Haribo Ханс Ригель-младший, который управлял семейным бизнесом в течение 67 лет и вывел фирму своего отца на мировой рынок. Недавний военнопленный, он стал руководителем компании в послевоенной Германии, быстро восстановив производство до уровня 30-х годов, а затем превратил семейный бизнес в одну из крупнейших европейских кондитерских фабрик. Ригель-младший считается единственным немецким предпринимателем, которой столь длительный срок — и с немалым успехом — руководил одной и той же компанией. Правда, главным символом Haribo — мармеладными мишками — компания все же обязана своему основателю Хансу Ригелю-старшему.
Компания Haribo появилась в Германии в 1920 году. Тогда она представляла собой просто-напросто кухню на заднем дворе одного из домов в пригороде Бонна, которую купил 27-летний кондитер Ханс Ригель-старший для изготовления собственных конфет. В том же году он зарегистрировал свою мини-фабрику под брендом Haribo, сложив это название из первых букв своего имени и фамилии, а также названия города Бонна (HAns RIegel BOnn). В следующем году молодой предприниматель женился на Гертруде Вианден, которая стала первой сотрудницей его кондитерской. Первое время они вместе готовили сладости и развозили их клиентам на велосипеде.
В 1922 году Ханс Ригель начал выпускать мармеладных мишек, которые в будущем прославили его компанию. Правда, поначалу они выглядели несколько иначе, чем сейчас. Фигурки были крупнее и тоньше. Они назывались «танцующие медвежата», поскольку должны были вызывать ассоциации с дрессированными медведями, которые в XIX веке выступали на сезонных ярмарках и других уличных праздниках в Германии. За один пфенниг в тогдашней Веймарской республике можно было купить две конфеты.
Помимо «танцующих медвежат», у Ханса Ригеля был еще один хит продаж: мармеладные «сладкие чертята». Они тоже до сих пор входят в ассортимент Haribo. Вскоре кондитер придумал еще и сладости из лакрицы в форме палочек и улиток, а затем среди «танцующих медвежат» из фруктового жевательного мармелада появились бурые лакричные медвежата. В 30-х годах к продукции Haribo добавились еще и мармеладные мишки Тедди, которые тогда набирали популярность.
Спустя десять лет Haribo знали по всей Германии. Под руководством Ханса Ригеля работали около 160 человек. По легенде, последний германский император Вильгельм II, к тому времени уже находившийся в изгнании, утверждал, что мармеладные мишки из Бонна — это лучшее, что смогла создать Веймарская республика.
Еще до прихода к власти нацистов Ханс Ригель успел достроить большое здание кондитерской фабрики в Бонне. Судя по всему, он не был ярым поклонником Гитлера и старался держаться подальше от политики. Впрочем, избежать контактов с нацистскими структурами было невозможно, и в итоге фабрика вошла в объединенный профсоюз работников и работодателей «Германский трудовой фронт», а также в Национал-социалистическую организацию производственных ячеек. Сам Ханс Ригель вступил в НСДАП только в 1944 году.
Несмотря на отсутствие тесных контактов с нацистской элитой, бизнес Haribo не только не пострадал, а продолжал процветать. К началу войны в компании работали уже почти 400 человек.
Однако сама Вторая мировая война едва не поставила крест на предприятии: тогда всем было не до сладостей, да и сырья для их производства стало невозможно достать. Не дожив нескольких месяцев до конца войны, Ханс Ригель-старший скончался, по всей видимости, от сердечной недостаточности в возрасте 52 лет. Его сыновья Ханс и Пауль в это время находились на войне и попали в плен, откуда вернулись только в 1946 году. От Haribo впоследствии требовали компенсаций за принудительный труд, который якобы использовался на фабрике в военное время, однако компания категорически опровергла подобные обвинения. Судя по тому, что судов за этим не последовало, доказательств, видимо, так и не нашлось.
Братья приняли бизнес отца всего с 30 сотрудниками. Ханс Ригель-младший взялся за маркетинг и сбыт, а его брат Пауль — за производство. Им удалось поднять компанию с фантастической скоростью: в 1950 году на них работали уже около тысячи человек.
В 1960 году братья решили выпустить на рынок обновленных «танцующих медвежат». Так хит довоенного времени в ассортименте Haribo сменили «золотые мишки», которые стали меньше по размеру и заметно упитаннее своих предшественников. Спустя семь лет братья запатентовали своих мармеладных «золотых мишек» как товарный знак фирмы Haribo.
Компания Haribo славится еще и тем, что все время пробует новые рекламные ходы, чем во многом обязана изобретательности и неутомимости Ханса Ригеля-младшего. Одно из мероприятий, которые проводит Haribo каждый год, стало традиционным еще в середине 1930-х годов, когда Ханс Ригель-старший решил раздавать детям конфеты в качестве вознаграждения за какую-то работу. Сейчас каждый год Haribo меняет мармелад на собранные детьми каштаны и желуди. За десять килограммов каштанов или пять килограммов желудей можно получить один килограмм конфет. В таких соревнованиях участвуют обычно десятки тысяч человек, причем не только семьи, но и детские дома.
Компания использует и другие средства рекламы. Например, во Франции в городе Изес открыт музей Haribo, а по городам Германии ездит выставка, посвященная ее продукции. Реклама фирмы размещается на гоночных машинах и самолетах, а обладатели iPhone и iPod могут загрузить приложения Haribo.
В это же время компания начала активно расширяться, открывая филиалы в различных странах мира. Строго говоря, первый такой зарубежный филиал был открыт еще в конце 1920-х годов в Дании, однако основная экспансия развернулась уже в послевоенное время. Постепенно фабрики открывались в Голландии, Бельгии, Франции, Великобритании, Австрии, США, Италии, Испании, а также в скандинавских и восточноевропейских странах. Компания продолжает расширяться до сих пор: в 2001 году Haribo заявила о себе в Турции, купив местную кондитерскую фабрику, а в последние несколько лет открыла филиалы в Австралии, Португалии и России.
Все эти годы после смерти основателя фирмы фактически ею управлял Ханс Ригель-младший. Судя по рассказам людей, которым приходилось с ним работать, он был упрямым и в каком-то смысле авторитарным. Он стремился контролировать абсолютно все, и даже мельчайшие детали не проходили без его разрешения. Нетрудно представить, что он был совершенно не в состоянии полностью передать управление компании в чьи-то руки даже в преклонном возрасте. В свои 90 лет он каждый день приезжал в офис в Бонне. Только летом 2013 года, после операции на головном мозге (ему удалили доброкачественную опухоль), Ханс нанял менеджера, никак не связанного с семейством Ригель, — тот должен был представлять кондитера в Германии.
Еще одной особенностью Ригеля-младшего было категорическое нежелание сотрудничать с банками, поэтому Haribo с 1950-х годов не брала кредиты, а оплачивала все нововведения с текущего счета. Такой подход Ригель-младший объяснял тем, что в 1950 году они с братом едва не потеряли отцовский бизнес именно из-за банкиров. Кондитеры на несколько дней просрочили выплату из-за того, что клиент вовремя не оплатил свой заказ. В итоге на фабрику пришли представители банка Sparkasse Bonn, все опечатали и буквально на каждом мешке с сахаром наклеили таблички «Собственность Sparkasse Bonn». С тех пор Ханс Ригель решил, что больше не позволит чужим людям вмешиваться в дела его семьи.
В последние годы компанией управлял Ханс Ригель-младший вместе с сыновьями своего брата Пауля, который скончался в 2009 году. Сам он был женат на Анне-Марии Бишоф, которая на 40 лет младше его; детей у них не было. За свою жизнь кондитер нажил огромное состояние: по оценкам Forbes за 2010 год, его активы оценивались в 1,2 миллиарда долларов.
Сейчас на компанию Haribo, начинавшейся с кухни на задворках Бонна, работают около шести тысяч человек, а ее фабрики расположены в 15 странах мира. Мармеладные мишки продаются более чем в 100 странах мира и для многих стали таким же синонимом жевательных конфет, как слово «памперс» стало синонимом подгузников, а «джип» — внедорожного автомобиля.