Страна Путина и сериалов

Антология самых популярных телепроектов за последние 12 лет

Владимир Путин
Владимир Путин

С 2002 года в России существует архив телевизионных измерений на базе исследований компании TNS Russia. Эти ежегодные исследования дают представление о том, что приковывало внимание людей к экранам телевизоров. На основе этих данных, которые впервые в таком большом объеме опубликованы в СМИ, можно не только вспомнить, какие программы собирали рекордные рейтинги, но и понять, как менялись предпочтения и вкусы людей, которые и сформировали телевизионную карту страны. Антологию самых популярных проектов отечественного ТВ за 12 лет специально для «Ленты.ру» составила телевизионный обозреватель Арина Бородина.

За 12 лет телевидение, конечно, менялось. Иногда сильно, иногда не очень. Это заметно и по рейтингам, которые получали те или иные программы и сериалы, и по жанрам, популярность которых взлетала вверх, а потом исчезала или наоборот -довольно прочно держалась в эфире на протяжении целого десятилетия. Как известно, рейтинги не дают ответа на вопрос, понравилась или нет зрителям та или иная передача или фильм, но они отчетливо фиксируют рост телевизионной аудитории у конкретного телепроекта.

Почему именно новогоднее поздравление президента всегда на вершине всех ежегодных рейтингов (исключение тут случилось лишь однажды), а, не, к примеру, футбол, хоккей или сериал? Почему новогодние шоу для зрителей все равно важнее, чем выпуски новостей о теракте в Беслане? На эти вопросы не всегда можно найти ответ. Иногда высокий рейтинг — это свидетельство безусловного успеха. Иногда — это случайный фактор, совпадение информационного повода, интересов аудитории и времени показа по телевизору. Иногда это дань многолетним традициям, а иногда — сиюминутным трендам. А часто выбор зрителей вообще не поддается никакой логике и рациональным объяснениям.

Изучив то, что российские телезрители смотрели по телевизору с 2002 по 2012 годы (см. таблицы), я попыталась выделить наиболее примечательные телесобытия, обстоятельства, при которых они были показаны, и особенности зрительской реакции.

Для чтения текста вы можете воспользоваться оглавлением — щелчок на год ведет на соответствующую главу

2002 год

Так исторически сложилось, что самым высокорейтинговым телевизионным форматом каждый год становится новогоднее поздравление президента. Идет оно в эфире 31 декабря всего пять минут, и в это время его смотрит рекордная многомиллионная аудитория. Вне зависимости от политической ситуации или от отношения к Владимиру Путину, люди все равно включают новогоднее поздравление президента. Еще одна закономерность: новогоднее поздравление подавляющее количество зрителей всегда смотрит на «Первом канале». Так было на протяжении всех 12 лет, представленных в этом исследование.

В 2002 году максимальные показатели новогоднего поздравления — рейтинг 36,5 процента (это фактически каждый третий житель старше 18 лет от измеряемого охвата TNS, в городах с населением больше 100 тысяч человек). Доля аудитории поздравления Путина в 2002-м только на «Первом канале» составила 67,2 процента. Это гигантский показатель, который с тех пор больше ни разу не повторялся.

При этом, если вынести за скобки президентское поздравление в новогоднюю ночь, самый популярный телегерой в российском эфире начала двухтысячных — несомненно Максим Галкин. Его новогодние концерты и праздничные шоу несколько лет подряд собирали на «Первом канале» рекордные рейтинги, и 31 декабря его многочасовой новогодний концерт «А мне 26!» на «Первом» посмотрели 64 процента аудитории. Это безусловный успех артиста, мгновенно ставшего суперпопулярным. Ничьи сольные концерты, включая Аллу Пугачеву, которая спустя годы стала женой Максима Галкина, больше никогда не собирали таких показателей.

Самые популярные проекты отечественного ТВ с 2002 по 2013 годы

Еще один телелидер года — реалити-шоу «Последний герой», российский аналог зарубежного формата (выходил в Англии и США). Это один из самых амбициозных и дорогостоящих проектов двухтысячных. 16 человек, среди которых известные люди и рядовые граждане, высаживаются на необитаемый остров, чтобы в тяжелых условиях и психологических схватках одержать победу и получить большой денежный приз. Продюсерами проекта были Сергей Супонев (его уже нет в живых), Сергей Кушнерев и Александр Любимов. Всего вышло шесть сезонов «Последнего героя» (последний — в 2009 году), но только первый собрал рекордную аудиторию, с которой уже не сможет сравниться ни одно шоу, ни одна телеигра или реалити-шоу российского телеэфира. Финальный этап первого сезона «Последнего героя» (говорят, что это название придумал именно Супонев) смотрело на «Первом» 61,4 процента аудитории, у экрана был почти каждый пятый.

Матч чемпионата мира по футболу 2002 года между сборными России и Японии вошел в историю не только рекордными рейтингами, но и разгромом, от которого Москва долго не могла оправиться. Матч группового турнира закончился проигрышем нашей сборной 0:1, после чего болельщики, смотревшие трансляцию на Манежной площади, устроили там погром: били витрины и жгли машины, вымещая свою досаду от поражения сборной. По телевизору же за этим матчем мирно следило 75% общероссийской аудитории. Показателя выше не было за всю историю российского телевидения.

«Бригада» — сериал, взорвавший российский эфир, история про четверых друзей, которые в начале 90-х из обычных ребят превращаются в профессиональных бандитов. Режиссер Алексей Сидоров снял криминальную сагу, попытавшись в формате сериала (15 серий) создать российский аналог «Однажды в Америке». Имя главного героя Саши Белого в исполнении Сергея Безрукова стало фактически нарицательным. «Бригада» вызвала большой резонанс, противоречивые общественные отклики (еще бы, главные герои — бандиты, ведущие противозаконный образ жизни) и огромную популярность у зрителей. Премьера на канале «Россия» состоялась в сентябре 2002 года. Заключительные серии собрали у телеэкранов — около 50% телевизионной аудитории.

Телеигра «Кто хочет стать миллионером?» — еще один западный аналог популярного формата — до этого выходила на канале НТВ под названием «О, счастливчик!». После разгрома НТВ передача перешла на «Первый» с другим названием и другим ведущим. Шоу вел Максим Галкин, а выпуск, попавший в итоговый топ-20, был первым, где участники не простые зрители, а известные семейные пары, в частности Елена Степаненко и Евгений Петросян, Вера Алентова и Владимир Меньшов.

23 октября 2002 года в Москве во время спектакля «Норд-Ост» в музыкальном центре на Дубровке, чеченские боевики захватили в заложники несколько сотен зрителей. После трех дней осады и штурма, по официальным данным погибло 130 человек. Если в Москве в те дни одной из самых популярных передач стал спецвыпуск программы «Намедни» Леонида Парфенова на канале НТВ от 27 октября, с долей выше 35% и рейтингом 17% (именно здесь, судя по цифрам, москвичи получали главную информацию о причинах захвата, развитии спецоперации и последствиях теракта на Дубровке), то у общероссийской аудитории лидером стал цикл канала «Россия» «Специальный корреспондент» , посвященный теракту. Фильм Аркадия Мамонтова про захват заложников на спектакле «Норд-Ост» смотрело 45,6% аудитории — это 12 место по итогам 2002 года. В топ-10 фильм не попал, но его рейтинг весьма внушителен. Вообще в 2002 году ни один информационный проект не пробился в общероссийскую десятку, и даже трагические события «Норд-Оста» не смогли изменить пристрастий зрителей — развлекательное телевидение всегда было впереди всех.

2003 год

Как и за год до этого, новогоднее поздравление Путина на «Первом» 31 декабря собирает подавляющее большинство телезрителей — это не превзойденный никем рекорд года. И Галкин все так же собирает многомиллионную аудиторию. Именно с Путиным и Галкиным, прежде всего, ассоциируется новогодняя ночь 2003 года глазами российских граждан.

2003-й — триумф еще одного формата, вошедшего в историю телевидения с рекордными рейтингами и ставшего самостоятельным брендом и именем нарицательным. Это концертная версия регулярного шоу под названием «Кривое зеркало» с участием артистов юмористического жанра. Руководитель этих постановок и главное действующее лицо — Евгений Петросян. Все эти годы «Кривому зеркалу» доставалось от критики за примитивный и плоский юмор, но зрители, судя по рейтингам, в начале двухтысячных от шуток петросяновской труппы были в полном восторге. Доли аудитории «Кривого зеркала» в 2003-м на «Первом канале» доходили до 50%.

Сериал «Участок» стоит особняком среди множества популярных российских сериалов двухтысячных. Благодаря оригинальному сценарию Алексея Слаповского был создан жанр комедийного детектива. Комедия, как известно, — один из самых сложных жанров, особенно среди сериалов. Ни до, ни после повторить успех «Участка» ни у кого не получилось. Даже второй сезон сериала уже не нашел такого отклика у зрителей, как первая часть. Но в 2003-м Сергей Безруков в образе положительного сельского участкового, поющего под гитару песню «Любе» голосом Николая Расторгуева, сделал свое дело и в итоге зрительский успех «Участка» прямо на старте: первая серия (всего их было 12) собрала на «Первом канале» долю в 50% аудитории.

Еще один успех в сериальном жанре — «Две судьбы». Его сняли мэтры советского и российского многосерийного телекино Валерий Усков и Владимир Краснопольский. В 2003 году «Первый канал» сделал на сериал ключевую ставку: 1 сентября «Две судьбы» открыли новый телесезон. Под рекламу этого достаточно примитивного с точки зрения технологии съемки сериала «Первый» закупил целые полосы крупнейших российских газет, включая «Коммерсантъ». В первой части — 20 серий (всего в эфире за эти годы будет 4 сезона, последний закончится в 2008-м). Судьба двух девушек — Веры и Лиды, а потом и история их дочерей, на долгое время станет настоящим народным хитом. Запомнилась и песня «Ты помнишь ночь...» в исполнении Татьяны Рузавиной и Сергея Таюшева, популярных как и режиссеры сериала, еще во времена СССР. Финал сериала прошел с долей 47 процентов, успехом сопровождались и многочисленные повторные показы. Примечательная деталь: если в том же «Участке» на каждый сантиметр кадра — сплошь популярные артисты, как советской актерской школы, так и нового поколения российских звезд, то в «Двух судьбах» суперизвестных исполнителей почти не было, их имена почти ни о чем не говорили массовому зрителю — а популярность все равно была ошеломительной.

И еще один успешный сериал 2003-го года — долгожитель «Всегда говори ’всегда’», который выходит в эфире до сих пор. На канале «Россия» за 12 лет показали уже 10 сезонов, и о завершении съемок пока никто не объявлял. История женщины трудной судьбы Оли Барышевой, прошедшей тюрьму, поменявшей двух мужей, родившей троих детей и взявшей на воспитание еще и приемного мальчика, оказалась очень близка российским зрителям. Ольгу все 10 сезонов играет Мария Порошина, а ее мужа Сергея — Ярослав Бойко. Сериал снят на основе книги Татьяны Устиновой, она же — автор сценария первых трех сезонов. Как раз за первый сезон «Всегда говори ’всегда’» писательница получила премию ТЭФИ как лучший сценарист сериала. Максимальная доля премьеры первого показа на канале «Россия» была более 48 процентов с рейтингом выше 20 процентов. Через два года вторая часть «Всегда говори ’всегда’» тоже соберет долю более 40 процентов, а третья — в 2006-м — снова получит почти 48 процентов. Это единственный случай, когда в течение трех лет каждая следующая часть сериала собирала почти столько же зрителей, как и премьера.

2004 год

1 сентября 2004 года случился самый страшный теракт в истории России — захват заложников в Беслане во время школьной линейки. По официальным данным, погибло 330 человек, из которых большинство — дети. Впервые национальный траур был объявлен в стране на два дня — 6 и 7 сентября. Но несмотря на понятный информационный фон в 2004 году, так же, как и в 2002-м, когда случился захват заложников во время спектакля «Норд-Ост», в общероссийском топ-10 нет ни одного выпуска новостей. В 2004-м их нет даже в двадцатке. Разумеется, внимание к информационным выпускам во время бесланской трагедии было необычайно высоким, но интересы аудитории вновь распределились так, что на двух верхних строчках телевизионного хит-парада по-прежнему новогоднее настроение во главе с поздравлением Владимира Путина на «Первом» (57,1 процента аудитории с рейтингом 32 процента).

Единственное, что в десятке косвенно связано с терактом в Беслане — это сериал «Диверсант». В дни национального траура почти всем каналам пришлось переверстывать сетки, менять сериалы, несоответствовавшие трагической ситуации. Так совпало, что «Первый канал» тогда оказался единственным, кому ничего менять не пришлось. Премьера «Диверсанта» режиссера Андрея Малюкова, где одну из главных ролей сыграл Владислав Галкин, была запланирована на начало сентября. Этот приключенческий сериал о войне как раз и показывали в дни траура, 6 и 7 сентября. Все серии, как и положено в эти дни, шли без рекламы. Из всех сериалов двухтысячных, у «Диверсанта» рекордные показатели — доля почти 60 процентов и рейтинг 23,3 процента. И это единственный сериал за все 12 лет, который встречается в топ-10 дважды: В 2007-м, когда на «Первом» вышла вторая часть «Диверсант. Конец войны», первый «Диверсант» вновь собрал у экранов 45 процентов зрителей.

Телепремьеры отечественных фильмов, выходивших до этого в открытый прокат, нечасто могли составить конкуренцию сериалам. Самый высокий показатель был у драмы Павла Чухрая «Водитель для Веры» — в конце года на «Первом» фильм посмотрело почти 50 процентов аудитории.

Именно в 2004-м по телевизору впервые показали «Титаник» Джэймса Кэмерона. История его появления в российском телеэфире была довольна занимательной. Права на показ стоили дорого, после затянувшегося конфликта, кто будет покупать, два главных конкурента — госканалы «Первый» и «Россия» — все-таки смогли договориться и вместе скинулись, купив «Титаник», за миллион долларов за два показа на каждом канале. Гендиректору «России» Антону Златопольскому и гендиректору «Первого» Константину Эрнсту пришлось даже кидать монетку, чтобы решить, кому показывать фильм первым. В итоге жребий распорядился так, что у «России» были права на первый и четвертый показы, у «Первого» на второй и третий. С рейтингами «Титаника» «России» повезло гораздо больше, чем «Первому». Телевизионная премьера одного из самых успешных фильмов в истории мирового кино собрала в новогодние каникулы 46,6 процента общероссийской аудитории. А в 2005-м, когда «Титаник» в первый раз показали на «Первом», с долей 30 процентов он не вошел даже в топ-20 по итогам года.

В 2004 году раздваивается «Кривое зеркало»: на фоне рекордных рейтингов на «Первом», более выгодное финансове предложение Евгению Петросяну делает ВГТРК. Но «Первый» не желает мириться и оставляет в своем эфире повторы, правами на которые по-прежнему владеет. Однако зрителей это не смущает: они продолжают смотреть шоу на двух каналах. Новогодний выпуск на «Первом» собрал 45 процентов аудитории, а уже в новом сезоне на «России» — 43,7 процента, хотя это всего 16-е место в топ-20 по итогам 2004 года.

Сериал «Штрафбат» Николая Досталя по сценарию Эдуарда Володарского на канале «Россия» — во многом уникальная для российского эфира премьера. Военная драма о штрафных батальонах вызвала огромный резонанс и обсуждение темы Великой Отечественной как таковой. Были как противники, так и сторонники подобных экранизаций в телеэфире. Но в «Штрафбате» сошлось почти несочетаемое: высокое качество материала, репутационный статус показа на госканале, и при этом внутренняя свобода и смелость темы, а в итоге еще и зрительская отдача в виде высоких рейтингов. Заключительную, 11-ю серию, «Штрафбата» на канале «Россия» смотрело около 50 процентов аудитории.

2005 год

Сериал «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко на канале «Россия» была самой ожидаемой премьерой 2005 года. И сам роман Михаила Булгакова, и несчастливая судьба его экранизации у Юрия Кары, созвездие известных артистов и небывалая реклама в эфире и вне его только усиливали ажиотаж вокруг телепоказа. Премьера была намечена на середину декабря. Всего в «Мастере...» 10 серий. Если в Москве доля аудитории у первых двух (в эфире они шли без рекламы) перешагнула порог в 50 процентов, то общероссийские показатели до этой цифры не дотянули, получив — 47,5 процента. Но остальные серии этого максимума не побили - эффект зрительского ожидания сработал на все 100 процентов, но, судя по дальнейшей рейтинговой динамике, у части аудитории надежды на экранизацию Бортко не оправдались.

К тому же, показ сериала был очень неудачно спрограммирован: заключительные серии «Мастера и Маргариты» выходили 28 декабря, когда люди заняты праздничными мероприятиями. Разрыв между рейтингами первых серий и финальных на «России» был ощутимый, а при повторе «Мастер и Маргарита» и близко не собрал показателей, полученных при премьере в 2005 году.

Один из самых качественных жанровых приключенческих сериалов в середине двухтысячных, включающий в себя сразу три детективных линии, переплетающихся в одну, невероятно захватывающую — «Близнецы» (режиссер Зиновий Ройзман) с Андреем Соколовым в главной роли. Зрители оценили работу — доля на «Первом канале» была выше 40 процентов.

Шоу Елены Степаненко «Бабы, вперед!», премьера которого состоялась 8 марта (потом программу многократно повторяли в эфире) вполне достойно конкурировало с проектом ее мужа, Евгения Петросяна. В тот год показ юмористического концерта Степаненко отличился тем, что опередил по рейтингам первый показ «Титаника» на «Первом». А так же тем, что в рамках шоу вышел специальный выпуск «Вестей», в котором сообщалось, что был убит бывший президент Чечни Аслан Масхадов. Аудитория от Елены Степаненко (42 процента) перетекла в «Вести», тем самым эта информационная программа тоже получила долю выше 40 процентов, каковой у нее до этого еще никогда не было.

А Евгений Петросян со своим «Кривым зеркалом» в 2005-м присутствует в топ-10 уже не от «Первого канала», а от «России». Его доля почти 41 процент. Степаненко и Петросян в 2005-м стали рекордсменами в жанре телевизионного юмора. Впрочем, над ними все еще был непобедимый Максим Галкин, с очередным ежегодным новогодним концертом на «Первом» — 31 декабря его смотрело почти 43 процента аудитории. И если Галкин в будущем еще появится на вершине рейтинга, то Евгения Петросяна и его жены Елены Степаненко в телелидерах года больше не будет.

Еще один рекордсмен года — фильм Андрея Медведева «Потерянный рай» в рамках цикла «Специальный корреспондент» на канале «Россия». Фильм был посвящен природной катастрофе — цунами в Юго-Восточной Азии, в результате которого погибло более двухсот тысяч человек. Россияне оказались очень чувствительны к этой трагедии — фильм на канале «Россия» собрал 45,6 процента зрителей. И это при том, что он даже не был заявлен заранее в сетке вещания, а со дня катастрофы на момент показа прошло уже больше двух недель.

2006 год

Максим Галкин понемногу начинает отдавать завоеванные рейтинговые высоты, но по-прежнему удерживает рубеж доли аудитории в 40 процентов на «Первом канале». Он так же стабилен, как и президент Путин с его новогодним поздравлением и долей выше 50 процентов. Главный триумфатор года — премьера фильма Федора Бондарчука «9 рота». Телевизионную премьеру на «Первом» приурочили к 9 мая — доля аудитории составила более 51 процента, рейтинг — 21,1 процента.

Символично, что в 2006 году в числе самых популярных телевизионных проектов оказалась и работа Сергея Бондарчука, отца Федора Бондарчука. На телеэкраны наконец-то выходит сериальная экранизация романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». 7 серий. Премьера состоялась 7 ноября. Бондарчук-старший снимал «Тихий Дон» за границей, это совместное производство трех стран (СССР, потом России, Италии и Великобритании). Закончена работа была в 1992-м, но фильм в Россию не попал из-за финансовых разногласий режиссера с продюсером. И вот, спустя почти 15 лет «Тихий Дон» Сергея Бондарчука показали российским зрителям. Монтировал сериал сын, Федор Бондарчук, его фамилия стоит в титрах. Как и в случае с «Мастером и Маргаритой» Бортко, здесь сработали драматичная история вокруг экранизации, фамилия создателя и сам роман. Первую серию «Тихого дона» на «Первом канале» посмотрело более 45 процентов аудитории. Судя по рейтингам, иностранные артисты, сыгравшие шолоховских Григория и Аксинью, не очень пришлись по вкусу зрителям: дальше рейтинги от серии к серии были все меньше.

В 2006-м на пик вышел новый жанр — ледовые шоу. Они появились в новом сезоне сразу на двух каналах одновременно. В конце августа на «России» вышли «Танцы на льду», а в сентябре аналогичный проект появился и на «Первом» под названием «Звезды на льду». Знаменитые фигуристы вставали в пары с популярными артистами и учили их мастерству танцев на коньках. Зрителей снова хватило на всех: оба ледовых шоу стали одними из самых популярных телепроектов года. Но «России 1» с точки зрения рейтингов повезло больше — один из выпусков собрал в эфире долю более 43 процента и рейтинг выше 20 процентов. А ледовое шоу на «Первом» в 2006-м году замыкает топ-20 с долей 37 процентов. На «России» у «Танцев на льду» было три сезона, а на «Первом канале», пусть и с названием «Ледниковый период», шоу выходило еще в 2013 году.

Зато на «России 1» до сих выходит еще один танцевальный проект — «Танцы со звездами». В 2014 году зрители могли видеть уже восьмой сезон. А премьера первого состоялась как раз в 2006-м — успех тогда был колоссальный: доля аудитории 40 процентов. В нынещнем телесезоне на канале «Россия 1» шоу провалилось, однако о его завершении речи пока не шло.

2007 год

Главный телерекорд года — феноменальный рейтинг фильма Павла Лунгина «Остров», получившего несколько кинематографических премий. Его телепремьера состоялась на канале «Россия» в Рождество, 7 января. Тематика фильма полностью соответствовала этому празднику, и «Остров», лишенный каких-либо, привычных для массовой публики жанровых приключений, собрал у экранов телевизоров 42 процента общероссийской аудитории (рейтинг 20 процентов). Социологи и телепродюсеры тогда ломали головы, что произошло со зрителем, который вдруг в едином порыве захотел приобщиться к философскому смыслу «Острова». Примечательно, что когда фильм, спустя несколько месяцев снова показали в эфире, он собрал очень небольшую часть зрителей — всего 8 процентов. Но первый показ «Острова» Павла Лунгина вошел в историю российского телеэфира.

Еще один российский фильм попал по итогам 2007-го года в топ-10 — «Живой» Александра Велединского. На «Первом канале» его посмотрело 40,4 процента аудитории.

Вторая часть «Диверсанта» — «Диверсант. Конец войны», военный боевик с теми же главными героями, стал сериальным хитом 2007-го года. Сначала на «Первом» повторили первую часть, а следом — показали премьеру второго сезона. «Диверсант. Конец войны» собрал долю аудиторию в 43 процента. В течение последующих лет сериальная связка «Диверсант» и «Диверсант. Конец войны» многократно использовалась в эфире «Первого канала» 9 мая, и это всегда приносило высокие рейтинги.

В 2007-м году среди лидеров эфира, впервые за последние годы, вновь появилось НТВ. С 2002 года десятка самых популярных программ, фильмов и сериалов целиком состояла только из проектов «Первого» и «России». К этому времени уже больше года основу программной политики НТВ составлял трэш — скандалы, расследования, криминальная тематика. И это приносило каналу стабильно высокие рейтинги. Видя такую зрительскую реакцию, НТВ все больше усиливает градус. Одним из главных поставщиков рекордных рейтингов у НТВ становится еженедельная программа «Чистосердечное признание» («ЧСП»), которая выходит в разгар воскресного вечера, в 20.00.

В 2006 году выпуск о людоедах в рамках «ЧСП» вызвал негодование широкой общественности, включая депутатов Госдумы. Депутаты обратились к руководству НТВ, а так же к гендиректорам других каналов, с заявлением о недопустимости сцен жестокости и насилия в национальном телеэфире. Но на НТВ не останавливались на достигнутом и в феврале 2007 года в рамках «Чистосердечного признания» вышел фильм под названием «Детки в клетке». В нем были откровенно жестокие сцены — в эфире крупным планом показывали увечья и травмы детей, которых собственные родители или близкие путем пыток и издевательств в буквальном смысле доводили до животного состояния: морили их голодом, избивали, сажали на цепь или в клетки и в таком состоянии держали по несколько месяцев и даже лет.

После показа этого фильма в рамках «Чистосердечного признания» общественность почему-то уже не возмущалась, молчали и депутаты. А зрители все эти ужасы поглощали, судя по рейтингам, с большим вниманием — общероссийская доля аудитории фильма «Детки в клетке» на НТВ составила 35 процентов. При такой коммерчески выгодной зрительской реакции, НТВ и дальше продолжало тиражировать аналогичные форматы и сюжеты.

2007 год — последний, когда в телевизионном хит-параде появляется Максим Галкин. В 2008-м году он перешел на канал «Россия 1», поскольку ВГТРК предложила ему лучший по финансовым условиям контракт, чем был у него на «Первом». В 2007 году «Проводы Старого года с Максимом Галкиным» заняли четвертое место, собрав у экрана почти 40 процентов аудитории. Перейдя на канал «Россия» Галкин только однажды вошел со своими проектами в десятку самых популярных телепроектов года — это было в 2012-м. Да и то, этот проект был уже не сольный. Полоса рекордных рейтингов Максима Галкина осталась в прошлом.

Вышедший в 2007 году сериал «Ликвидация» Сергея Урсуляка, пожалуй, один из главных сериальных хитов двухтысячных, в топ-10 в год выпуска не попал. Премьера состоялась 2 декабря, в день выборов в Государственную думу. Канал «Россия 1», поставив свою громкую премьеру на этот день, тем самым хотел привлечь к телеэкранам как можно больше зрителей: чтобы и сериал смотрели, и новости про результаты голосования узнавали. Доля аудитории у «Ликвидации» была очень высокая — 38,4 процента, но это всего лишь 15 место в топ-20 по итогам года.

2008 год

2008-й — единственный год за 12 лет, когда новогоднее обращение президента не попало на первые строчки в списке самых популярных телепроектов года — оно разместилось лишь на третьем месте. И дело даже не в том, что после двух президентских сроков Владимира Путина главной государства стал Дмитрий Медведев, а в том, что в 2008 году проходил Чемпионат Европы по футболу, где российская сборная достигла невиданных до этого результатов. Рейтинги чемпионата тоже вошли в золотой фонд.

Сразу три матча сборной России, где наши убедительно выигрывали, вошли в топ-10 с огромными показателями. Игру Россия — Швеция на «России 1» смотрело 65 процентов аудитории, матч с голландцами, закончившийся убедительной победой российской сборной, на «Первом» — 62 процента. Но рекорд телевизионного смотрения установил полуфинальный матч Россия — Испания. Его на канале «Россия 1» посмотрело 70 процентов телевизионной аудитории (рейтинг 26,8 процента). Это второй в истории российского телевидения показатель аудитории, перешагнувший рубеж в 70 процента. Первый тоже был футбольный — игру наших с японцами на Чемпионате мира по футболу смотрело 75 процентов зрителей (см.главу 2002 год).

2008 год был примечателен некоторыми новыми деталями в рядах телелидеров. Впервые за долгие годы поздравление президента 31 декабря активно смотрят не только на «Первом канале», но и на «России 1». Впрочем, «Первый» все равно выбирают больше — доля президентского поздравления здесь почти 40 процента против 34,2 процента у «России 1».
.
Во-вторых, интересен невероятный успех многосерийного сериала «Татьянин день», который для «Первого канала» снимала телекомпания «Амедиа». «Татьянин день» — российская версия колумбийского сериала «Война роз», он с успехом прошел в странах Латинской Америки. Компания «Амедиа» стала для российского российского телеэфира одним из первопроходцев жанра длинной теленовеллы. В основе таких новелл, как правило, были западные адаптации. «Татьянин день» (это 221 серия!) шел в эфире «Первого» почти год: с 12 марта 2007-го по 25 января 2008 года. Это был самый громкий успех такой длинной теленовеллы в прайм-тайм. Высокие рейтинги были у сериала «Не родись красивой» на СТС в 2005-м (тоже производство «Амедиа»), но «Татьянин день» на «Первом» установил еще более высокую планку.

В главных ролях в сериале снимались молодые артисты Анна Снаткина и Кирилл Сафронов. Спроси сейчас зрителей, смогут ли они с ходу узнать этих артистов и назвать фильмы (сериалы), в которых они снимались, вряд ли найдется много людей, способных дать быстрый ответ. Но в 2008-м году «Татьянин день» просто накрыл собой эфир, а жизненные перипетии Татьяны Разбежкиной взволновали подавляющее количество российских телезрителей. Сериал закончился, как и положено, 25 января, в Татьянин день. Заключительные серии увидело 44,6 процентов аудитории. А после окончания сериала еще 47,4 процента смотрели специально подготовленное к окончанию сериала шоу «Татьянин день. Объяснение в любви».

В 2008-м, впервые за весь изученный период, в топ-10 попала информационная программа. До этого в десятках встречались только сериалы, шоу, фильмы и спортивные трансляции. Но и этот выпуск программы «Время» попал в топ-10 не потому что в нем было что-то особенное, а потому что он был в эфире 25 января, как раз сразу после окончания сериала и перед шоу «Татьянин день. Объяснение в любви».

Ну и еще два сериала, которые, судя по рейтингам, остались весьма знаковыми для зрителей. «И все-таки я люблю...» — мелодрама Сергея Гинзбурга, где история героини Татьяны Арнтгольц сразила аудиторию коллизиями своей женской судьбы. Реакция зрителей тут была весьма примечательна: максимальный рейтинг (доля 41 процент) у «И все-таки я люблю...» был в одной из самых драматичных серий, в середине длинного показа (всего 24 серии). То есть создатели очень точно просчитали свою аудиторию. Ну а приключенческий «Апостол» запомнился, прежде всего, тем, что Евгений Миронов сыграл там сразу две роли. Два брата-близнеца: один — учитель, другой — уголовник. Когда уголовник погибает, учитель по заданию НКВД должен перевоплотиться в брата и стать диверсантом, «учеником» немецкой разведшколы. Здесь максимальный рейтинг был в начале показа — доля аудитория на «Первом» — более 36 процентов.

В 2008 году из топ-10 окончательно исчезли юмористические программы. Сборные концерты уже не добирались до вершин хит-парада. Они, конечно, по-прежнему собирали залы и рейтинги, но не повсеместно, а локально. Максим Галкин тоже больше не блистал. В 2008-м «Новогодний парад Звезд с Максимом Галкиным и Николаем Басковым» на канале «Россия 1» уже лишь на 19-м месте, хотя и с высокой для канала долей 32,8 процента.

2009 год

На этот раз президент Медведев со своим новогодним обращением устоял на первом месте. На «Первом канале» 31 декабря его смотрели чуть активнее, чем один из решающих матчей отборочного тура чемпионата мира по футболу. 10 октября матч сборных России и Германии закончился со счетом 0:1. Его посмотрело на «Первом» 44,6 процента аудитории. На чемпионат-2010 наши не попали, проиграв затем еще и Словении.

В 2009 году новогодний огонек, а это традиционный король телеэфира, у «Первого» выиграла «Россия 1». Эта битва — кто из двух госканалов кого обойдет в новогоднюю ночь — будет актуальна всегда: для них это не менее важно, чем кого больше смотрят во время «прямой линии» Владимира Путина. Новогодняя ночь на самом деле даже важнее, только вслух ни один телеканал в этом никогда не признается. «Новогодний огонек на Шаболовке- 2010» смотрели 36 процентов телезрителей, а «Оливье-шоу» на «Первом» — 32,4 процента. В топ-10 вошли оба проекта, но эти несколько процентов разницы — дело больших амбиций.

Непостижимым был успех фильма «Плесень». Как объяснить, что такое огромное количество людей (а это четвертое место по итогам 2009 года) в разгар воскресного вечера полтора часа сидели у телевизора и смотрели фильм «о природе и свойствах плесени»? Доля аудитории фильма оставила почти 35 процентов с рейтингом выше 15 процентов (почти каждый шестой у телеэкрана). У создателей фильма «Плесень» уже был опыт с «Великой тайной воды» — но на канале «Россия». Там ученые и узкие специалисты говорили о свойствах и силе воды. Как ни странно, плесень привлекла людей больше. На «Первом канале» не только крупно показывали разные виды грибков и плесени, но еще и вставляли исторические реконструкции — игровые фрагменты о том, как плесень влияла на мировую цивилизацию. В итоге доля «Плесени» — более трети всех включивших телевизор.

Сериал «Доярка из Хацапетовки. Вызов судьбе» — тоже из разряда имен нарицательных. Сначала это был просто фильм — мелодрама «Доярка из Хацапетовки» на канале «Россия 1». Показатели у фильма оказались высокими, и создатели решили не упускать счастливый шанс и снять сериал. Потом еще и еще, а потом появился и «Вызов судьбе». И вот вершина популярности — 36 процентов аудитории. Зрители пристально следили за судьбой простой девушки из Хацапетовки, выбившейся в люди, ставшей в финале богатой, успешной и, конечно, счастливой.

2010 год

В 2009 году новогоднее поздравление Дмитрия Медведева на «Первом» отстояло первое место, немного обогнав футбол. Год спустя основным соперником по количеству зрителей у президентского обращения 31 декабря стал фильм Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение». Конечно, успех был предсказуем. Успешный прокат, невозможное количество рекламы этого фильма, но главное — сюжетное продолжение легендарной рязановской «Иронии судьбы, Или с легким паром!». Все это сделало свое дело — зрительский успех «Иронии судьбы. Продолжение» вечером 1 января на «Первом» был очевиден: доля 36 процентов и рейтинг 15 процентов (почти каждый шестой).

В топ-10 2010 года сразу вошли три проекта НТВ. На четвертом месте выпуск «Чистосердечного признания». От ужасов, жестокостей и трэша формат постепенно сместился к историям про знаменитых людей. В этот раз выпуск на НТВ посвятили трагической смерти Владислава Галкина, очень любимого зрителями. Именно в двухтысячных актер как никогда много снимался в сериалах, вошедших в золотой фонд российского телевидения. У этого выпуска «ЧСП» доля была рекордная не только для НТВ, но и для всех программ года в целом.

Ну а главным сериалом стал «Глухарь». Когда он впервые появился в эфире, на НТВ начался невероятный рост рейтингов. И каждая следующая часть — «Глухарь. Продолжение» и заключительная, «Глухарь. Возвращение» — имели огромный зрительский успех. Причем успех одинаковый как в Москве, так и других городах. Пока «Глухарь» и все его части шли в эфире, каждая его серия стабильно собирала более трети всей телевизионной аудитории. Для «Первого» и «России 1» показ «Глухаря» на НТВ был головной болью — рейтинги сериала перекрывали прайм-тайм обоих госканалов. Образ капитана, а затем уже и майора Глухарева в исполнении Максима Аверина, который и взятки может брать, и закон нарушить, но и за товарища постоять, оказался близок очень большому количеству зрителей. Далеко не только тем, кого принято считать целевой телевизионной аудиторией — иначе откуда было бы взяться таким цифрам. В среднем доля аудитории «Глухаря» составила 35 процентов аудитории. Максимальный показатель выходил на уровень 37-40 процентов зрителей. Такого успеха не было ни до ни после ни у одного сериала НТВ.

В 2010-м начался рейтинговый взлет ток-шоу «Пусть говорят». В 2009-м программа Андрея Малахова была только на 19-месте, хотя главными героинями вошедшего в топ-20 выпуска были Алла Пугачева и Кристина Орбакайте с эксклюзивной историей про сына Орбакайте Дени, которого забрал к себе отец Руслан Байсаров. А в 2010-м «Пусть говорят» оказывается сразу на восьмой строчке. Поездка Малахова в психиатрическую клинику в Израиль, где прямо в больничной палате, сидя на койке в пижаме, с ним откровенничал Филипп Киркоров, собрала очень высокие рейтинги на «Первом». Даже лента Facebook в тот день была полна комментариями сцен из этого выпуска «Пусть говорят». Чего уж говорить о среднестатистическом зрителе, который видит плачущего Киркорова в психушке, эксклюзивно признающегося Малахову, как несправедлив по отношению к нему мир. В итоге у телеэкрана собралось почти 34 процента общероссийской аудитории.

2011 год

Если фильм про плесень в течение полутора часов смотрело более трети телевизионной аудитории, то удивляться, что программу, посвященную якобы секретному архиву предсказательницы Ванги выбрало еще больше зрителей, не приходится. И снова отличился канал НТВ. Показанная в апреле программа «Ванга возвращается! Секретный архив предсказательницы» собрала в эфире долю аудитории более 40 процентов! Для показателей 2011-го года это — рекорд рекордов. Даже доля аудитории президентского новогоднего поздравления на «Первом» составила 38,7 процента и только благодаря рейтингу — 18,3 процента у Медведева против 16,2 процента у Ванги, — глава государства остался в лидерах эфира.

Что именно хотели узнать люди, которые пятничным вечером сидели у телевизора и смотрели целый час эту передачу о Ванге (фильм изобиловал любительскими кадрами, комментариями экспертов-ясновидящих, кроме того в студию привезли французскую девочку, которой Ванга якобы передала свой дар), мы никогда не узнаем. Но то, что такое количество активных, в том числе работающих мужчин и женщин, в качестве досуга в пятницу вечером выбрали именно эту программу, красноречиво свидетельсвутет не столько о телевидении, сколько о самих телезрителях. Через два месяца этот «секретный архив» Ванги опять показали на НТВ, и доля аудитории оказалась вдвое меньше, но все равно зрителей было немало — то есть те, кому хотелось снова что-то узнать про предсказательницу, еще остались, а кто-то, возможно, пересматривал по второму разу.

Андрей Малахов, между тем, наращивал обороты: за год с восьмого места он переместился на четвертое. Вместо Филиппа Киркорова на этот раз была Маша Распутина — ее исповедь о сложных отношениях со старшей дочерью, которую она бросила, нашла отклик у зрителей. В итоге — почти 34 процента аудитории.

Из 120 представленных здесь телепроектов единственный зарубежный — «Аватар» Джеймса Кэмерона. И его же «Титаник», и «Аватар» смогли сравняться по популярности с российскими кинопремьерами и сериалами. Но «Аватару» повезло особенно — этот фильм на «Первом» показывали уже трижды, и каждый раз он оказыавлся в числе рейтинговых лидеров. Причем высокие рейтинги показывают даже повторы. Первый показ «Аватара» по телевизору (разумеется, безо всяких 3D-технологий) собрал почти 32 процента аудитории: фильм смотрел примерно каждый девятый.

2012 год

В год, когда Владимир Путин вернулся на третий президентский срок, новогоднее поздравление президента занимает сразу две первые строчки. Такого не было ни разу с 2002 года. На первом месте — «Первый канал», здесь новогоднее поздравление Путина смотрело 37,7 процента общероссийской аудитории. На втором месте — «Россия 1», у них 31 декабря с президентом встречали Новый год 27 процентов зрителей.

Собственно сами президентские выборы — и это еще более показательно — нашли отражение в итогах 2012 года. Если посмотреть на предыдущие годы, то ни разу за все это время информационные форматы (если рассматривать их строго по жанру, а не по идеологическому наполнению) по актуальным событиям не попадали в топ-10. Да и вообще новости за 12 лет среди 120 телепроектов упоминаются очень редко. Но информационный канал «Выборы президента России», который начался на «Первом» 4 марта в 21.00, когда закрылись все избирательные участки в стране, попал в топ-10 года на 6 место. Попал, конечно, не весь многочасовой эфир, в котором, в традиционной для государственного телеканала стилистике восторженно обсуждали итоги президентских выборов и победу Путина, а лишь его первые сорок минут. Понятно, что зрителей интересовали первые проценты, предварительные результаты голосования. Доля аудитории на «Первом» с 20.50 до 21.30 составила 28,5 процента — у экранов был почти каждый девятый. Опять-таки, рейтинги не дают ответа на вопрос, сколько среди этих 28 процентов аудитории было сторонников или противников Владимира Путина — скорее, здесь зафиксирован интерес именно к информационному поводу.

И еще одна деталь, связанная с выборами. 4 марта «Первый канал» поставил в прайм-тайм беспроигрышный хит — фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Его посмотрели 28,4 процента зрителей, многие из которых, судя по одинаковым цифрам, потом плавно перетекли в просмотр подведения президентских выборов. С одной стороны, это выглядит как вплоне обычный, просчитанный программный ход. Но если вспомнить историю со слезой Владимира Путина, во время его первого выступления уже в качестве вновь избранного президента на Манежной площади, то название фильма, предшествовавшего подведению итогов президентских выборов, приобретает другой смысл.

В 2012-м — снова большой футбол, чемпионат Европы и очередной зрительско-болельщицкий бум. На третьем месте по количеству зрителей — знаковый матч между сборными России и Польши, который состоялся в День России, 12 июня. Тогда команды сыграли со счетом 1:1, за игрой на «Первом канале» следило почти 40 процентов аудитории страны. За матчем с греками спустя четыре дня на том же «Первом» — 37 процентов зрителей. Нашей сборной зрительское участие не помогло — из группы она тогда не вышла.

Андрей Малахов в 2012 году снова оказывается наверху хит-парада. Бенефис певца Витаса, решившего откровенно рассказать о своей личной жизни на всю страну, собрал более 30 процентов аудитории, это четвертое место в топ-10.

И еще одно интересное обстоятельство: в 2012 году, при всей любви российских зрителей к сериалам, в топ-10 не попал ни один! Такое за исследуемый период произошло впервые. Ближайший к верхушке хит-парада сериал, собравший максимальное количество зрителей за год, находится лишь на 16-м месте: это проект канала НТВ с названием «Легавый».

2013 год

В 2013 году Владимир Путин с новогодним поздравлением вновь в лидерах и опять на двух госканалах. На «Первом» 31 декабря его смотрело почти 36 процентов аудитории, на «России 1» — 24,3 процента.

Между двумя президентскими поздравлениями каким-то удивительным образом пробился снятый на Украине сериал «Нюхач». Сначала он с успехом прошел там, а потом и в России. Главный герой — частный сыщик-самородок, который все определял по запаху. Сериал шел в самом конце года, сразу после окончания нашумевшей «Оттепели» Валерия Тодоровского. «Оттепель» прошла в эфире хорошо, но в топ-20 по показателям не добралась. А «Нюхач», который закрывал на «Первом канале» прайм-тайм в конце 2013 года, получил максимальный показатель в 30 процентов доли аудитории.

Еще один сериал, попавший топ-10, — «Пепел», главная премьера «России 1», на которую канал делал серьезную ставку. Раскрутка в эфире началась чуть ли не за полгода до премьеры. Главной приманкой для зрителей стали исполнители главных ролей — Владимир Машков и Евгений Миронов, чьи герои меняются судьбами — уголовник становится офицером, а офицер превращается в бандита. «Пепел» встретили неоднозначно: критика в полном единодушии сериал разгромила, но зрительская реакция была иной — рейтинги «Пепла» были достаточно высоки, в среднем сериал смотрело более четверти общероссийской аудитории.

Андрей Малахов прочно удерживает свои рубежи в эфире, его ток-шоу «Пусть говорят» уже несколько лет остается самой популярной российской программой, которую каждый вечер, с понедельника по пятницу, смотрит около четверти всех включивших в стране телевизор (это только согласно официальной статистике). Такой рекорд пока установить никто больше не в силах, и даже приблизиться к постоянной малаховской аудитории пока никому не удается.

Примечательный тренд: в 2013 году эфир покорили два шоу. «Голос», выходящий по лицензии на «Первом канале», российские зрители полюбили еще годом ранее, но до топ-10 в 2012 году он не дотянул. Спустя год, с самого первого выпуска, показатели «Голоса» перешагнули порог доли аудитории в 30 процентов, как в Москве, так и в других городах. В среднем «Голос» в течение нескольких месяцев так и продолжала смотреть треть общероссийской телеаудитории, что принесло программе шестое место в списке. Судя по откликам в социальных сетях, «Голос» одинаково полюбили и те, кто давно перестал включать телевизор, и те, для кого просмотр телевизора — один из главных видов досуга. Поэтому неудивительно, что к началу «Голоса» на «Первом» количество зрителей у канала резко вырастало. Конкурентам к показателям приблизиться было трудно.

А в первой половине телесезона три месяца в эфире «Первого» господствовала другая лицензионная передача — «Один в один!». Это шоу двойников, когда одни музыканты полностью перевоплощаются в своих коллег по цеху, а жюри оценивает их как раз по тому, насколько похоже у них получается изобразить оригинал. «Один в один!» с точки зрения рейтингов несомненно было самым успешным и популярным шоу года. Если посмотреть показатели в отдельных городах страны, то там цифры превышали 40 процентов. В среднем же по стране «Один в один!» смотрело более 30 процентов аудитории — это четвертое место.

Неудивительно, что на волне такого успеха ВГТРК предложила продюсерам шоу перейти в эфир главного телеканала холдинга — «Россия 1». Но «Первый канал», рассчитывавший на второй сезон «Один в один!», сдаваться без боя не стал. Со 2 марта зрители теперь смотрят два похожих друг на друга проекта: на одном госканале («Россия 1») идет новый сезон «Один в один!» и прямо лоб в лоб с ним на другом («Первом») — «Точь-в-точь». Повторить прошлогодний триумф программе «Один в один!» не удалось: сейчас его рейтинги почти вдвое меньше, чем в прошлом году, когда шоу выходило в эфире «Первого канала». А «Точь-в-точь» пока побеждает.

В 2013 году в топ-10 впервые не попал ни один новогодний огонек и ни одно новогоднее шоу.

* * *

Каким оказался итог зрительских предпочтений в России за 12 лет? Из представленных 120 самых популярных телевизионных проектов 81 раз зрители выбирали «Первый канал» и он с подавляющим отрывом опережал все эти годы своих конкурентов. Канал «Россия1» за 12 лет попадал в топы 34 раза, канал НТВ — 5 раз.

Самым популярным в России телевизионным жанром, несомненно, являются отечественные сериалы. За 12 лет из 120 упоминаний сериалы встречаются 26 раз, кино — 15 раз. Спортивные трансляции — 6 раз, и это только матчи либо чемпионата мира по футболу (иногда отборочные), либо чемпионата Европы. За эти 12 лет футбол, безусловно, стал абсолютным национальным видом спорта — ни хоккей, ни фигурное катание не смогли к нему приблизиться с точки зрения рейтингов. Музыкальные концерты и юмор разного уровня за 12 лет — шесть и семь раз соответственно. И новости, какими бы они не были в стране, в число самых популярных телепроектов попадали всего семь раз.

Безусловный лидер всех телевизионных хит-парадов за 12 лет — новогоднее обращение президента. Будь то Владимир Путин или Дмитрий Медведев, а каждый год 31 декабря в 23:55 большинство россиян включают телевизор, чтобы не пропустить бой курантов и наступление нового года. Как оказалось, Россия, исходя из телевизионных рейтингов — страна Нового года. Этот праздник и его воплощение в телевизоре для большинства российских граждан затмевает все. Именно у новогодних шоу самые высокие телевизионные рейтинги в стране каждый год. Ни трагедия «Норд-Оста», ни теракт в Беслане не смогли вывести в лидеры новости, из которых бы люди узнавали подробности этих страшных событий. В стране все равно больше смотрели сериалы, ток-шоу и Максима Галкина.

Можно уверенно предположить, что и в 2014 году, несмотря на чрезвычайную, фактически военную, ситуацию в отношениях между Россией и Украиной, новости вряд ли выйдут по рейтингам на первый план. Их, конечно, смотрят и за ними следят, но весь топ-10 самых популярных телепроектов за этот год наверняка займут трансляции сочинской Олимпиады. И, конечно, новогоднее поздравление президента.

Обсудить  

Другие материалы рубрики

13:55 18 октября 2014

Поощрить хакера

Как любопытство к чужим секретам использовать в «мирных целях»
16:49 15 сентября 2014

Перетягивание бюджетов

Мобильная реклама все активнее забирает «цифровые» рекламные деньги

Россия

Владимир Путин «Атака на Путина – атака на Россию»
Вячеслав Володин задал тон дискуссии международных экспертов на Валдайском форуме в Сочи
Разбился в полночь
Подробности авиакатастрофы в московском аэропорту Внуково
«Совесть есть?»
Монолог 73-летнего врача, осужденного за оказание помощи раковому больному
Аэропорт «Внуково» 21 октября 2014 года «У пилота практически не было шансов»
Эксперт по авиационной безопасности о возможных причинах катастрофы во Внуково

Построить за два часа
Загородный дом — это не так долго и дорого, как вы думаете
Снаружи и внутри
Самые маленькие дома в мире гораздо просторнее, чем кажутся
А в цеху его нет...
Московские промзоны, которые расстались со своим заводским прошлым
Отымущество
Все, что вы хотели знать о новом налоге на недвижимость, но боялись спросить
На районе
15 столичных достопримечательностей рядом с вашим домом