Не почтим доставкой Крупнейшие логистические сервисы отказались везти посылки россиянам

Сотрудник «Почты России» и сотрудники Новосибирской таможни обрабатывают международные отправления на месте международного почтового обмена в Новосибирске

Сотрудник «Почты России» и сотрудники Новосибирской таможни обрабатывают международные отправления на месте международного почтового обмена в Новосибирске. Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Логистические компании DHL и FedEx отказались доставлять экспресс-грузы россиянам, еще несколько сервисов собираются последовать их примеру. Свои действия компании объясняют ужесточением требований к оформлению грузов на границе. В то же время таможня отрицает принятие каких-либо новых мер, а в «Почте России» заявили, что работают в прежнем режиме. «Лента.ру» разобралась, что же происходит с рынком интернет-торговли и кто пострадает от активности чиновников больше всего.

Полгода разговоров

Ограничения в сфере интернет-торговли начали активно обсуждаться летом прошлого года. В середине июня глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов предложил ввести налог на совершаемые в иностранных интернет-магазинах покупки. Сначала никаких подробностей не сообщалось, позднее стало известно, что размер налога может составить до десяти процентов от суммы онлайн-покупки.

Необходимость дополнительного сбора в ФТС объяснили тем, что с импортных товаров, поступающих из иностранных интернет-магазинов, уплачиваются только пошлины, и то лишь в случае, когда стоимость покупок превышает 1000 евро в месяц (пошлина составляет 30 процентов от суммы превышения). В то же время российские торговцы платят НДС и налог на прибыль. Таким образом, зарубежные компании, считает Бельянинов, получают конкурентное преимущество.

Беспокойство главного таможенника, однако, связано не только с заботой о конкуренции. В условиях отсутствия контроля за рынком федеральный бюджет, по словам Бельянинова, недополучает средства от незаконной предпринимательской деятельности россиян. Людей, которые покупают товары в зарубежных интернет-магазинах, а потом продают их в России, не регистрируя юридическое лицо, глава ФТС даже сравнил с «челноками» из 1990-х.

В конце ноября Бельянинов предложил снизить порог беспошлинной трансграничной торговли (сейчас он составляет 1000 евро и 31 килограмм веса) и сократить количество посылок из зарубежных интернет-магазинов до одной в месяц на человека — по мысли таможенников, это должно сделать «челночный интернет-бизнес» нерентабельным. Впоследствии Минфин сообщил, что лимит, свыше которого будет установлена пошлина, предлагается понизить до 150 евро.

Инициативы ФТС встретили понимание со стороны высшего руководства страны. В середине декабря идею о снижении беспошлинного порога поддержал президент РФ Владимир Путин, сообщив, что дополнительные средства можно направить на программу жилищного строительства. Как заявлял министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, упорядочивание интернет-торговли может принести бюджету 20-40 миллиардов рублей (период, за который прогнозируется получить такую сумму, не уточнялся). Таким образом, если предварительные подсчеты чиновников верны, государство получит от любителей делать покупки за рубежом около миллиарда долларов — только за то, что товары пересекают государственную границу.

Курьер UPS доставляет посылки в канун Рождества

Курьер UPS доставляет посылки в канун Рождества

Фото: Carlo Allegri / Reuters

Однако повышением цен на товары из-за рубежа, по-видимому, дело не ограничится — не исключено, что многим россиянам придется совсем отказаться от покупок на привычных сайтах. В начале 2014 года стало известно еще об одном ужесточении в сфере таможенного регулирования: компания DHL Express сообщила, что ФТС увеличила количество документов, которые нужно предоставлять для оформления грузов на границе (см. врез).

Впоследствии в открытом доступе появилось письмо Ассоциации экспресс-перевозчиков (АСЭП). В нем сообщалось, что члены организации — DHL Express, DPD, TNT, FedEx, UPS, «СПСР Экспресс» и Pony Express — решили прекратить доставку экспресс-грузов частным лицам в Россию. Такое решение, как следует из письма, принято в связи с усложнением порядка оформления посылок на таможне.

В самой АСЭП, впрочем, существование письма отрицают, заявляя, что в Сеть попал лишь проект документа. На самом же деле, как сообщил ИТАР-ТАСС руководитель ассоциации Владимир Саркисов, никакой консолидированной позиции курьеров по прекращению импорта в Россию нет — каждая компания будет принимать решение самостоятельно.

В ФТС тем временем настойчиво опровергают внесение каких-либо изменений в законодательство. Однако, даже если предположить, что таможенники не лукавят и паника логистических операторов действительно необоснованна, любители онлайн-шопинга пострадают в любом случае. И вот почему.

О новой практике оформления таможенных грузов стало известно в середине января. Газета «Коммерсантъ» написала со ссылкой на данные DHL Express, что ФТС с начала этого года начала требовать при оформлении посылок расширенный пакет документов. В него вошли следующие бумаги: копии паспорта с регистрацией, информация о заказе из интернет-магазина, оригинал выписки с банковского счета с указанием интернет-магазина как получателя платежа, фото заказанных товаров, копию банковской карты, подлинники договора на оказание услуг по таможенному декларированию. В том случае, если товар оплачен чужой картой (распространенный случай: жена оплачивает покупки картой мужа), покупателю необходимо писать разъяснительную. Если адрес доставки получателю не совпадает с адресом регистрации в паспорте, потребуется отдельная объяснительная.

Режим «сомнение»

Покупки в интернет-магазинах для личных целей попадают в категорию международных почтовых отправлений и доставляются двумя способами — с помощью государственных почтовых служб или частных сервисов. В первом случае товары из зарубежных интернет-магазинов идут сначала госпочтой страны-отправителя, а по прибытии в Россию поступают в места международного почтового обмена (ММПО). Из этой точки посылку забирает госпочта страны-получателя и передает ее потребителю в отделении. Частные сервисы доставки, не имеющие доступа к ММПО, работают от «двери до двери», используя собственные транспортные и складские мощности.

В обоих случаях товар проходит таможню. Если покупатель решил воспользоваться «государственным» сервисом, то в РФ заниматься таможенным оформлением товара будет «Почта России». В этом случае посылка оформляется как почтовое отправление. Если товар отправлен частной компанией, то она же и будет его растаможивать, причем посылка квалифицируется как груз.

Для всех потребителей существует беспошлинный лимит в размере 1000 евро в месяц. Если он превышен, необходимо заплатить пошлину в 30 процентов от суммы превышения, то есть если лимит превышен на ту же тысячу евро, заплатить придется 300 евро.

Существует еще один лимит — в 200 евро. Товары стоимостью ниже этой суммы (или несколько товаров, поступивших за одни сутки) проходят оформление на таможне в упрощенном порядке (по реестру), то есть предоставлять расширенный пакет документов в этом случае не надо. Если лимит превышен, посылку нужно оформлять по всем правилам, предоставив копию паспорта, описание товара из интернет-магазина, квитанцию из банка, подтверждающую оплату товара в конкретном магазине, чеки. Таким образом таможня проверяет, для личного или коммерческого использования товар ввозится на территорию страны.

Прототип беспилотника «Parcelcopter» компании DHL с посылкой

Прототип беспилотника «Parcelcopter» компании DHL с посылкой

Фото: Wolfgang Rattay / Reuters

Если «Почта России» занимается полным таможенным оформлением товаров свыше лимита в 200 евро, то курьерские службы берутся за это не всегда — слишком уж велики репутационные риски. Товар на таможне может пролежать сколь угодно долго, при этом за скорость доставки перед клиентами отвечают не чиновники, а именно логистические компании.

Отдельно надо отметить, что наличие лимита вовсе не гарантирует для посылок стоимостью ниже 200 евро упрощенного прохождения таможни: заподозрив, что товар приобретается не для личного использования, инспектор вправе потребовать все необходимые документы (если вы заказали, к примеру, 20 панелей для iPhone, доказать, что товар приобретается для личного пользования, будет крайне сложно). Именно с этим связан отказ нескольких сервисов доставки от импорта товаров в Россию: таможенники в последние месяцы стали требовать все необходимые документы, невзирая на стоимость товаров. «Проблема в отмене выпуска по реестру (то есть в отмене упрощенного порядка — прим. "Ленты.ру"). Грузы частных лиц до 200 евро оформлялись раньше по реестру в день прилета. На следующий день доставлялись. Сейчас они [ФТС] хотят, чтобы все оформлялось в индивидуальном порядке», — пояснил «Ленте.ру» глава UPS в России Иван Шацких.

Менеджер подтвердил, что возможность поставки товаров сохраняется и сейчас, только покупателям придется самим заниматься таможенным оформлением всех без исключения товаров. «Мы говорим о нескольких тысячах грузов в день. Они должны размещаться на склад временного хранения. Мы физически не сможем все это хранить», — объяснил свою позицию руководитель российского офиса UPS. В DHL Express также отмечают, что дело в дефиците складских мощностей. «В сложившихся обстоятельствах объемы прибывающих экспресс-грузов значительно превышают количество грузов, выпускаемых в свободное обращение», — заявил «Ленте.ру» вице-президент по операционной деятельности DHL Express в России Юрий Шевченко.

В «СПСР-Экспресс», как сообщили «Ленте.ру» представители компании, с трудностями при оформлении посылок из-за рубежа не столкнулись. Операционный директор «СПСР-Экспресс» Юрий Келебеев подтвердил, что таможенное законодательство не менялось. «Подтверждение стоимости товара и подтверждение оплаты получателем были и раньше. Таможенный инспектор всегда мог запросить информацию в случае возникновения у него каких-то сомнений. В настоящее время требование распространяется на все посылки», — сказал он. «В связи с этим немного изменился сам процесс таможенного оформления, которым наши уважаемые конкуренты пользовались (речь идет об оформлении грузов дешевле 200 евро в упрощенном порядке — прим. "Ленты.ру"). Нашу компанию это не коснулось, потому что мы сразу начали собирать все необходимые сведения для оформления посылок на физических лиц независимо от стоимости. С самого начала мы затачивали наши IT-системы под выполнение этих норм», — пояснил операционный директор «СПСР-Экспресс».

Таким образом, ФТС действительно не вносила изменений в нормативные акты, однако кое-какие нововведения все же были. Последнее изменение в отношении посылок, зафиксированное в документах ФТС, относится к октябрю 2013 года. Тогда был принят приказ N 1861 «О совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых перевозчиками (транспортными-экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц — получателей товаров». Этим документом ФТС в рамках эксперимента запустила Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС). Официально целью эксперимента считается перевод документооборота в электронную форму. На деле же ЕАИС выглядит как система, способная четко отслеживать превышение беспошлинного порога в 1000 евро или 31 килограмм. Сейчас эта норма соблюдается не всегда — администрировать ее таможенники пока не научились, ведь мгновенно определить, сколько стоит тот или иной товар, часто бывает сложно даже экспертам, не говоря уж о простых сотрудниках ФТС.

Октябрьский приказ вводит оформление товаров по особому порядку, который предусматривает предоставление полной информации о получателе товаров, количестве посылок, их стоимости и весе. Замысел таможенников таков: в ЕАИС на каждого покупателя будет заведена своего рода карточка, где будет видно, сколько товаров и на какую сумму купил потребитель в текущем месяце за рубежом. Если норма в 1000 евро превышена, на сумму превышения будет начисляться пошлина.

О том, что товары дешевле 200 евро будут оформляться в упрощенном порядке, в этом приказе не упоминается. Это логично: если вы хотите эффективно оценивать сумму покупок каждого человека, учитывать нужно все сделки, независимо от их стоимости. Сейчас же, в отсутствие единой информационной системы, таможенников легко обмануть — можно заказывать в день по посылке, скажем, на 150 евро, и все они будут проходить оформление в упрощенном порядке. Официальный комментарий относительно влияния ЕАИС на процесс оформления товаров в пресс-службе ФТС получить не удалось.

Сотрудник FedEx переходит Седьмую авеню в Нью-Йорке

Сотрудник FedEx переходит Седьмую авеню в Нью-Йорке

Фото: Stan Honda / AFP

Жертвы законов

На фоне непонятной ситуации с растаможкой товаров несколько интернет-магазинов, сотрудничающих исключительно с UPS или DHL, уже отказались доставлять товары в Россию. На такие меры пошли, в частности, Shopbop.com и Easdane (входят в Amazon), а также Net-a-porter.com и Theoutnet.com (входят в Richemont). С государственными почтовыми службами они не работают из-за претензий к качеству их услуг.

Оценить, какое именно количество россиян пострадает от новых ограничений, сложно. По словам главы Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, на DHL, FedEx и их конкурентов приходится всего два процента рынка. Тем не менее их услугами пользуется около полумиллиона человек, и все они должны будут либо прекратить онлайн-покупки, либо стать клиентами других сервисов доставки, той же «Почты России». Государственное предприятие, кстати, от ограничений со стороны таможенников только выиграет, ведь ФГУП получит не только новых клиентов-россиян, но и весомый аргумент в переговорах с зарубежными магазинами, которые сейчас услугами «Почты» пользоваться не хотят.

Число интернет-пользователей, пострадавших от законодательных инициатив чиновников, возрастет многократно в том случае, если ФТС добьется введения нормы в 150 евро и — главное — научится ее администрировать. При этом пока непонятно, чего таможенники хотят больше — наполнить казну или помочь российским магазинам убрать конкурентов. Как бы то ни было, любителям интернет-покупок придется привыкать к новым ценам — или искать способы обмана чиновников (самый очевидный из них — оплата своих покупок через друзей и родственников). Особенно обидно должно быть тем, кто приобретает товары, которых в российских магазинах просто нет.

Участники рынка доставки все еще надеются, что ФТС одумается. Как сообщал «Интерфакс» со ссылкой на неназванный источник, DHL Express уже предложила таможенникам установить беспошлинный лимит в 150 евро на стоимость одной посылки (а не 150 евро в месяц, как предлагают власти), а также сократить число документов, необходимых для растаможки. На 28 января намечено совещание с участием ФТС и Минфина, на котором будет обсуждаться ситуация с ограничениями в интернет-торговле. Как отметил глава UPS в РФ Иван Шацких, компании ждут этого совещания и надеются, что ситуация разрешится к лучшему.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше