Полис недоступности Главный проект Обамы оказался на грани срыва

Барак Обама на пресс-конференции, посвященной реформе здравоохранения, 2009 год

Барак Обама на пресс-конференции, посвященной реформе здравоохранения, 2009 год. Фото: J. Scott Applewhite / AP

Введение в США новой системы медицинского страхования, которую Барак Обама с таким трудом защитил от нападок республиканцев, оказалось на грани срыва. Причиной стали неполадки в работе электронной системы для приобретения страховых полисов. Допустив технический просчет, демократы могут нанести своему главному проекту едва ли не больший ущерб, чем консерваторы.

Готовить реформу системы здравоохранения Барак Обама начал в 2009 году, сразу после избрания президентом. О необходимости преобразований он заговорил еще в преддверии выборов — правда, с тех пор концепция проекта несколько изменилась. Главной целью его программы объявлялось обеспечение доступным медицинским обслуживанием как можно большего числа граждан. При существующей схеме из-за крайней дороговизны медицинских услуг и страховых полисов позволить себе обратиться за квалифицированной врачебной помощью могут далеко не все.

На сегодняшний день полисов медицинского страхования в США лишены от 32 до 45 миллионов человек при более чем 300-миллионном населении. В основном это люди с невысоким доходом, которых работодатель не обеспечил страховкой и которые не могут позволить себе ее купить. Кроме того, полисов нет у безработных. Правда, часть малоимущих попадают под действие программы Medicaid, созданной специально для оказания медицинской помощи людям с низкими доходами. Однако она имеет определенные ограничения, и многие небогатые американцы не охвачены ею.

Главным препятствием на пути Обамы к проведению реформы стала непримиримая позиция его оппонентов из Республиканской партии. По их мнению, предложенные президентом меры не только не улучшат, но даже ухудшат существующую систему здравоохранения. Обоснований такому развитию событий было высказано великое множество — начиная с того, что резко увеличится число пациентов и врачи с их потоком просто не справятся, и заканчивая огромными расходами на проект, которые приведут к еще большему разрастанию и без того непомерного госдолга.

Стоимость новых полисов медицинского страхования сильно разнится в зависимости от их категорий и штатов, где проживают пациенты. Всего предлагаются четыре категории страховок — бронзовые, серебряные, золотые и платиновые. Чем дороже полис, тем большим количеством услуг он позволяет воспользоваться. Кроме того, более дорогие тарифы предполагают меньший объем дополнительных выплат за предоставление медицинской помощи. По данным из открытых источников, дешевле всего страховка стоит в одном из округов Оклахомы, где ежемесячные взносы за бронзовый полис составляют 100 долларов. Между тем в пригороде Вашингтона золотой тариф обойдется в 1900 долларов в месяц. Отказать клиенту в обслуживании на основании того, что у него обнаружены хронические заболевания, из-за которых он будет нуждаться во врачебной помощи постоянно, страховые компании не имеют права.

Уже сейчас при покупке полиса граждане могут воспользоваться государственными субсидиями. Их размер рассчитывается исходя из доходов индивидуального покупателя или его семьи. Исключение составляют люди, находящиеся за чертой бедности, которые на получение субсидий не имеют права. На большей части территории США человек считается неимущим, если его годовой доход составляет менее 11490 долларов. В случае если речь идет о семье из трех человек, то ее совокупный доход не должен превышать 19530 долларов в год. Те, у кого нет возможности купить страховой полис, имеют право на медицинское обслуживание в рамках программы Medicaid, действие которой в соответствии с условиями реформы должно быть расширено.

Одной из ключевых претензий, выдвинутых республиканцами, стала попытка президента покуситься на святое — свободу выбора. Поводом обвинить президента в столь кощунственном для американцев намерении оказался главный пункт всей реформы: в соответствии с ним граждане под угрозой штрафа обязаны будут приобретать полис медицинского страхования. Сыграть на неприятии американцами любых форм принуждения республиканцы попытались уже после того, как в 2010 году проект реформы прошел через Конгресс и был подписан Обамой. Подав целый ряд исков в Верховный суд, они, в частности, указали, что условия программы фактически позволяют государству вторгаться в частную жизнь граждан. Однако высшая судебная инстанция страны этот довод не приняла и в 2012 году оставила положение об обязательном приобретении полисов в силе.

Насколько упорным было противостояние между демократами и республиканцами, можно судить по недавним событиям, когда из-за неготовности обоих лагерей идти на уступки страна полмесяца провела в состоянии бюджетного кризиса. Не желая допускать скорого введения новой системы медицинского страхования (она должна вступить в силу уже в 2014 году), республиканцы в Палате представителей потребовали отложить ее на год, отказавшись утверждать проект бюджета.

Администрация Обамы сочла отсрочку неприемлемой, и с 1 по 17 октября федеральное правительство было фактически лишено финансирования, а в неоплачиваемые отпуска отправились около 800 тысяч госслужащих. Однако в конечном итоге компромисс был найден: демократы согласились изменить некоторые некритические параметры финансирования реформы, а обсуждение потолка госдолга (о котором стороны также не могли договориться) было отодвинуто на январь 2014 года.

Несмотря на то что многочисленные попытки республиканцев заблокировать реформу успехом не увенчались, им удалось нанести администрации Обамы по меньшей мере два существенных удара. Во-первых, в преддверии запуска площадок по продаже полисов некоторые контролируемые консерваторами штаты приняли законы, существенно осложнившие доступ граждан к информации о страховочных тарифах. К примеру, власти Флориды, Миссури, Джорджии и Огайо всячески затягивают лицензирование так называемых навигаторов — людей, в чьи обязанности входит объяснять покупателям полисов различия между тарифными планами и помогать им в выборе оптимального варианта.

В результате во Флориде на четыре миллиона жителей, не имеющих страховок, приходится всего 39 навигаторов, в то время как запросы еще 113 претендентов на эту должность по-прежнему находятся в стадии рассмотрения. Кроме того, власти штата запретили навигаторам доступ в медицинские учреждения, существенно сократив шансы пациентов получить квалифицированную консультацию. Между тем, как свидетельствуют опросы, многие американцы не задумывались о покупке полисов лишь по той причине, что не обладали всей полнотой информации о них.

Второй удар, куда более чувствительный, республиканцы нанесли опосредованно. Они сумели убедить Верховный суд отменить положение, которое обязывало штаты увеличить охват программы Medicaid. Получив свободу выбора, 25 штатов отказались расширить программу помощи бедным — даже несмотря на то, что две трети расходов пообещал взять на себя Вашингтон.

Заложниками такой ситуации оказались миллионы американцев, которые находятся за чертой бедности и не могут претендовать ни на государственные дотации для покупки медицинского полиса (для этого их доход слишком мал), ни на помощь в рамках существующей схемы Medicaid. Правда, штрафы за отсутствие страховки им не грозят, но это вряд ли может служить большим утешением.

Операционная в медицинском центре Университета Миссисипи. Миссисипи стал одним из 25 штатов, власти которых отказались расширять программу Medicaid.

Операционная в медицинском центре Университета Миссисипи. Миссисипи стал одним из 25 штатов, власти которых отказались расширять программу Medicaid.

Фото: Jonathan Bachman / Reuters

Тем не менее, несмотря на все эти неприятности, Обама одержал над противниками принципиальную победу и, казалось бы, мог вздохнуть спокойно. Однако к моменту, когда республиканцы сдались, стало ясно, что президенту, возможно, не стоило так торопиться со стартом программы. Первого октября, в день, когда в стране наступил бюджетный кризис, министерство здравоохранения запустило федеральный сайт торговой площадки, на которой граждане могут купить себе страховой полис. В тот же день система рухнула: тысячи пользователей жаловались, что не могут авторизоваться, а без этого невозможно было сделать практически ничего.

Администрация президента бросила на устранение неполадок огромный штат разработчиков, но существенных сдвигов до сих пор нет. За три недели, прошедшие с момента запуска площадки, на ее сайте побывали десятки миллионов пользователей, однако приобрести страховки удалось, по некоторым данным, менее чем миллиону человек. Вот как работа сайта была описана в материале The New York Times: «Журналисту The New York Times... удалось зарегистрироваться 1 октября в шесть утра. На протяжении 11 дней она пыталась войти в систему 40 раз, однако у нее так ничего и не получилось. Во время последней попытки экран просто стал черным».

В СМИ один за другим выходили разгромные материалы, но Обама выступил с комментариями лишь 21 октября. Объявив, что он страшно зол на разработчиков, президент заверил, что все «глюки» устранят и сайт обязательно заработает в полную силу. Впрочем, к тому моменту было уже ясно, что речь идет вовсе не о «глюках», как выразился Обама, а о системных недоработках. Если не вдаваться в технические подробности, причиной всех бед стала неспособность программистов в короткие сроки обеспечить функционирование гигантской базы данных, к которой привязана система, — она оказалась не готовой к массовой обработке запросов. Кроме того, выяснилось, что многие из уже оформленных заказов были обработаны с ошибками.

По данным источников в администрации президента и страховых компаниях, на выполнение поставленной задачи у разработчиков было попросту слишком мало времени. По словам министра здравоохранения США Кэтлин Сибелиус, на программистов обрушился такой объем работы, что без особых трудностей с ним можно было бы справиться только за пять лет. Между тем в реальности времени у них было куда меньше: по некоторым сведениям, ряд принципиальных решений администрация президента приняла только после выборов в ноябре 2012 года. Ситуация усугубилась еще и тем, что от разработки собственных площадок отказались 36 штатов, а первоначальным проектом это предусмотрено не было. В результате продажа полисов в этих регионах была организована на базе все той же федеральной системы.

Согласно условиям программы, новые страховки начинают действовать с 1 января 2014 года, причем приобрести их без страха быть оштрафованным можно до 31 марта 2014 года включительно. Времени остается еще немало, однако когда именно система будет приведена в рабочее состояние, не берется сказать никто. В связи с этим республиканцы, для которых фиаско их оппонентов стало настоящим подарком, уже готовятся выдвинуть предложение об отсрочке ввода системы в эксплуатацию. По мнению сенатора от Флориды Марко Рубио, ее следует запустить через полгода после устранения всех неполадок.

Для демократов подобный сценарий совсем нежелателен: несмотря на очевидность провала, перенос сроков реформы будет равнозначен официальному признанию собственного непрофессионализма. Особенно глупо Обама будет выглядеть с учетом того, на какие меры он пошел ради безотлагательного введения новых полисов.

Тем временем многие обозреватели не скрывают своего пессимистичного настроя. В частности, согласно одному из сценариев, сбои в работе системы могут привести к тому, что большинство американцев, не имеющих страховок, просто махнут рукой и ничего покупать не будут. А это, в свою очередь, чревато перекладыванием расходов на их медобеспечение на плечи нынешних обладателей страховок, а также тех, кто все-таки решится их приобрести. В конечном итоге такое развитие событий вообще может привести к крушению всего рынка медицинского страхования — то есть к тому, чем американскую общественность уже давно пугали республиканцы.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше