Высокие цены на нефть, самая серьезная опора российской экономики, могут начать движение вниз — об это свидетельствует реакция рынка на новость о возвращении в строй нефтяных терминалов Ливии, а также данные среднесрочных экономических прогнозов крупнейших инвестиционных банков. Пессимистические прогнозы говорят о возможности снижения цен на нефть марки Urals до 70 долларов за баррель.
Цены на нефть 9 апреля снизились впервые за три дня, отреагировав на новость о соглашении об открытии портов между ливийскими повстанцами и правительством. Среди долгосрочных рисков снижения цен можно назвать риск переинвестирования в сланцевую нефть по аналогии со сланцевым газом. Это задача не близкого будущего — пока себестоимость ее добычи довольно высока (примерно 80 долларов за баррель), для реализации этого проекта необходим технологический прорыв. Уменьшению нефтяных цен будет способствовать и открытие значительных нетрадиционных (трудноизвлекаемых) запасов нефти: В последние пять лет были открыты нетрадиционные запасы нефти более чем на 1 триллион баррелей, что эквивалентно более чем 30 годам поставок. Вопрос опять же в цене ее добычи.
В трехлетний бюджет России на 2014-2016 годы заложена цена на нефть на уровне 93 доллара за баррель в 2014 году, 95 долларов за баррель — в 2015 и 2016 годах. Затем этот прогноз повышался, и даже сейчас российские власти уверены в благоприятной для них динамике нефтяных цен: так, по словам замминистра экономического развития Андрея Клепача, прогноз среднегодовой цены на нефть в очередной раз повышен — до 104 долларов за баррель. Пока что внешняя конъюнктура не угрожает сбалансированности бюджета, но уже в ближайшем будущем этот тренд может измениться. Так, согласно ежеквартальному прогнозу Saхо Bank (крупной европейской инвестиционной компании с банковским статусом), в 1-м полугодии 2015 года следует ожидать падения стоимости сырья, в том числе сырой нефти. Банк советует инвесторам фиксировать прибыль в 3-м квартале 2014 года. Прогнозы международных финансовых организаций, таких как МВФ и Всемирный банк, также указывают на снижение цен в среднесрочной перспективе.
Политическая ситуация в мире не способствует росту цен на нефть — это касается как спроса, так и предложения на черное золото в рамках мировой экономики. «Со стороны спроса на рынки давит динамика ВВП крупнейшего потребителя нефти — экономики Китая, которая продолжает замедляться, — говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Александр Апокин, — также в „минус“ играет, увеличивая чувствительность к негативным шокам, фактор ликвидности в виде сворачивания стимулирования ФРС». Со стороны предложения снижению цен на нефть будет способствовать решение иранской проблемы, стабилизация ситуации в Сирии и, возможно, Ливии, отмечает эксперт. Политические риски в международных отношениях, как правило, лишь подгоняют рост нефтяных цен, но сейчас ситуация такова, что, несмотря на изобилие рисков и международную напряженность (связанную, в частности, с обстановкой на Украине), цены на нефть не будут реагировать на них. «Предотвратить падение цен на нефть мог бы новый всплеск политических рисков. Однако для Ирана ожидается новое сокращение санкций (негативно для цен на нефть), а санкции для России пока что не затрагивают напрямую рынок нефти», — полагает Апокин.
Если цены на нефть снизятся, это может сделать бюджетные обязательства страны сложно выполнимыми. Нефть (с нефтепродуктами) и газ — это 70 процентов стоимости всего российского экспорта, доходы бюджета находятся в прямой зависимости от него. Однако на руку бюджету сыграл другой процесс — плавная девальвация национальной валюты, которая идет в России с января этого года. Поэтому, если бюджет и проиграет из-за падения цен на нефть, номинально он будет наполнен рублями из-за ослабления стоимости национальной валюты. «С учетом ослабления рубля и возможного пересмотра плановых показателей российский бюджет по итогам года может стать профицитным. Устойчивость бюджетной конструкции и контроль уровня инфляции, по моему мнению, являются одними из самых важных аспектов с точки зрения макроэкономической политики России на современном этапе», — говорит директор департамента управления ресурсами Инвестторгбанка Олег Тежельников. Сейчас бюджет условно сбалансирован как дефицитный (дефицит не превышает 1 процент). Но уменьшение цены на нефть до 80 долларов за баррель уже повлечет за собой потерю примерно 2 процентов ВВП, подсчитали специалисты, и никакой эффект девальвации тогда не сможет сделать бюджет профицитным.
Последнее глубокой падение нефтяных цен наблюдалось в 2009 году — тогда, на фоне мирового экономического кризиса, они опускались ниже 45 долларов за баррель. Российская экономика тогда ушла в минус. И сейчас скачки цен на нефть отслеживают как индикатор будущего российской экономики. В настоящее время таких катастрофических прогнозов нет — цены будут снижаться довольно долго, но резких скачков не будет. «До начала военных действий в Ливии цена на нефть составляла 75-80 долларов за баррель, соответственно, это является уровнем, к которому теоретически этот показатель может снова вернуться», — полагает аналитик аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Егор Двинянин.
Но вряд ли именно события в Ливии могут стать основной причиной для падения нефтяных цен, пусть и постепенного: «Несмотря на то что уже к 2013 году производство нефти в этой стране восстановило докризисный уровень, стоимость черного золота не снизилась. С другой стороны, когда летом 2013 года возникли проблемы с нефтепроводом и, соответственно, с экспортом нефти, мы также не видели резкого роста цены на нефть. Таким образом, очевидно, что нынешнее решение об открытии экспортных терминалов если и повлияет на ситуацию, то не очень значительно. В Ливии продолжается конфликт правительства и повстанцев, которым подконтрольны основные нефтедобывающие области, и конца этому конфликту не видно. А это значит, что цена на нефть пока будет оставаться высокой», — резюмирует эксперт.
Не только расширение предложения, но и сужение спроса готово подтолкнуть цены вниз. Новая фаза экономического кризиса характеризуется серьезным торможением экономического роста у развивающихся стран — а это, прежде всего, удар по потреблению. «Цена на нефть марки WTI к середине года может снизиться к отметке 70 долларов за баррель. Подобное снижение окажет серьезное давление на курс рубля, который может снизиться к отметке в 38-39 рублей за доллар. Снижение курса рубля будет проявляться в темпах роста инфляции и поставит ЦБ РФ в безвыходное положение, когда темпы роста экономики будут низкие, а стимулировать экономический рост будет невозможно снижением ставки рефинансирования из-за высоких темпов инфляции», — отмечает аналитик MFX Broker Сергей Некрасов.
Но даже если цена на нефть не упадет, общее благосостояние и уровень жизни могут снизиться: виной всему — экономический кризис, и одна из его особенностей как раз в том, что цены на нефть больше не являются драйвером экономического роста в стране.
Многие аналитики говорят о том, что сейчас фактор высоких цен на нефть перестает быть определяющим для российской экономики — то есть даже дорогая нефть не становится локомотивом экономического роста. А с ним дела обстоят неважно: в апреле Минэкономразвития снизило прогноз роста экономики в 2014 году до 1,1 процента. Это еще не полновесная рецессия, как в 2008-2009 году, но очень глубокая стагнация, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности. И пока не найден новый драйвер роста, оживить российскую экономику будет неспособен даже двукратный рост цен на сырье. «Состояние платежного баланса ухудшается из-за оттока капитала, а бюджет все сложнее сбалансировать из-за роста государственных расходов. Это может привести к снижению занятости и падению уровня жизни даже при стабильных ценах на нефть», — считает начальник аналитического департамента управляющей компании «Русский стандарт» Сергей Суверов. Важный рубеж для России — отметка в 100 долларов за баррель: краткосрочное снижение цен на нефть до этого предела не может быть угрозой для страны, полагает он. Впрочем, даже такие относительно высокие цены не спасают экономику от стагнации, а рубль от снижения.
И несмотря на это, Россия заинтересована в поддержании высокой цены на нефть как с точки зрения хотя бы частичного восстановления экономического роста, так и сбалансированности бюджета страны. «Серьезных изменений в структуре невосполнимых природных ресурсов пока не видно, наш среднесрочный прогноз составляет в пределах 95-110 долларов США за баррель», — заявил Олег Тежельников.