На первый раз прощается Российские суды перестали массово лишать водителей прав за «встречку»

Фото: doroga76.ru

Статистика Верховного суда РФ по итогам первого полугодия 2013 года показала, что суды общей юрисдикции взыскали с водителей вдвое больше штрафов, чем годом ранее. Причиной этому, как ни парадоксально, стало законодательное послабление: судьи получили возможность штрафовать водителей за выезд на встречную полосу, а не лишать их прав, как было раньше. «Лента.ру» разобралась в том, как либерализация закона сказалась на судебной практике.

В октябре 2013 года судебный департамент при Верховном суде (ВС) России подготовил сводные статистические сведения о том, какие решения принимали суды общей юрисдикции за первые шесть месяцев текущего года: с 15 января по 15 июля. В части, посвященной делам об административных правонарушениях, есть целый раздел, рассказывающий о том, какие наказания применялись к нарушителям правил дорожного движения (ПДД). Ключевой стала сумма наложенных штрафов: 730 миллионов рублей за полгода — вдвое больше, чем за первое полугодие 2012 года (366 миллионов рублей).

Такое резкое увеличение штрафов даже в ГИБДД не решились объяснить однозначно, сославшись лишь на возможное желание судов наказывать водителей более жестко. В пользу версии об ужесточении говорил и тот факт, что общее число привлеченных к ответственности по «автомобильным» статьям выросло с 2012 года всего на 0,71 процента: с 692 до 698 тысяч человек.

Здесь необходимо оговориться, что судебные штрафы не стоит путать с теми постановлениями, которые выписывают сотрудники ГИБДД. За тот же период — с января по июль 2013 года — инспекторы выписали штрафов на 12 миллиардов рублей. В судах же дела о нарушении ПДД рассматриваются лишь в некоторых случаях, четко определенных Кодексом об административных правонарушениях (КоАП): если в результате аварии пострадали люди, нарушителю грозит лишение прав и так далее.

Свою роль в удвоении суммы штрафов, которые суды накладывают на водителей, сыграли и две другие статьи КоАП: нарушение правил установки световых и звуковых сигналов (12.4) и управление автомобилем, эксплуатация которого запрещена (12.5). По обеим статьям штрафы за первое полугодие 2013 года выросли втрое по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Такой скачок, по всей видимости, объясняется ужесточением законодательства о такси. Весной 2012 года в России приняли закон, по которому на перевозку пассажиров в легковом автомобиле требуется разрешение. Как следствие, инспекторы ГИБДД начали устраивать массовые рейды и искать тех, кто незаконно установил на своей машине желтый фонарь с «шашечками».

Именно изменение одной «лишенческой» статьи и привело к тому, что число штрафных постановлений удвоилось. Около половины всех назначенных штрафов (324 миллиона рублей) пришлось на статью 12.15 КоАП, а точнее ее четвертую и пятую части. Общая сумма денежных санкций по этой строке статистики по сравнению с 2012 годом выросла почти в 34 раза (!), составив 86 процентов общего прироста всех наложенных штрафов.

Речь идет о наказании за неправильное расположение автомобиля на дороге. Четвертая часть этой статьи посвящена выезду на встречную полосу в нарушение ПДД. По количеству изъятых водительских удостоверений в 2012 году (203 тысячи штук) она уступала только «пьяной езде» (434 тысячи) и отказу от медицинского освидетельствования на состояние опьянения (233 тысячи). Такая строгость судей была связана с тем, что за выезд на «встречку» предусматривалось исключительно лишение прав на срок от четырех до шести месяцев, а штрафом в пять тысяч рублей могли отделаться лишь те водители, кого на «чужой» полосе «поймала» видеокамера (автоматическим комплексам фиксации нарушений по закону не доверяют лишение прав).

Ситуация кардинальным образом изменилась с 1 января 2013 года, когда в силу вступил федеральный закон 252-ФЗ. Документ переписал четвертую часть статьи 12.15, в которой теперь появилась альтернатива: либо штраф, либо лишение прав (суммы и сроки оставили прежними). Предыдущая формулировка с однозначным лишением (теперь уже на 12 месяцев) перекочевала во вновь созданную пятую часть статьи — наказание за повторный выезд на «встречку» в течение года после аналогичного нарушения (при лишении прав срок отсчитывается с момента их возвращения). Норму в пять тысяч рублей «автоматического» штрафа за повторное нарушение в законе также сохранили.

Эти изменения, как рассказал «Ленте.ру» автор закона, заместитель председателя комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, стали альтернативой системе штрафных баллов за многократные нарушения ПДД. «Встречка встречке рознь. Одно дело — встречка на Кутузовском в час пик, другое дело — на пустынной улице, не имеющей разметки или с занесенной снегом разметкой. Если судья видит, что в силу объективных и субъективных причин это деяние не представляло угрозы, а в истории водителя не было штрафных отягощений, то он ограничивается штрафом», — добавил он.

Количество случаев, в которых судьи стали ограничиваться штрафом, действительно многократно возросло. В 2012 году на штрафы по статье 12.15 приходилось только 4 процента судебных решений — речь, очевидно, идет о попытках автовладельцев оспорить автоматические квитанции от камер. В первом полугодии 2013 года штрафами в суде отделались уже 82 процента водителей.

Общее количество наказанных за выезд на «встречку» за указанный период снизилось на 10 процентов (на 9 тысяч человек). Это, по всей видимости, объясняется тем, что если раньше в суд поступали все дела такого рода, то теперь у инспекторов ДПС появился выбор — либо штрафовать водителей самим, либо ходатайствовать о лишении прав в суде. В то же время оправдывать водителей, заподозренных в выезде на встречную полосу, судьи стали гораздо реже. Если в первом полугодии 2012 года было прекращено производство 4,5 процента всех рассмотренных дел, то год спустя эта цифра опустилась до 1,9 процента.

Смягчение санкций за первый выезд на «встречку» стало своего рода отправной точкой на пути либерализации российского автомобильного законодательства. «Принцип повторности как раз предупреждает системные рецидивы», — объяснил депутат Лысаков. Руководствуясь этими соображениями, еще в июле 2013 года депутаты распространили подобную схему и на другие нарушения ПДД — в частности, для наказаний за езду на незарегистрированной машине, превышение скорости и проезд на «красный». Но эти законодательные нормы вступили в силу с 1 сентября, и говорить о том, как они повлияли на дорожную ситуацию, пока рано.

Стоит отметить, что формат статистики ВС не позволяет установить, все ли водители, лишенные прав в 2013 году за выезд на «встречку», были наказаны за повторное нарушение или к столь суровому наказанию судьи прибегали даже при первичном. Сложно судить и о том, как сказалась либерализация санкций за «встречку» на безопасности дорожного движения — можно сказать лишь, что за первые девять месяцев 2013 года количество ДТП по вине водителей снизилось на 1,7 процента. Пока ясно одно: на дорогах остались почти 66 тысяч водителей, которые раньше были бы вынуждены до полугода ходить пешком.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше