Ничего оранжевого В Киеве прошел крупнейший митинг со времен Майдана-2004

Фото: Александр Худотеплый / AFP

Украинский «Евромайдан» — серия акций протеста против отказа руководства страны от присоединения к Европейскому союзу — начался спонтанно. Как только в сети появилась новость о прекращении подготовки к евроинтеграции, социальные сети заполнились призывами выходить на центральные площади городов страны.

Хотя на киевском майдане Независимости люди стали собираться еще в ночь на пятницу, главная акция протеста была назначена на воскресенье. На этот день местная оппозиция заранее согласовала митинг в поддержку евроинтеграции, поэтому организационно и технически все было готово к масштабному мероприятию.

С самого утра люди стали собираться у памятника Тарасу Шевченко на одноименном бульваре. Обычно пустынная станция метро «Университет» была заполнена людьми, немало удивленными числом единомышленников. Правда, одобрительные восклицания сменялись куда менее добродушными по мере приближения к эскалатору: на станции образовалась если не давка, то довольно серьезная толчея.

Те, кто выдержал испытание метро, на улице были вознаграждены сносной погодой (облачно, плюс шесть, безветренно) и приятной компанией: большинство составляли представители среднего класса и молодежь. Из разговоров с этими людьми следовало, что для них интеграция в ЕС несет вполне конкретное и даже прикладное значение: все, как один, жаловались на визы (это, пожалуй, главное) и полную бесперспективность нынешней модели развития страны. На уточняющие вопросы следовал ответ: «Ах да, ну и европейские ценности, конечно, тоже». Хотя откровенных сторонников мультикультурализма и толерантности к секс-меньшинствам корреспонденту «Ленты.ру» отыскать не удалось.

Митинг в центре Киева, 24 ноября 2013 года

Митинг в центре Киева, 24 ноября 2013 года

Фото: Сергей Супинский / AFP

Поскольку организаторами митинга выступили местные оппозиционеры, среди митингующих было немало людей с партийными флагами, что вызвало неудовольствие многих участников. Больше всего участники «майдана» не хотели, чтобы их мероприятие превратилось в очередную политическую акцию. Действительно, подавляющее большинство пришедших на митинг были простыми гражданами, чья позиция была обозначена лишь разноформатными флагами ЕС и Украины, а также самодельными плакатами не всегда цензурного содержания, вроде «Украину — в Европу, Януковича — в ****». Родители, посмеиваясь сами, уводили детей от подобных творений подальше.

Впрочем, общее настроение было веселым и немного злым. Украинцы испытали страшное разочарование из-за действий своих властей, заявивших о приостановке процесса интеграции с ЕС. Один из студентов Киевского университета пояснил это так: «Это как если бы в посольстве вместо австрийской визы вклеили российскую. Так, типа, для Украины будет лучше».

Число недовольных таким поворотом событий быстро росло. Вскоре уже невозможно было понять, сколько вокруг людей. Ясно было, что речь идет о десятках тысяч. Организаторы быстро сообразили, что пора действовать. Они сформировали колонну, которая направилась по бульвару Шевченко вниз, к Бессарабской площади. На одной полосе движения люди не уместились: митингующие шли и по центральной аллее, и по второй полосе. В начале основной колонны активисты несли два огромных флага — ЕС и Украины. Тут же мелькали лица лидеров украинской оппозиции, среди которых по неясным пока причинам отсутствовал Виталий Кличко.

На подходе к памятнику Ленину, который стоит на пересечении Крещатика и бульвара Шевченко, произошел первый инцидент. При приближении колонны из соседних подворотен выскочили несколько десятков бойцов спецподразделения «Беркут». Фотожурналисты, заметив движение, бросились следом за спецназовцами, ожидая, что начнется «винтилово». Однако милиционеры не стали никого задерживать, а лишь взяли в плотное кольцо памятник вождю мирового пролетариата. Подошедшие митингующие, впрочем, и не пытались повредить памятник, но от души потешались над ставшими в кружок беркутовцами, обзывая их обидными словами. Меньше повезло коммунистам, у которых под Лениным стоит дежурная палатка. Зашедшие с тыла украинские националисты палатку снесли, разорвали на части и потоптали. Одного из коммунистов, пытавшегося ее защитить, вытолкнули в толпу. На лице защитника палатки застыл ужас. Однако ничего страшного с ним не произошло: участники шествия дружно закричали «Не трогайте его!», после чего коммуниста, получившего несколько тумаков, отдали милиции.

Тем временем шествие свернуло на Крещатик. По мере приближения к майдану в него вливались все новые участники. Вся главная улица украинской столицы оказалась заполнена людьми, причем хвост колонны все еще тянулся по бульвару Шевченко. На майдане к колонне присоединился еще десяток тысяч, ожидавших начала мероприятия у центральной стелы. На Европейскую площадь, где должно было состояться центральное событие дня — «вече», пришло уже не менее ста тысяч человек. В какой-то момент организаторы осознали, что дело может обернуться давкой, поэтому стали просить людей выходить на окрестные улицы и забираться на прилегающий к площади холм, чтобы избежать ненужных осложнений. Участники довольно быстро разобрались, в чем дело, в результате места хватило почти всем.

Перед началом политической части мероприятия митингующих развлекали украинские музыканты, исполнявшие патриотические песни. На их выступление, правда, люди реагировали вяло: не за тем они пришли на площадь. Единственным исключением стала «Червона Рута», которой с удовольствием подпевали все. Организаторы, пытаясь завести публику, показали фильм про то, как Юлия Тимошенко, Арсений Яценюк и Виталий Кличко изо всех сил тащили Украину в Европу, но злой Виктор Янукович так и не дал им исполнить задуманное. Зрелище, правда, оказалось таким жалким, что никакого энтузиазма у собравшихся не вызвало.

Последовавшие за ним выступления оказались еще хуже. Череда речей о том, что «Украина — это Европа», «Янукович — зек», а «Юле — волю!» была невероятно унылой. Декларации сменялись посулами, посулы — угрозами, угрозы — новыми декларациями. Не слышно было только одного — предложений действовать. А именно этого, судя по настроению людей, они и хотели. Ораторы были очевидно к этому не готовы.

В результате в толпе зазвучало разочарованное «сливают протест». После нескольких часов бессмысленного стояния люди начали понемногу расходиться. Тут-то один из лидеров оппозиции Александр Турчинов, почувствовав изменение настроений, предложил собравшимся «пройтись» к зданию правительства, расположенному в полукилометре от Европейской площади. Уговаривать людей дважды не пришлось: сразу же образовалась колонна, выдвинувшаяся вверх по улице Грушевского. У Кабинета министров митингующих уже ждали несколько сотен «беркутовцев» и ноу-хау украинских властей: свезенные со всей страны «молодые люди спортивного телосложения», в простонародье — «титушки».

Силы уравновешивались тем, что в рядах митингующих мамаши с детьми и хипстеры с айфонами сменились такими же крепышами в камуфлированных штанах и армейских ботинках. Столкновение было неизбежным.

В такой ситуации трудно было сказать, кто первым начал, да и большого значения это не имело. В милиционеров полетели булыжники, по их каскам начали лупить древками флагов. Ответом стали резиновые дубинки и слезоточивый газ. Баллончики с газом нашлись и у демонстрантов: они с энтузиазмом принялись поливать им стражей порядка. Эффекта, правда, большого не было: почти все «беркутовцы» были в противогазах. У здания правительства повисло внушительное облако слезоточивого газа, оказавшееся неприятным сюрпризом для журналистов и простых демонстрантов, не собиравшихся драться.

Взять правительство штурмом не вышло: людей, готовых идти под дубинки, на этот раз оказалось недостаточно. Кроме того, серьезный отпор оказали «спортивные» защитники здания. Колонна, повинуясь какой-то внутренней логике, направилась к зданию администрации президента на узкой и короткой Банковой улице. Власти предусмотрительно перегородили ее несколькими рядами автобусов, перед которыми плотной стеной стоял батальон «Беркута». Задача была ясна: к администрации не должен пройти ни один посторонний человек. Однако в какой-то момент казалось, что волна демонстрантов сметет обе преграды: людей было много, а настрой у них был очень решительный.

Что именно спасло офис Януковича, не очень ясно. Похоже, власти пошли на военную хитрость. В какой-то момент в толпе появились люди с мегафонами, которые на хорошем украинском языке начали убеждать собравшихся, что они совершенно необходимы на Европейской площади. «Мы должны быть кулаком, а не растопыренными пальцами! Все главное сейчас на Европейской», – говорили эти субъекты. На удивленный вопрос корреспондента «Ленты.ру» один из них сказал по-русски: «Просто так надо». Толпа, которой кто-то задал вектор движения, сразу же развернулась и направилась прочь от администрации президента. На месте остались лишь несколько сотен людей, которые никакой опасности для «Беркута» не представляли.

Поскольку на Европейской площади, конечно, ничего не происходило, самые активные вернулись к дому правительства на Грушевского. Все подступы к нему были оккупированы «Беркутом», несколько тысяч людей стояли прямо напротив, время от времени скандируя, что именно они сделают с Януковичем, когда до него доберутся (ничего хорошего не обещали). Несмотря на повисшее в воздухе ощущение острого противостояния, драка не начиналась. Несколько раз демонстранты принимались скандировать «Все сюда!», что недвусмысленно указывало на их намерение устроить новый штурм, однако подошедших было явно недостаточно, чтобы прорвать оцепление. От скуки митингующие принялись швыряться в милиционеров куриными яйцами, однако запас «снарядов» быстро иссяк.

Единственным острым эпизодом этого этапа противостояния стал момент, когда на головы «беркутовцев» с трехметрового парапета свалился неосторожный оператор одного из украинских телеканалов. Не ожидая атаки с воздуха, стражи порядка сначала немного опешили, но быстро пришли в себя и начали лупить чужака дубинками. Ему на выручку пришла корреспондент того же канала: с интонациями пожарной сирены она принялась объяснять, что оператор случайно оступился, а вовсе не собирался идти на штурм государственного учреждения. Это помогло: спустя полминуты изрядно помятого оператора вернули его коллеге. Инцидент вызвал бурный восторг у подбежавших на шум коротко стриженных парней в спортивных штанах, до этого мирно куривших в сторонке.

Драка у здания кабинета министров, 24 ноября 2013 года

Драка у здания кабинета министров, 24 ноября 2013 года

Фото: Валентин Огиренко / Reuters

После того как дом правительства выдержал осаду во второй раз, заскучавшие демонстранты отправились на Европейскую площадь, где, по слухам, их соратники собирались устанавливать палатки. Эта история вызвала повышенный интерес из-за того, что местный суд строго-настрого запретил сооружать в центре Киева «малые архитектурные формы». На Украине шутят, что сильнее, чем Тимошенко, Янукович боится только одного – палаток. Все ждали, что за палатками и их обитателями придут «беркутовцы». Расчет оправдался лишь отчасти.

Дело уже близилось к полуночи, когда активисты разбили две палатки у стелы на майдане Независимости. Милицейская атака началась спустя считанные минуты. Бойцы «Беркута» быстро прорвались к «малым архитектурным формам», не очень бережно освободили их от обитателей и отступили. Серьезной драки удалось избежать, поскольку оппозиционеры не сумели даже толком понять, что происходит. Единственное, что могло утешить активистов – это несколько шлемов, сбитых с милиционеров в пылу борьбы.

На Европейской площади люди подготовились основательнее: палаточный лагерь они обнесли железным забором, который позднее укрепили до состояния небольшой стены. Первую атаку «Беркута» удалось отбить почти без потерь: пострадала лишь одна палатка. Власти взяли небольшую паузу, после которой в расположение митингующих пришли несколько офицеров милиции. Судя по всему, они собирались зачитать постановление суда о незаконности лагеря, однако сделать им этого не дали. Оппозиционеры решили, что видят перед собой авангард новой волны «Беркута», поэтому тут же начали крыть офицеров последними словами, толкать и пинать их. Один из милиционеров попытался достать баллончик со слезоточивым газом, что вызвало настоящую ярость: с него сбили фуражку, баллончик отобрали и угостили его же собственным газом. Крайне агрессивно настроенная толпа вокруг горстки милиционеров быстро росла, казалось, что им сейчас придется совсем несладко. Однако их командир, поняв, к чему идет дело, бегом увел своих людей к своим, в спину им летели оскорбления и проклятия.

После этого инцидента палаточный городок на Европейской площади окончательно приобрел черты военного лагеря: в заборе появились ворота, у которых встали суровые охранники, внутри открылся пункт раздачи еды и горячего чая, а по периметру дежурили патрульные. Громкоговоритель постоянно транслировал речи неизвестных ораторов, изобилующие военной лексикой. Десятки разноцветных флагов, реющих в небе, завершали картину.

В Киеве наступала ночь, но в центре города по-прежнему оставались тысячи людей. Судя по общему настроению, расходиться они никуда не собираются. Утром понедельника митинги возобновились, а в центр города потянулись люди с флагами и ленточками.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше