Новый год в Киргизии начался скандалом вокруг верховного муфтия Рахматуллы Эгембердиева. В интернете появилось секс-видео с участием представителя духовенства и некой молодой женщины. Сам Эгембердиев заявил, что это его вторая жена. Вину за скандал муфтий возложил на нескольких высокопоставленных чиновников, якобы ему противостоящих. Тем не менее на фоне происходящего он все же решил подать в отставку.
Ролик с участием муфтия был опубликован на местных сайтах в конце декабря. Позднее, по информации «Радио Азаттык», видео удалили. На записи, как отмечают «Вести», Эгембердиев «в неглиже предается любви с молодой девушкой». Предположительно, ролик был снят с помощью скрытой камеры.
Сам муфтий вскоре подтвердил, что на видео — действительно он. Однако подчеркнул, что «чист перед богом», поскольку снятая с ним женщина приходится ему женой. С ней муфтий якобы сочетался посредством церемонии «нике» — исламской церемонии бракосочетания. Позднее Эгембердиев уточнил, что речь идет о второй жене, добавив, что обзавелся ею с согласия первой.
Отвергнув претензии по поводу собственного морального облика, муфтий выступил с обвинениями в адрес ряда влиятельных чиновников. Он заявил, что за публикацией ролика — «пакостным и омерзительным поступком» — стоят его, муфтия, давние недоброжелатели, занимающие высокие должности. Назвал и имена — первого заместителя главы аппарата президента Икрама Илмиянова, председателя госкомиссии по делам религий Абдулатифа Жумабаева и представителя президента в парламенте Орозбека Молдалиева.
По версии Эгембердиева, он уже давно подвергался давлению из-за конфликта с чиновниками по поводу того, кто должен заниматься организацией хаджа для киргизских мусульман. Сейчас это прерогатива Духовного управления мусульман Киргизии (ДУМК), которое представляет муфтий. Однако прежде организация хаджа находилась в компетенции государства — упомянутой госкомиссии по делам религий. Глава комиссии, по мнению Эгембердиева, желает вернуться к прежней практике.
В довершение герой ролика сообщил, что написал заявление в милицию «по поводу незаконной съемки и защиты чести и достоинства». Он рассказал, что съемка велась в его квартире, где кто-то тайно установил камеру.
Погасить скандал, однако, не удалось. Возле офиса муфтия в Бишкеке 6 января состоялась акция, участники которой называли Эгембердиева «прелюбодеем» и требовали его отставки. «Сейчас идет очень бурное обсуждение. Мусульманское духовенство в шоке. Ситуация тяжелая, они не знают, что сказать. Огорчает то, что мы до такого дожили», — заявил, комментируя ситуацию, председатель Конгресса мусульман Киргизии и Центральной Азии Бакыт Нурдинов.
С критикой в адрес муфтия выступили и упомянутые им чиновники. Представитель президента в парламенте Орозбек Молдалиев заявил, что Эгембердиев занимается «кознями» и что «непрекращающиеся интриги не дают ДУМК спокойно работать». Госкомиссия по делам религий, со своей стороны, обвинила муфтия в попытке отвлечь внимание общественности «от проблем, связанных с собственной личностью». Глава комиссии Абдулатиф Жумабаев предположил, что Эгембердиев страдает манией величия и занимается поисками заговора против своей персоны.
Между тем вопрос о том, кто устроил съемку муфтия и распространил полученное видео, остается открытым. В Киргизии такое уже случалось (несколько лет назад, в частности, было снято компрометирующее видео с человеком, похожим на одного из лидеров тогдашней оппозиции Омурбека Текебаева). Теперь же подобный метод использован в конфликте с участием духовенства. «Это показывает срез нашего общества, специфику политической борьбы с использованием грязных технологий. Нас удручает, что это происходит в стенах муфтията», — сетует эксперт в вопросах религии Кадыр Маликов.
Само Духовное управление мусульман за последние годы не раз оказывалось вовлеченным в скандалы, связанные с организацией хаджа. Предшественник Эгембердиева на должности муфтия, Чубак Жалилов, полтора года назад подал в отставку на фоне обвинений в коррупции. Сейчас он находится под следствием, его подозревают в налоговых нарушениях. В конце 2012 года сообщалось, что уголовное дело «по факту совершения преступления в экономической сфере в организации хаджа» возбуждено в отношении как бывшего, так и действующего руководства ДУМК (Эгембердиев в то время исполнял обязанности муфтия). По версии самого управления, сменщик Жалилова проходил по делу лишь в качестве свидетеля.
О нарушениях, связанных с хаджем, местная пресса писала неоднократно. Лиц, имевших отношение к этой сфере, обвиняли в разного рода махинациях. В частности, в завышении платы, собираемой с паломников, а также в продаже виз для хаджа, выделенных для Киргизии, иностранцам. Примечательно, что контроль над организацией хаджа, как отмечает местный религиовед Орозбек Молдалиев, в свое время отобрали у государства вроде бы для того, чтобы искоренить коррупцию. Однако пресечь злоупотребления не удалось. «В хадже крутятся четыре-пять миллионов долларов, поэтому соблазн большой», — констатирует эксперт.
С обвинениями в адрес Эгембердиева в бытность последнего муфтием выступал и руководитель Конгресса мусульман Киргизии и Средней Азии Бакыт Нурдинов. По информации «Вечернего Бишкека», он утверждал, что вместо положенных 2,3 тысячи долларов «люди муфтия» требовали у желающих совершить хадж по четыре-пять тысяч. Сам муфтий это отрицал.
За последние четыре года, по данным K-News, в Киргизии сменилось уже шесть муфтиев. В сложившейся ситуации, по мнению депутата парламента, бывшего главы комитета по делам религии Каныбека Осмоналиева, проявляется и недостаток их авторитета среди населения. «Они только называются муфтиями, — констатирует он. — Однако мы не можем уже 20 лет воспитать настоящего духовного лидера».
В скандальной истории с Эгембердиевым есть еще один аспект, на который обратили внимание оппоненты представителя духовенства. Муфтий, объясняя, кто вместе с ним снят на видео, по сути, признался в двоеженстве. «Это соответствует нашим традициям и шариату. Конечно, я, как лицо, которое должно придерживаться шариата, должен сказать, что не нарушал его, — заявил он. — Может быть, это не соответствует тому, что не должен делать гражданин, но давайте учтем социальное положение наших женщин...»
При этом Киргизия формально является светским государством, в котором многоженство запрещено и уголовно наказуемо. Однако какие-либо санкции бывшему муфтию вряд ли грозят. «По шариату разрешается иметь до четырех жен, — поясняет религиовед Кадыр Маликов. — А работники муфтията следуют этим законам. Здесь конфликт между светскими законами и шариатом. Каждый мусульманин должен следовать законам шариата, поэтому перед богом жены являются законными».
Пару лет назад в Киргизии пытались установить ограничения для брачного обряда «нике»: предлагалось разрешить его только в том случае, если брак уже официально зарегистрирован в ЗАГСе. Законопроект, устанавливающий такие ограничения, был одобрен профильными комитетами, но парламент, в основном состоящий из мужчин, его в итоге провалил. «Не секрет, что в Кыргызстане существует многоженство, официально находящееся под запретом, — отмечала по этому поводу депутат Асия Сасыкбаева. — Думаю, многие депутаты проголосовали таким образом из стремления защитить свои собственные интересы».