Бывший глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский попросил президента о помиловании — об этом заявил Владимир Путин после своей пресс-конференции днем 19 декабря. По словам российского президента, Ходорковский, который на протяжении многих лет отказывался от такого шага, попросил освободить его в связи с болезнью матери. Адвокатам об этом ничего неизвестно.
Президент РФ Владимир Путин, стоя после своей пресс-конференции в окружении охранников, заявил, что в ближайшее время подпишет указ о помиловании Михаила Ходорковского. «Михаил Борисович должен был в соответствии с законом написать соответствующую бумагу, ходатайство о помиловании. Он этого не делал. Но совсем недавно он написал такую бумагу и обратился ко мне с прошением о помиловании, — сказал глава государства. — Он ссылается на обстоятельства гуманитарного характера, у него больна мать». Путин отметил, что десять с лишним лет, которые Ходорковский провел в заключении, — это «серьезное наказание».
На самой пресс-конференции Путин, отвечая на вопрос о перспективах так называемого «нового дела Ходорковского», сказал, что пока никаких претензий к бывшему руководителю «ЮКОСа» нет. При этом об освобождении президент не обмолвился ни словом.
Ходорковский, фигурант самого громкого дела за все годы пребывания Путина у власти, неизменно заявлял, что не признает себя виновным ни в уклонении от налогов, ни в мошенничестве, ни в воровстве нефти у собственной компании, которые ему инкриминировали. Юристы, политологи и бизнесмены сходились во мнении, что оба «дела ЮКОСа» были политическими и при этом сильно ударили по имиджу страны. В свое время первое дело Ходорковского изменило всю Россию, и, хотя «заключенный номер один» так и не стал мощной политической фигурой, его содержание в тюрьме наносило репутационный ущерб российской власти.
Адвокаты Ходорковского, срок которого истекает в августе 2014 года, сразу после появления новостей о словах Путина сказали, что о прошении подзащитного им ничего неизвестно. Впоследствии в пресс-центре Ходорковского подчеркнули, что все комментарии, данные адвокатами, считаются недействительными. Адвокат Вадим Клювгант вечером 19 декабря отправился в карельский город Сегежа, где отбывает наказание его подзащитный. В комиссии по помилованию республики Карелия (именно в этом регионе расположена колония Ходорковского) ни о каком ходатайстве с его стороны тоже не слышали.
Мать Михаила Ходорковского Марина Филипповна Ходорковская «целиком и полностью» поддержала подачу прошения о помиловании. При этом она рассказала, что своего сына в последний раз видела летом, и тогда об обращении к президенту с просьбой об освобождении он не заговаривал.
В конце ноября 2013 года Михаил Ходорковский опубликовал колонку в The New York Times, в которой рассказал, что у его матери рак. Бывший бизнесмен писал, что его диагностировали, когда его матери было 45 лет, но тогда ей удалось справиться. К 80 годам заболевание стало прогрессировать с новой силой. «Ее сын сидит в тюрьме более 10 лет, — писал он. — И высоки шансы, что мы с ней никогда не увидимся на свободе. Но моя мать не сдается». Вероятно, состояние матери настолько ухудшилось, что Ходорковский все же написал прошение на имя Путина — человека, который, по словам бывшего главы «ЮКОСа», стоял за его арестом и двумя тюремными сроками.
До этого Михаил Ходорковский из года в год отказывался подавать прошение о помиловании. В своих интервью из-за решетки он отвечал на вопросы об этом однотипными фразами. «Рассчитывать на индивидуальное помилование, особенно если его обусловят признанием вины в не совершенных мною преступлениях, я себе позволить не могу». «Нынешняя власть почему-то считает „раскаяние“ обязательным условием помилования. Я не страдаю от излишней гордости, но признаваться в несуществующих преступлениях для меня неприемлемо. Лжесвидетельство — грех». «Я никогда не признаю вины в преступлении, которого я не совершал. В то же время хочу заметить, что российская Конституция не связывает президента при принятии им решения о помиловании требованием признания осужденным своей вины».
Спор о том, должен ли осужденный признать свою вину для того, чтобы быть помилованным, тоже продолжался из года в год. Президентский совет по правам человека даже подготовил в 2012 году специальное заключение правоведов, в котором говорилось, что глава государства вправе помиловать любого осужденного без всяких предварительных условий. Тогдашний президент Дмитрий Медведев наложил на документ отрицательную резолюцию. «Это мнение президента, — говорил тогда председатель СПЧ Михаил Федотов. — Мы ему представили мнение десяти специалистов в области конституционного права. Он с ними не согласился».
Как Ходорковский неуклонно заявлял, что не подаст прошения о помиловании с признанием своей вины, так и Владимир Путин с Дмитрием Медведевым из года в год твердили, что помилования без признания не будет. Путин прямо говорил: «Закон такой, что находящийся в местах лишения свободы и осужденный приговором суда человек должен написать ходатайство о помиловании и признать свою вину, что Ходорковский до сих пор не сделал».
По закону, прошение о помиловании действительно необходимо. Однако ни в одном нормативном акте не говорится, что в нем должно содержаться признание вины. Этого положения нет ни в Конституции РФ, ни в указе президента «О комиссиях по вопросам помилования», а также ни в одном из кодексов. Что конкретно написано в прошении Ходорковского, если оно вообще существует, пока неизвестно. Однако пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков дал понять, что сам факт прошения в Кремле уже считают признанием вины.
В одном из своих интервью Марина Ходорковская говорила, что на протяжении 10 лет ей снится, что ее сын идет по дорожке к дому. Если заявление Путина не будет опровергнуто, то ее мечта скоро сбудется.