И в песо, и в гривну Как противодействуют обвалу своих валют разные страны

Сотрудник в офисе московской биржи ММВБ-РТС

Сотрудник в офисе московской биржи ММВБ-РТС . Фото: Сергей Кузнецов / РИА Новости

Инвесторы по всему миру разлюбили развивающиеся страны: по отношению к доллару в последнее время дешевеют лиры, песо, гривны, рубли и многие другие валюты. В некоторых государствах девальвацию воспринимают как данность, в других — стараются с ней бороться, попутно изобретая все новые способы, нацеленные на то, чтобы убедить местное население не переводить сбережения в доллары и евро. «Лента.ру» изучила опыт развивающихся стран, которые не дают своим валютам опуститься на самое дно.

Девальвация способна приносить экономике не только вред, но и пользу: достаточно вспомнить, как Греция и Латвия совсем недавно жаловались (и греки продолжают жаловаться) на отсутствие возможности снизить курс валюты, чтобы поддержать рост ВВП. Однако резкое снижение курса всегда вызывает недовольство населения, особенно в тех государствах, которые импортируют много продукции из-за рубежа. В стабильности валюты граждане всегда видят символ устойчивости экономики в целом, поэтому для властей девальвация — верный способ потерять лояльных избирателей.

Россия: все своим чередом

Россия относится к категории стран, для которых импорт критически важен. Машины и оборудование, в особенности сложное, продовольствие, потребительские товары — все это россияне покупают за рубежом. Там же многие из них и отдыхают — часть россиян уже не может представить себе зиму без путешествия на альпийский курорт или в Финляндию, а лето — без Турции или Испании.

Правительство и Банк России, как только рубль начал сильно дешеветь по отношению к доллару и евро, предупредили, что ситуация находится под контролем. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, в частности, заявила, что никакой проблемы нет: это не рубль падает, а доллар и евро растут. Между тем, доллар на бирже за январь поднялся уже на два рубля, а евро — почти на два с половиной. Граждане массово потянулись к обменникам за долларами и евро, и Центробанк не выдержал. 27 января он вышел на биржу с валютными интервенциями, продав более миллиарда долларов, и тем самым задавил рост курса.

Именно этот инструмент — валютные интервенции — ЦБ в случае резких колебаний будет использовать и далее. Возможность оперативно вмешаться в рыночное курсообразование позволяет монетарным властям не допустить одномоментной девальвации и при этом утверждать, что курс рубля в стране не устанавливается властями, а формируется на бирже. Правда, у этой политики есть очевидный минус: зная, что ЦБ все равно выйдет на рынок с неограниченным количеством валюты, спекулянты могут бесконечно играть против рубля, день за днем получая солидную прибыль на простых обменных операциях.

Украина: до последнего доллара

Фото: Глеб Гаранич / Reuters

На Украине ситуация не похожа на российскую. Если Москва и зависит от импорта, то все же за счет экспорта энергоресурсов удерживает положительный торговый баланс. Киев по этому показателю находится в минусе. В последние четыре года его сальдо было стабильно отрицательным, а в 2012 году достигло и вовсе рекордного значения (девять миллиардов долларов, или более 8 процентов ВВП). По итогам 2013 года сальдо, скорее всего, окажется несколько лучше, но его значение останется отрицательным.

Дефицит баланса означает, что валюта уходит из страны. Это можно компенсировать только вложениями из-за рубежа, но иностранные инвесторы в Украину, охваченную политическим кризисом, не спешат. В такой ситуации не исключено, что даже девальвация не спасет экономику, так как вместе с курсом гривны упадет потребление, да и производство многих товаров невозможно без зарубежного сырья.

Правительство страны, опасаясь взрыва социального недовольства, в последние годы старалось зафиксировать гривну в относительно узком коридоре. Официально регулирование курсов не вводилось: для сохранения гривны в норме Киев, как и Москва, тратил валютные резервы. Разница лишь в том, что у России резервы сформированы за счет превышения экспорта над импортом, а у Украины — в том числе и за счет занятых у МВФ средств.

Из-за необходимости поддерживать гривну резервы Украины за два года съежились почти вдвое — с 38 до 20 миллиардов долларов. При нынешних тенденциях в мировой экономике и наличии внутреннего кризиса надолго этого запаса не хватит: придется либо искать новый способ пополнить резервы, либо девальвировать гривну. МВФ, кстати, в прошлом году посоветовал Украине обрушить местную валюту в полтора-два раза: по мнению фонда, это могло бы стабилизировать экономику в долгосрочной перспективе.

Латинская Америка: во все тяжкие

Пункт обмена валют в Буэнос-Айресе, Аргентина

Пункт обмена валют в Буэнос-Айресе, Аргентина

Фото: Enrique Marcarian / Reuters

В Аргентине, уже почти 15 лет страдающей от финансово-экономических неурядиц, доллар по отношению к местной валюте, песо, растет поступательно. В начале 2012 года он стоил чуть больше 4 песо, а сейчас уже превысил отметку в 7 песо. В последние недели отрицательная динамика набрала обороты: песо из-за общей тенденции к ослаблению валют развивающихся рынков обвалился почти на 20 процентов с начала года. Президент страны Кристина Киршнер уже пообещала, что, пока она остается главой государства, девальвации не будет. Видимо, обвал на 20 процентов менее чем за месяц Киршнер девальвацией не считает.

Аргентина, тем не менее, действительно идет на все, чтобы не допустить дальнейшего падения песо. Еще в конце 2011 года в законодательстве была закреплена норма, требующая от резидентов — покупателей долларов предъявлять свой паспорт и налоговый номер, а также получить одобрение от местного налогового агентства. Все аргентинцы, выезжающие за рубеж, должны были доказывать, что их доллары приобретены легально.

Песо от давления со стороны инвесторов это не спасло, и Аргентина была вынуждена, как и Украина, распродавать резервы. В прошлом году их объем сократился сразу на 30 процентов. Не выправили ситуацию и новые ограничения, включая 35-процентный налог на зарубежные транзакции с банковских карт. Совсем недавно в Аргентине были ограничены онлайн-покупки: при превышении суммы в 25 долларов в год нужно заплатить 50-процентный налог, а на все товары заполнять таможенную декларацию. Эти меры лишь озлобляют большую часть простого населения (а не денежных мешков, против которых, согласно официальной идеологии, воюет левое правительство Киршнер), но вряд ли помогут песо.

На другом конце континента, в Венесуэле, где правительство Николаса Мадуро находится еще ближе к левому флангу, решили ввести «двойной» курс доллара. По официальному курсу американскую валюту могут приобрести только импортеры первоочередных товаров, таких как продовольствие и медикаменты. В остальных случаях покупка доллара будет осуществляться по курсу валютных аукционов, который выше официального на 70 процентов. Таким образом Венесуэла пытается бороться с падением боливара, который за четыре года «полегчал» в три с половиной раза.

Турция: крупные ставки

Здание центрального банка Турции

Здание центрального банка Турции

Фото: Umit Bektas / Reuters

У турецких регуляторов — свои методы по борьбе с неконтролируемой девальвацией. С начала января доллар поднялся с 2,13 до 2,24 лиры. На прошлой неделе обвал местной валюты стал особенно стремительным. В ответ было решено резко поднять все учетные ставки ЦБ. Так, базовая ставка взлетела с 7,75 до 12 процентов годовых, а недельная ставка репо была повышена с 4,5 до 10 процентов, причем последняя и была названа той, на которую должны ориентироваться банки турецкой финансовой системы. Инвесторы на рынке радикальный шаг одобрили: лира тут же продемонстрировала едва ли не самый мощный рост за последние несколько лет.

Но повышение ставок — тоже дело рискованное. Экономика, которая еще только восстанавливается после мирового кризиса, может не выдержать столь высокой стоимости заимствований (вне всяких сомнений, банки переложат убытки на своих заемщиков, что нанесет удар как производителям, так и потребителям). Однако деваться туркам было некуда, поскольку девальвация означала взлет инфляции, а ведь стабильное финансовое положение страны было предметом гордости ее нынешнего правительства.

Таким образом, во всех странах, столкнувшихся с угрозой девальвации, власти жертвуют ради финансовой стабильности чем-то еще: резервами, низкими ставками по кредитам, свободой жителей на приобретение товаров за рубежом. В краткосрочной перспективе это может дать эффект, но для игры «в долгую» государствам необходим стабильный приток валюты из-за рубежа и крепкая экономика: только с ее помощью можно удерживать курс на высоком уровне десятилетиями.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше